Создание дивизии СС «Галичина» началось после того, как Советский Союз нанес немцам сокрушительное поражение под Сталинградом, изменившее весь ход военных действий на Восточном фронте. 6 февраля 1943 года с благословения митрополита А. Шептицкого Андрей Мельник шлет послание начальнику штаба верховного командования вермахта, генерал-фельдмаршалу В. Кейтелю: «... Кажется пришло время включить Украину (т. е. украинских националистов. - Варяг) в антибольшевистский фронт... Необходимо сформировать боеспособное украинское войско... К сожалению, на протяжении последних двух лет было утеряно множество возможностей... Необходимо этот вопрос перенести в сферу практических действий без волокиты и траты времени. Надеюсь, что проблемы формирования украинских вооруженных сил в том виде, в котором мы тут изложили, найдет у Вас, господин генерал-фельдмаршал, надлежащее понимание и внимание... Украинские верноподданные и, прежде всего, военные круги готовы к разрешению этого вопроса, которому мы во имя победоносного окончания борьбы с Москвой придаем огромное значение, стремимся принять участие и отдать себя в распоряжение главного командования вооруженных сил». Эту инициативу поддержал губернатор дистрикта «Галиция» группенфюрер СС Отто Вехтер. Тарас Гунчак в книге «У мундирах ворога» пишет, что разрешение на формирование украинской дивизии, которая бы вошла в состав войск СС, Вехтер получил от Гиммлера. «Во время беседы 4 марта 1943 года Вехтер передал Гиммлеру письмо с предложением, если Гиммлер это одобрит, обговорить с украинскими «проводниками» создание добровольческой дивизии СС «Галичина». 28 марта 1943 года Вехтер известил Гиммлера о том, что он в целом поддерживает создание дивизии. Для того чтобы заручиться поддержкой влиятельных чинов СС, Вехтер переговорил с Крюгером, генералом СС, а через два дня - с шефом штаба СС группенфюрером Бергером. Вдохновленный успехом этих переговоров 12 апреля 1943 года Вехтер созвал совещание, на котором должны были высказать свое мнение о формировании дивизии руководители партии, высшие функционеры из полиции СС» (К., 1993, с. 142).
Из этой книги мы узнаем одну интересную деталь. Участники совещания, на котором присутствовали десять нацистских лидеров, условились, что «исходя из психологических и политических соображений» следует избегать слова «полиция» в названии формирования. Т. е. речь шла о создании полицейской «охранной», а именно карательной дивизии в войсках СС, и именно это надо было скрыть. Гиммлером также был наложен запрет на любое упоминание слова «украинская» в контексте формирования дивизии.
Ее создание было официально оформлено 28 апреля 1943 года специальным актом губернатора Галиции Вехтера. Текст присяги галичанских эсесовцев гласил: «Я служу тебе, Адольф Гитлер, как фюреру и канцлеру Германского рейха, верностью и отвагой. Я клянусь тебе и буду покоряться до смерти. Да поможет мне Бог» (журнал «Український історик», Нью-Йорк - Торонто - Мюнхен, 1981, № 1, с. 163).
В день провозглашения о создании дивизии СС «Галичина» Вехтер издал секретную директиву относительно проведения призыва, во время которого ни в коем случае не должно создаваться впечатление, будто бы немцы рассчитывают на помощь украинцев и что украинцы являются немецкими союзниками. Призывные комиссии должны акцентировать внимание на том, что «украинцы активно привлекаются к борьбе с большевизмом».
Для формирования дивизии была создана Войсковая (иногда пишут Боевая) управа, в состав которой вошли представители Украинского центрального комитета (УЦК). Возглавлял ее полковник Альфред Бизанц.
За пропаганду вербовки отвечало пресс-бюро Центрального комитета, подчиненное отделу по культурным делам, возглавляемому Михаилом Кушниром. Пресс-бюро имело в своем штате писателей и журналистов, которые писали статьи и репортажи, публиковавшиеся главным образом в газетах «Краківські вicтi» и «Львівські вiстi». По городам и селам Галиции разъезжали представители Военной управы с докладами, в которых убеждали слушателей «в необходимости сотрудничать с немцами» и «вместе с ними воевать против большевиков».
По данным Т. Гунчака, на начало июня 1943 года в дивизию СС «Галичина» записались 81 999 чел., принято 52 875, отказано 29 124 чел. Однако на этом призыв не прекратился. Призывная организация, возглавляемая гауптштурмфюрером СС К. Шульце, которая превратила Войсковую управу в свой вспомогательный орган, продолжала мобилизацию до конца оккупационного периода Галиции, т. е. до августа 1944-го, но пополнение поступало до начала весны 1945 года за счет беженцев из Галичины.
М. Чарторыйский в своих воспоминаниях «Між молотом i кувалдою» пишет: «Мобилизация в СС-дивизию проходила будто бы на основе «добровольности», а когда эта «добровольность» оказалась недостаточной, тогда началось насилие: хватание, залог, аресты, вывозы, так что безопасности не было уже ни дома, ни вне дома, ни в школе, даже из церквей начали немцы вылавливать молодежь для «прекрасной Германии» (Нью-Йорк, 1970).
Сегодня Кульчицкий и Ко дурят народ, что SS расшифровывается как «сечевые стрельцы». Автор самой заметной книги о дивизии СС «Галичина», начальник ее штаба майор Гайке писал: «официальное название дивизии от 30 июля 1943 года: SS - Freiwilligen - Division - «Galizien» - СС - добровольческая дивизия «Галичина» и от 27 июня 1944 года: 14 SS - Freiwilligen - Grenadier - Division (14 СС-доброволъческая гренадерская дивизия (Галицкая № 1). И тут же добавляет: «Однако Гиммлер ясно предостерегал, что в дивизии ни с какой точки зрения нельзя даже думать о независимости Украины. Слова «Украина», «украинец», «украинский» запрещалось употреблять под угрозой наказания. Вояки дивизии должны называться не «украинцами», а «галичанами» (Гайке В. Д. Українська дивізія «Галичина». Історія формування і бойових дій у 1943-1945 роках. Торонто - Мюнхен - Париж, 1970. - взято на сайте «Дивизия СС «Галичина»).
