Разговор с инвестором

Jan 19, 2017 13:08

- Данияр Барирович! - в голосе банкира уже слышалась усталость, хотя разговор даже ещё и не начался и было ещё раннее, по офисным меркам, утро, - за прошедшие восемь лет наш фонд инвестировал в ваш холдинг немалые средства...
Банкир по-отечески взглянул на Председателя правления, как бы оценивая, осознаёт ли тот всю сложность ситуации.


- Мы ценим сотрудничество с вашим фондом, Давид Константинович, - на немного одутловатом лице Председателя появилась стандартная офисная улыбка,- и я лично рад видеть Вас, будучи уже в новом качестве, в своём кабинете, - улыбка стала чуть более живой.
- Я редко сюда захожу, - продолжил банкир.
- Действительно, редко, - усмехнулся Председатель, - за прошедшие те самые восемь лет Вы тут вообще ни разу не появлялись!
- Это действительно так, но с предыдущим Председателем правления у нас было полное взаимопонимание и мы поддерживали постоянную связь с его финансовым департаментом.
- Что же заставило Вас нарушить традицию?
- Я хотел бы обсудить с Вами одно из ваших последних заявлений...
- Только одно? Их было, вообще то, достаточно.
- Всего лишь только одно, Данияр Барирович! Только одно. Честно говоря, многим вашим заявлениям наш фонд очень импонирует. Но я говорю не о политических заявлениях, то есть тех, которые должны повысить доверие к Вам сотрудников холдинга. Я говорю о заявлении, которое касается действительно важного момента - бизнеса.
- Правда? А я был убеждён в том, что все мои заявления касаются бизнеса...
- Мы немного по другому расцениваем характер ваших заявлений... Не будем сейчас вдаваться в подробности этих оценок, хорошо?
- Хорошо, договорились, внимательно Вас слушаю.
Председатель принял в кресле более свободную позу, банкир, поняв этот жест, сделал вид, что ослабляет галстук и вынул из папки свежий номер газеты "Игрушки для всех".
- Вот, слушайте, что пишут! - банкир развернул газету, - "Вновь избранный Председатель правления крупнейшего холдинга "Игрушки" заявил, что намерен приступить к созданию в рамках своего холдинга производства готовых игрушек для конечного потребителя. Напомним, что последние пятнадцать лет холдинг делал упор исключительно на научных разработках, создании и внедрении новых технологий, а само производство передавал сторонним компаниям. По заявлению Председателя, это должно минимум на 15% увеличить количество рабочих мест в Холдинге, что благоприятно повлияет на социальную защищённость сотрудников и их семей." Что скажете?
- Всё верно, это и есть главное, что позволило мне занять пост, то, что обеспечило поддержку сотрудников...
- Вот это, как раз, понятно, Данияр Барирович! Все эти бла-бла-"благоприятно скажется" нам понятны, но почему бы не продолжить развивать научно-технические исследования, создание новых образцов? Зачем Вам нужен ещё и конвейер?
- Давид Константинович, как Вы помните, я перешёл на должность Председателя из Инновационного отдела, который возглавлял до этого около пяти лет. Всё это время мы, в числе прочих, ставили перед собой задачу усовершенствовать сам этот конвейер. Нашим девизом было "сделать игрушки, которые смогут изготавливать игрушки". И нам это удалось. Те игрушки со снятыми блокировками, которыми вот уже год оснащена вся наша служба военизированной охраны, сделаны именно таким образом. Кстати... - Председатель сделал многозначительную паузу, - это оснащение применялись и в тех случаях, когда наши бойцы решали задачи, которые ставил ваш Фонд... Вы же помните, что это наши парни охраняют все ваши офисы, не так ли?
- Прекрасно помню, Данияр Барирович, прекрасно! И в отношении оснащения ваших бойцов целиком Вас поддерживаю! Ещё не хватало бы, чтобы его производили по вашим технологиям сторонние фирмы. Здесь всё правильно. А что касается охраны наших офисов, то уж извините, мы через них распространяем внутрение платёжных купоны именно вашего холдинга. И кругом, где есть наши офисы, местное население предпочитает местным купонам ваши "игрики"!
Председатель откинулся в кресле и глубоко вздохнул. Разговор неизбежно сворачивал в философское русло, но уж лучше было сейчас расставить все точки над "i", чем потом каждый раз чувствовать, что тебя не так поняли.
