4000 лет назад в Омске

May 03, 2017 22:14


Археология вне политики?

Утром 30 апреля 2017 года в воскресенье перед Первомайским праздником на территории второй Омской крепости состоялась лекция для членов Географического общества о раскопках, произведённых в местах реставрации зданий.


Заведующий лабораторией историко-культурной экспертизы Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН Михаил Корусенко, подробно рассказал о ряде находок, в числе которых были захоронения. Часть из них были отнесены к седьмому веку до нашей эры, а одно, относящееся к так называемой “Пахомовской” культуре, предположительно датируется восемнадцатым веком до нашей эры.


Костяк из этого захоронения был передан на радиоуглеродный анализ и анализ ДНК в Томский государственный университет для дальнейших исследований и, как я понимаю, подтверждения датировки. Также была найдена тропа охранявшего крепость патруля, покрытие которой состояло из четырёх, сменяющих друг друга, слоёв битой керамики и бересты…
Лекция проходила под открытым небом под стенами воссозданного здания обозного сарая. Было довольно прохладно, но лектор так увлечённо рассказывал о своих находках, что холод не чувствовался и даже мне, человеку далёкому от археологии, хоть и знакомому с методами радиоуглеродного анализа и анализа ДНК, было очень интересно. Александр Матвеевич Лосунов предупредил меня, приглашая на лекцию, что сообщество соберётся неполитизированное, но, видимо мне уже не судьба оказаться в таком сообществе в силу моей собственной тенденциозности восприятия.  Поэтому мысли в связи с сообщениями об археологических находках, возникли у меня, как всегда, политические и идеологические. Ими и собираюсь поделиться.

Больше никаких псевдонимов!

Когда дежуришь вечером в офисе сибирской фирмы, которая продаёт за Урал, где рабочий день смещён на четыре часа, продукцию местной нефтехимии, бывает нечем заняться. И ты берёшь, даже не понятно, для того ли, чтобы освоить текстовый редактор Лексикон, или для того, чтобы попробовать себя на литературном поприще, и пишешь сказки, похожие по стилю на Титаномахию. Даёшь волю своей фантазии, и, поскольку не видишь в этом ничего опасного и предосудительного, записываешь это на дискету, которую потом теряешь. Подумаешь, не велика важность…

А потом, спустя пару лет, в поезде по дороге в Братск знакомишься с едущим в одном с тобой плацкартном вагоне одухотворённым человеком, который продал квартиру, развёлся с женой, пожертвовал вырученные средства Великому Учителю и теперь едет в общину таких же, как он, адептов. Через час знакомства речь заходит о содержании проповедей Великого Учителя, о тайном знании, переданном тому частично от предков, а частично из Космоса...

У меня всё хорошо со сном. Засыпаю быстро. Просыпаюсь рано. Так было и в этот раз. Я остановил его рассказ и просто пошёл спать под стук колёс. Но перед тем, как заснуть, я твёрдо решил, что больше не будет никаких псевдонимов. Никаких неподписанных текстов. Никаких мистификаций. А то, мало ли, какие дискеты ещё могут потеряться... Так я впервые осознал разрушительную силу идей.

Асгард

Красивое слово, правда? Оно всё-таки, прозвучало в вопросах лектору, который, впрочем, честно ответил, что околонаучные теории не комментирует. Прозвучало, наряду с высказыванием “из зала” в том ключе, что по древности нам даже Рим в подмётки не годится. Столица Беловодья… Если взять на вооружение методику комика Задорного, по которой легко можно доказать, что слово “медицина” произошло от “made in China”, то можно лихо пробросить мостик между ним и Беловежьем, белой армией, “Третьей столицей” во главе с Верховным Правителем и ещё неизвестно чем… Но зачем?

Нет, зачем это могло бы пригодиться врагам России, понятно. Идеологическая война строится на двух фундаментальных принципах: сплочении своих и разобщении чужих. Если Сибирь собирается дистанцироваться от Москвы, то враги могут поддержать идеи любой кратной столицы. Поддержать, в узком кругу подписать меморандум с дорожной картой, чтобы потом “кинуть в расщелине” со словами “ты же сам сюда залез, мы тебя вытаскивать “на берегу” не подписывались”. А потом, знаете, как в мультфильме про Летучий корабль: “Я тебе лестницу, а ты мне корону”...

Но зачем это омичам?

Когда я слушаю, как уже пожилые люди срываясь на слёзы рассказывают о своих репрессированных в прошлом веке прародителях, меня, конечно, подмывает заявить, что мои предки впервые были подвергнуты репрессиям в седьмом веке до нашей эры, и потом пошло-поехало: Греция, Италия, Крым, Сибирь… Но, какой смысл? Люди всегда “репрессировали” друг друга. В каждом новом поколении отыгрываясь за предыдущее… если, конечно, по Макиавелли, не были истреблены под корень… Да, даже если и были. Найдётся новый мифотворец и легионеры будут писать на развалинах Эллады “месть за Трою”. Лишь бы мстить. Печально, и… скучно.

Нет, я не призываю к спокойной жизни в смирении и благодати узкого круга собратьев по идентичности. Я знаю, что в компании братьев по оружию, которые вышли на пенсию и теперь раз в месяц собираются в гаражном кооперативе жарить шашлыки, рано, или поздно прозвучит призыв. Призыв, который будет точен, лаконичен и произнесён в нужный момент. Он затронет нужные струнки души, в том числе и связанные с мечтами о восстановлении былого величия чего бы то ни было. И он уведёт людей на некий путь. Вопрос только в том, будет этот путь греховным, или праведным.