Он отмечает, что «они заплатили большую цену крови, о чем немецкий народ не должен забывать», и «иметь в отношении украинцев обязательства благодарности». Такая предыстория дает повод некоторым ветеранам думать: так вот почему немецкие послы вдруг становятся советниками президента Ющенко, а различные немецкие фонды спонсируют украинские неправительственные организации оранжевой направленности. И если «немецкий народ», с армией которого мы воевали во время Великой Отечественной, имеет в отношении вояк дивизии СС «Галичина» «обязательства благодарности», то, может, не украинский народ их должен называть героями?
Сначала основной состав дивизии находился в «Гайделягере», а с конца февраля 1944 года - в стационарном войсковом лагере в Нойгамере (Силезия, Германия).
И хотя 28 апреля 1943-го во время провозглашения акта о создании дивизии СС «Галичина» дивизия представлялась как добровольческое соединение войск СС, гитлеровское командование, а вернее управление войск СС, первый набор «добровольцев» направило в полицейские части («охранные» войска СС). Именно это и пытаются скрыть современные исследователи истории дивизии.
«Как только 18 июля 1943 года состоялся выезд первой группы «добровольцев» из Львова на «вышкол», - свидетельствует В. Гайке, - их разместили сначала в лагере «Гайделягер» (в районе Дембицы), а затем переформировали в 4-й, 5-й, 6-й, 7-й и 8-й полицейские полки».
В начале февраля 1944-го в дивизию поступает срочное распоряжение из управления войск СС о формировании на базе дивизии «боевой группы» для борьбы с советскими и польскими партизанами. «Боевая группа» в составе одного батальона и батареи легких пушек в течение суток была отправлена в район Чесанова, Любачева, Тарнограда, Белограя и Замостье (Польша). Через день была откомандирована вторая «боевая группа» для борьбы с большевистскими партизанами на северо-западе от Львова. Гайке отметил, что обе группы «действовали довольно успешно». Вся группа вела бои в Гуте-Пеняцкой, что вблизи Золочева на Львовщине, против польского населения, советских и польских партизан.
В захваченных советскими войсками архивах дивизии СС «Галичина» об этом кровавом событии можно прочесть такую запись: «В бою с партизанами участвовал первый батальон 4-го полка... Ранено от 8 до 12 наших эсесов. Села Гута-Пеняцкая и Беняки сожжены и усмирены. Села Гута-Пеняцкая и Беняки были стерты варварами с лица земли. Погибло более 800 польских крестьян и партизан».
Другая запись о «подвигах» эсесов в Тернополе: «Когда немцы и наши эсесы отбили у большевиков занятую часть города, тогда наши согнали всех поляков в костел и там их истребили» (Масловський В. І. З ким і проти кого воювали українські націоналісти в роки Другої світової війни. - М., Славянский диалог, 1999, с. 91).
Архивы бесстрастно рассказывают и о том, как спецкоманды дивизийников в июне 1944 года во Львове уничтожили более 1500 мирных граждан, расстреляли военнопленных красноармейцев в Золочеве, сровняли с землей городок Олеско, уничтожив около 300 его жителей, способствовали угону советских людей на каторжные работы в Германию (Цит. по книге «Без права на реабилитацию». Дорошенко К. Пам'ятник фашистським прихвостням. - К., 2005, т.1, с. 156).
Только с марта по июль 1944 г. 14-я гренадерская дивизия СС «Галичина» была действительно полевой и стрелковой. В июле этого же года она была наголову разбита советскими войсками в Бродовском котле. Уже осенью на базе запасного полка остатки «Галичины» снова переформировывают в полицейскую дивизию СС. В начале октября 1944 г. ее в полном составе перевели в Словакию на подавление антифашистского восстания. После карательных акций против словацких повстанцев дивизию послали не на фронт, который стремительно приближался, а перевели в Штирию и Каринтию для борьбы против югославских партизан.
В последние дни войны, как вспоминал Гайке, дивизия оставила боевые позиции против советских войск (она находилась тогда на территории Германии) и бросилась навстречу английским войскам, чтобы сдаться в плен. В местечке Тамсвег, где проходила колонна дивизии, англичане поставили пропускной пункт, в котором задерживали все «чуженациональные» и эсэсовские части. Узнав об этом, командир дивизии Фриц Фрайтаг застрелился. Возглавил ее бывший петлюровский генерал и польский полковник Павел Шандрук, ставший к тому времени председателем так называемого Украинского национального комитета (УНК).
Отказавшись от эсэсовских регалий, дивизия приняла присягу на «верность украинскому народу». Сменив прежнее название на Первую украинскую дивизию, она тем не менее ни единого выстрела не сделала в противника Объединенных Наций, не аннулировала своей прежней присяги на верность Гитлеру и Третьему рейху.
В Нюрнберге фашизм судило человечество. Международный трибунал осудил фашизм как человеконенавистническое явление, как источник агрессии, классифицировав последнюю как преступление. Осудил инструменты этой агрессии, отдельно выделив в качестве преступных организаций все соединения СС и СД.
Сегодня же на Украине ставят памятники нацистским прихвостям, разгромленным нашими предками 22 июля 1944 года под Бродами [Spoiler (click to open)]