- Давид Константинович, я не понаслышке знаком с историей взаимоотношений холдинга "Игрушки" и фонда "Прогресс". Не смотря на то, что "игрики" считаются, якобы, "нашими внутренними купонами", их мы, почему-то, всё время одалживаем у вас, в них вы, почему-то номинируете стоимость наших акций, которых у вас едва ли не контрольный пакет... но уж блокирующий - точно... и вообще, - Председатель слегка подался вперёд, - объясните, почему ваш фонд не поддержал идею создания "всеобщего купона" под эгидой Сообщества Бизнесменов?
- Я так понимаю, это риторический вопрос, или хотите чтобы я на него ответил?
- Ответьте, сделайте милость!
- На тот момент, как остаточное явление событий времён "глобального эксцесса", в Сообщество Бизнесменов входило немало предприятий, строивших свой бизнес на недемократической, нерыночной основе. Нам пришлось бы учреждать "всеобщий купон" с их участием...
- И вы решили, что не стоит делиться, а лучше проинвестировать до предела аффилированный с вами холдинг, верно?
- Холдинг с тех пор увеличил свою капитализацию, поднял зарплату сотрудникам, и, уж простите меня великодушно, в особенности, отделу инноваций и управленческому звену, не так ли? - банкир оставался невозмутим и даже улыбнулся. Он, как будто, чувствовал себя хозяином положения.
- Вы не ответили на мой вопрос!
- Я очень рад, что мы можем разговаривать в таком доверительном тоне, - оставался невозмутимым банкир, - и я рад тому, что вы способны ухватить суть событий, которые давно канули в лету.
- Так поясните мне, пожалуйста, почему Вас так взволновали наши планы по переносу производства внутрь холдинга?
- С удовольствинм поясню. - банкир добродушно улыбнулся, - Предприятия, которых Вы собираетесь лишить своих заказов, и без того в последнее время поглядывали в сторону холдинга "Крылья". Раньше он назывался "Крылья мечты".
- А до этого "Крылья орла", не так ли?
- Это что-то меняет?
- Нет, просто я не испытываю врождённой неприязни к "Крыльям". И Вам хочу напомнить, что в годы раскола в нашем холдинге... или "вашем"... даже не знаю, как будет правильней... но, в любом случае, именно тогда транспортная блокада, которую обеспечили "Крылья орла", позволила более прогрессивной команде взять верх в нашем холдинге. А затем, во время глобального эксцесса, который вы сегодня уже упоминали, "Крылья мечты" были нашими союзниками... А, кроме того, даже если "Крылья" разместят свои заказы на предприятиях, которые лишим своих заказов мы, то сбыт продукции, равноценный нашему, они всё равно предоставить не смогут. Это я вам гарантирую. Просто сотрудникам "Крыльев" такая платёжеспособность, которая есть у наших сотрудников, не снилось.
- Но платёжеспособность ваших сотрудников обеспечивается именно повсеместным распространением наших офисов и тем фактом, что все пока предпочитают и рассчитываться игриками, и в них же хранить сбережения, и игрики же инвестировать, причём в ваш холдинг. Отсутствие товарооборота между предприятиями сделает бессмысленным хождение игриков. И это снизит платёжеспособность ваших сотрудников. По-вашему, это оправдает их надежды при голосовании?
- Честно говоря, - Председатель в очередной раз иронично улыбнулся, - я полагал, что хождение игриков определяется вовсе не этим, а, - он начал загибать пальцы, - высочайшим качеством игрушек, это раз, и боеспособностью нашей военизированной службы охраны, это два. Службы, которая охраняет, самое главное, наш холдинг, а уж потом ваши офисы. Поэтому инвесторы уверены в своих инвестициях в наш холдинг. А для этих инвестиций им нужны игрики!
Банкир, тем временем успевший сделать пару глотков воды, казалось, разыгрывал партию из учебника по шахматам, настолько по прежнему невозмутимым и заранее уставшим был его голос.
- Это тонкий вопрос, Данияр Барирович. Для привлечения сторонних инвестиций недостаточно высоких рейтингов. Для этого нужно доверие к рейтингам, как минимум. Но, самое главное, для привлечения инвестиций компания, в которую будут вкладываться средства, должна для инвестора обладать рядом иных нематериальных активов и атрибутов. Она должна быть эмоционально не просто привлекательна, а быть роднее своей.. И эмоциональная среда, которая делает такие инвестиции равными внутренним - это глобальная экономика с максимально размытыми границами, со стёртой идентичностью типа "свой-чужой". Вы вашим производственным изоляционизмом убираете как раз эту размытость. Этакую инвестиционную расслабленность, благожелательность, что ли. Вы вызываете ощущение угрозы глобальному финансовому рынку. В этих условиях все могут начать вкладываться в "своё родное". А значит ни игрики, ни акции "Игрушек" никому не станут нужны. Но это ещё только первый шаг в пропасть. Посмотрите, какие процессы запустит импульс изоляционизма на следующем этапе. Если сейчас благодаря инвестиционной накачке "Игрушек", все талантливые технологи едут работать к нам, поскольку мы можем предоставить небывало высокие зарплаты, то в будущем такие же условия смогут предоставлять и другие предприятия. Сейчас, когда мы, благодаря тому, что я описал выше, аккумулируем у себя лучших специалистов, мы тем самым тормозим развитие конкурентов. Этого козыря вы можете лишится даже раньше, чем инвестиций. А этот козырь для "Игрушек" вообще носит фундаментальное значение, поскольку наш фонд создавал "Игрушки" изначально из тех, кто перерос свои компании, кому было тесно среди своих, кто должен был покинуть родные пенаты, чтобы реализовать свои таланты здесь. И этот ореол "компании, в которой можно реализоваться" уйдёт. Вы станете как все. Вы этого хотите?