Множество столиц

В Советском Союзе было пятнадцать столиц союзных республик и ещё несколько столиц автономных. Причины и цели федеративного устройства государства могут разниться, но должны существовать в единстве. В частности, элита воссозданного на руинах Российской Империи советского государства была едина не только в том, что в борьбе за власть была вооружены марксистской идеологией, но и тем, что зачастую эту идеологию использовала с сепаратистскими намерениями. В Советской России, ставшей впоследствии Советским Союзом, идеологическая марксистская идентичность победила идентичность этническую. Сепаратисты получили места в федеральном правительстве подобно тому, как главари Таганско-краснопресненской ОПГ получили чины в МУРе. Это я говорю о причинах.

Цели же федеративного устройства Советского Союза заключались (о чём умалчивает Владимир Путин при выпадах в адрес своего тёзки и коллеги Ульянова) в том, чтобы попытаться на базе самобытной культуры и языка с иной, не русской идентичностью, создать некий новый, более прогрессивный и гармоничный, более человечный, чем в Российской империи, бытийный уклад, который бы послужил примером для остальных народов и племён Страны. Этот подход никоим образом не противоречит и русскому духу. Как сказал поэт: “Нам внятно всё, и острый галльский смысл, и сумрачный германский гений” … а так же сабли из булатной стали, быстрая езда, балет, симфоническая музыка, программирование и ещё масса всего, придуманного не внутри страны, но взятого на вооружение и получившего своё развитие… байкеры и околофутбол… да’с...

Мы уже, фактически, подобрались к формулировке праведного пути к Третьей столице, но разрешите вначале закончить мысль о федеральном устройстве. Если страну скрепляет идеология развития, перепасовки лидерства в рамках команды, братская взаимовыручка и общность целей, то возможен очень широкий федерализм с очень глубокой автономизацией. Но если идеологией в одночасье становится конкуренция, преобладание личных, интересов над общественными, и вообще преобладание интересов над идеалами, то страна расползается по тем самым швам, которые раньше скрепляли. И здесь уже нужна сильная центральная власть, сдержки и противовесы, подкупы и подавления… А как иначе, если для современной элиты страны абсолютно неприемлема смена идеологии с разобщающей на скрепляющую?..

Зарисовка о праведном пути к Столице

Итак… представьте себе вокзал Воронежа, Костромы, Хабаровска, или Белгорода. Кафе в зале ожидания. Вы мирно коротаете время в ожидании своего поезда. Люди смотрят на ваше открытое лицо с добродушной улыбкой, ловят ваш, излучающий какую-то неброскую мудрость, взгляд. Кто то набирается смелости и спрашивает

-На триста восемьдесят седьмой?

- Да

- В Омск?

- Да, Вы тоже? - вы смотрите на собеседницу и малыша лет шести рядом с ней.

- Нет, я домой, в ...ск, - едва появившаяся улыбка медленно исчезает с лица собеседницы, - переселяетесь?

- Нет, в Омске я родился. А в ...ске я бывал. Прекрасный город…

- А правда, что у вас в Омске… ?... - собеседница начинает перечислять расхожие мифы о том, какой рай построили омичи у себя в городе. Малыш слушает открыв рот.

- Ну, это Вы явно преувеличиваете, - пытаетесь вы вернуть собеседницу в реальность, но она не слушает.

- И мэр у вас профессор и знает восемь языков, правда?

- Двенадцать, - поправляете вы.

- Двенадцать… с мечтательным вздохом растягивает собеседница, - а Вы - козак?

- Что, простите?

- Козак! Этот же всё в Омске казаки сделали, правда?

- А, козаки… Ну, они, скажем так, начали, их поддержали учёные, Церковь, коммунисты, а потом уже это стало образом жизни…

К столику подтягиваются другие ожидающие люди послушать про Омск…

Вот что значит быть третьей, первой или нулевой (привет IT-шникам) столицей! Понимаете? Такой Столицей была Москва во времена, которые вспоминал покойный команданте Фидель. “Нас тогда без усмешек встречали все цветы на дорогах Земли”... Вот так становятся столицами.

Это возможно?

Послушайте, если четыре тысячи лет назад здесь, на месте Омской крепости люди рождались, жили, и бывали погребены в позе младенца, возможно, для рождения в новой жизни, то, значит, обладает это место, эта земля какой-то притягательной силой, верно? Это теперь - научно доказанные факт безо всякой мистификации. Какие-то силы в итоге привели сюда отряд основателя города. Для чего? Чтобы потомки разъезжались отсюда по другим городам и весям, или для чего-то другого?

Уверяю вас, для того, чтобы стать на праведный путь к статусу Третьей столицы у Омска есть всё необходимое. Есть люди и есть их любовь к родному городу. Возможно, не хватает идей, которые, впрочем, я чувствую, витают в воздухе и только ждут своего воплощения. Благие, праведные созидательные идеи. И, наверное, мой долг с этого момента озвучивать эти идеи, идеи созидательной силы, чтобы хоть как-то искупить свою вину и снять с души груз за ту давным давно потерянную дискету.

Previous post Next post
Up