- Я думаю, Вы просто всё ещё считаете, что талант сотрудника - это некий дар свыше, который можно только саккумулировать, но невозможно произвести в любом количестве. До недавнего времени так и было. Но уже система обучения людей давала возможности это положение ощутимо исправить. Наши последние образцы не только произведены, но и спроектированы без участия человека. Мы оцифровали талант. Это не искусственный интеллект, нет, мы пошли по другому пути. Производства, которые мы собираемся создавать, не нуждаются в "новых талантливых технологах". Технология научилась самосовершенствоваться.
- И Вы уверены, что "Крылья" не создали аналогичную технологию, которая совершенствуется быстрее вашей? И вы уверены, что запуская новый виток конкуренции, вы уйдёте от тех закономерностей, которые я здесь проговорил? И вы, в конечном итоге, не боитесь того, что отказываясь играть по проверенным правилам, Вы заставляет нас искать более адекватного афиллированного игрока? И вы серьёзно думаете, что мы не подготовили несколько замен?
- И это всё только из-за переноса производства? Как же глубоко вы завязли в своей модели мироустройства, Давид Константинович... Послушайте, по Вашему нежелание народа быть холуями и одновременно цепными псами толстосумов, которые сеют хаос по всему миру не стоит и выеденного яйца? Да, если бы этот хаос не докатывался до нас самих...
- До нас самих хаос будет докатываться до тех пор, пока холдинг и фонд наконец не отбросят предрассудки и не выстроят между нами и миром хаоса непроницаемую стену.
- Вы же против изоляционизма! Или я чего-то не понимаю?
- Не строите из себя абитуриентку, Данияр Барирович! Одно дело непроницаемая стена вокруг глобального Олимпа, а другое замки удельных феодалов. Сеять хаос вокруг, абсорбировать и ассимилировать мозги и наращивать технологический разрыв следует одновременно! Изоляционизм сейчас - это провал будущего глобального проекта. Сейчас ещё пока и у "Крыльев" и не только есть возможность нас догнать. Стену следует возводить после того, как пропадёт угроза такой возможности. До этого момента следует усыплять бдительность. И вы увидите, через какие-нибудь пару десятков лет ваши "народ" будет вам ноги целовать за то, что вы оставите его по свою сторону стены у подножия Олимпа. Да и вообще, о каком народе вы говорите? Вы же, практически избавились от людей в вашем производстве. Вам не нужны люди. Или, говоря о саморазвивающийся технологии, вы блефовали?
- Это вы спрашиваете меня о блефе? Ваш глобальный проект шит белыми нитками. Его уже двести лет мусолят в жёлтый прессе. Его каждый школьник, грезящий зомби-апокалипсисом, знает. И все действия вашего фонда, в которых вы задействовать нашу службу охраны, как нельзя лучше убедил вашу "периферию" в его реальности. "Крылья мечты" всю свою идеологию строили на создании глобального проекта, альтернативного вашему. Забыли?
- Во-первых, где сейчас те "Крылья мечты"? Во-вторых, Вы, часом их проекту не симпатизируете? Я вижу, неспроста вас в прессе "подкрылком" окрестили...
- В вашей прессе!
- В нашей с вами прессе, в нашей. Мы сто лет подрисовывали к "Крыльям" хвост, а Вы то и дело ставите этот стереотип под сомнение. Это неразумно, по меньшей мере.
- Хочу напомнить, что я как раз избрался на неприятии ваших стереотипов. А Вы сейчас предлагаете их безоговорочно принять?
- Не сразу, Данияр Барирович! После пары мелких неудач. В этом нет ничего зазорного. У каждого человека есть право на эксперимент. Вы сначала попытаетесь вдохновить своих сотрудников, но потом они поймут, что вы хотите от них слишком многого. И вы получите моральное право соскользнуть на прежний сценарий. И не просто соскользнуть, но получив громадный промежуточный бонус. Вот смотрите. Сейчас Вы, фактически, заявляете: "Мы не нуждаемся в диктате толстосумов! "Игрушки" могут многое и сами! Мы сами обеспечим себе высокий уровень социальных услуг. Мы заработаем медицинское обслуживание! Мы заработаем образование для своих детей! Мы не пустим к нам хаос, а разберёмся с ним на дальних подступах!" Хотя, "на дальних подступах... рубежах" лучше не использовать. Это риторика "Крыльев"... Но это не важно. Фактически, Вы призываете делать лучше у себя, а не хуже у соседей, хотя математически это торжественно, только ваш вариант требует больших усилий. Поэтому, буквально через пару лет ваши люди просто надорвутся и всё вернётся на круги своя, но с социальными бонусами. Вы покажете свою силу, оправдаете надежды сотрудников и мир продолжит движение проверенным курсом. Правда, после нескольких показательных раздоров между холдингом и фондом. Это в истории наших отношений уже было. С другой стороны сами по себе эти раздоры успокоят ту часть периферии, которой не нравится наш с вами глобальный проект. Но нам с него всё равно не свернуть...
Банкир снова как-то по-отечески посмотрел на Председателя. Тот некоторое время молчал в задумчивости.
- Мой предшественник всё это знал?
Банкир улыбнулся.
- В этом не было необходимости. Он боялся признаться, что ничего не понимает и только надувал щёки.
- И надувает до сих пор...
- Но Вы - совсем другое дело. Поэтому, думаю, это не последний наш разговор.
- Вам что-то не удалось донести?
- Обсудить! Обсудить, Данияр Барирович! Да, остались ещё несколько второстепенных вопросов.
- Вы можете назвать их, и тем самым обозначить повестку дня будущей встречи.
- Хорошо.
Первый вопрос. Производительность труда, которой вы собираетесь достигнуть, практически равна бесконечности. Значит нужно будет чем то занять людей. Сейчас эта проблема решается за счёт сферы услуг. Там производительность труда имеет пределы. Но этого недостаточно. Это серьёзный вопрос и он связан со следующим.
Второй вопрос.
Сейчас люди идут служить в вашу военизированную службу охраны, потому, что после этого им и их семьям открывается доступ к полноценным медицинским услугам вне зависимости от их заработка. Медицинские услуги - это тот вид услуг, производительность труда в котором поднять труднее всего. Следовательно, повышение производительности труда приведёт к расцвету медицинской отрасли... Это может привести к снижению статуса профессии бойца...
- Молодёжь всегда будет хотеть сражаться...
- Я не хотел бы сейчас обсуждать эти вопросы. это повестка дня будущей встречи. Я просто хотел бы донести до Вас мысль о том, насколько опасно начинать нахрапом менять существующий порядок вещей. Это, по меньшей мере, безрассудно. Эксперименты, вообще, лучше проводить в закрытых бункерах на двадцатом этаже под землёй... или чужими руками... Но, опять же, это не тема сегодняшней встречи, не правда ли?
Председатель утвердительно кивнул и протянул руку для прощания
- Давид Константинович, спасибо Вам за эту очень содержательную беседу. Я с нетерпением буду ожидать следующей возможности обменяться мнениями, но этот месяц у меня настолько загружен, что боюсь, смогу подготовиться к встрече не раньше, чем через пять недель.
- Меня устраивает такая периодичность, Данияр Барирович, - всё таким же заранее усталым голосом проговорил банкир. Успехов в новой должности!
Когда дверь за банкиром закрылась, Председатель минуту молчал, слегка покачиваясь в кресле, потом нажал кнопку на селекторе.
- Пресс-секретаря!
Через минуту в кабинет вошёл мужчина в синем костюме, такой же абсолютно седой, как и Председатель.
- Это же ваше словечко - "подкрылок"?
- Так точно. - пресс-секретарь криво улыбнулся и утвердительно кивнул.
- Вот. - Председатель протянул квадратный листок для заметок, на которой было от руки написано несколько слов.
Пресс-секретарь прочитал и вернул листок. Последующий диалог проходил на языке жестов.
Через несколько секунд пресс-секретарь ушёл. Председатель взглянул в окно на аккуратно подстриженный газон. На листке, который он всё ещё держал в руке, постепенно исчезали буквы: "Пусть через неделю просочится, что я не против встретиться с Дорогиным из "Крыльев". Посмотрим, как фонд запляшет."
Впереди был напряжённый рабочий день.

Previous post Next post
Up