стукачи святые люди
Оригинал взят у
laku_lok в
Сергей Агишев. Шаламов и Московский университет Преподаватель исторического факультета МГУ Сергей Агишев прочел в Институте всеобщей истории РАН пространный доклад на тему "Шаламов и МГУ". В докладе прослеживаются процесс деградации университета в первое десятилетие большевистской диктатуры и судьба Шаламова-студента факультета советского права этого вуза. В
материалах к докладу публикуются тщательно описанные документы, связанные с недолгим студенчеством Шаламова, среди них - доносы сокурсников и выписка из протокола заседания Правления МГУ от 13 февраля 1928 г. об исключении Шаламова из университета "за сокрытие им в момент поступления в Ун-т своего социального происхождения, а также за участие в скандале".
Ниже тексты этих доносов с сохранением орфографии, пунктуации и синтаксиса оригинала.
________
"Во фракцию ВКП (б) 1го Моск. Гос. Университета
Члена ВКП (б) агента хоз-правового отделения, студента Совправа (зачетная книжка № 612, п/б № 0051846) Коробова Михаила Арсеньевича
Заявление
Настоящим прошу выяснить социальное происхождение и положение по документам, находящимся в Университете, студента Совправа судебного отд. II курса гр-на Шаламова В. За время пребывания в прошлом 1926-27 уч. году в одной семинарской группе с тов. Шаламовым мы все считали, что он рабочий, так как он выдавал себя за такового. Мне известно, что он в прошлом году получал стипендию и пользовался общежитием. В прошлом учебном году Шаламов не вызывал подозрений по своему поведению в групппе. Однако, летние каникулы дали возможность случайно установить социальную принадлежность Шаламова.
Я каникулы провел в г. Вологде и неожиданно встретил там же Шаламова. Был поражен этим обстоятельством потому, что в беседах с ним я говорил ему, что я Вологодский. Он же в Университете, в группе и беседах со мною назывался рабочим-кожевником какого-то подмосковного завода. Факт встречи в Вологде мне показался подозрительным и тем более тогда, когда Шаламов сказал мне при встрече, что он Вологодский уроженец и что адрес его жительства “Соборная гора, дом 2 кв. 2”. Я очень хорошо знал, что дом этот церковный и поэтому сообразил, что Шаламов имеет какое-либо отношение к вологодскому духовенству. На следующий же день от ряда партийных тов. я установил, что Шаламов, наш студент, является сыном соборного дьякона, который во время из’ятия церковных ценностей выступал в качестве ярого противника указанного мероприятия Советской власти. Студент Шаламов В. связь с родителями не порвал. Если же и работал где-либо на заводе в качестве рабочего, то это было ни больше, ни меньше, как прием временной социальной перекраски, расчитанной на поступление в ВУЗ.
Я считаю, что таким “рабочим”, как Шаламов, не только не следует давать стипендии и общежития, но и не место в Университете, особенно на факультете Советского Права. Есть более достойные люди, которые из-за таких находятся в ожидании поступления учиться.
Надеюсь на принятие соответствующих мер по изложенному мною в настоящем Заявлении.
К сему <подпись>
1927 г. 24 Сентября
Изложенные факты подтверждаю
кд. ВКП (б) № 482 студент 1 МГУ межд фта 3 курса
<подпись Ф. Писконкель>
--------
"В тройку содействия и коменданту Черкасского общежития ст-тов 1го М.Г.У. от ст-тов проживающих в комнате № 7б: Шпекторова А. И., Залилова М*, Виноградова В, Германова А. П. [Н -?] и Смирнова А.
Заявление
В комнате № 7б вместе в вышеуказанными т. т., проживает студент 2го курса Судебного отделения Ф-та Сов. права Шаламов В. Т. которым постоянно производится нарушение всяких правил общежития и в частности нашей комнаты. К числу таковых нарушений нужно отнести:
1. По вине Шаламова, во время зимних каникул, была обворована наша комната его другом и приятелем Прозоровым, которого он привел переночевать. В результате последний прожил около 3х месяцев. Когда мы с первых-же дней стали возражать и довели до сведения коменданта - Шаламов защищал Прозорова всей, поповской честью. Обложив матом каждого из нас, - говорил, что Прозоров его - хороший друг и что он за его благонадежность ручается. В результате Прозоров обворовал нашу комнату, о чем с повинной, сознался Шаламову через оставленное письмо. Когда мы после покражи стали говорить Шаламову о поступке Прозорова он заявил «Хотя я за него и ручался, но не отвечаю».
2. Почти каждый день Шаламов бывает активным участником “компаний” в комнатах 9 и 10 куда собираются (к девчатам) его друзья по “станку” [речь идет, поясняет Агишев, о типографском станке Бюро печати МГУ, где, в частности, печаталось "Завещание Ленина", распространявшееся Шаламовым] как он их рекомендует. Напившись как сапожники, криком, стуком, танцами и пением каких-то “гимнов” «Деньги - деньги. Все за деньги» [салонный цыганский романс - прим. Агишева] . Под гитарный перезвон не дают нам ни заниматься ни спать до 3-4х часов ночи. После всего этого, заводит своих, пьяных, друзей к нам в комнату. Натаскает грязных матрацев на стол и под стол - укладывает их спать.
3. Такая-же самая история случается и днем. Когда мы уходим Шаламов заводит своих друзей в комнату и превращает ее в трактир-хлев как это имело место 10го/II с/г (вызыв. коменд.) Напившись до изнеможения он их укладывает спать на кровати. Сам-же зачастую уходит, оставляя их одних. Так что мы приходим, а здесь обитают неведомые личности и в их полном распоряжении комната.
4. Встречая почти каждый день такие факты, когда мы начинаем говорить об этом Шаламову. Он предпочитает своим долгом выругать каждого из нас своим вульгарным красноречием в перемешку с матом и заявляет - «Плевать я на вас хочу» (с батиной колокольни) и далее переходит опять утверждать - «Это мои друзья по “станку”». Я за них ручаюсь
5. Из-за такого поведения Шаламова наша комната имеет небрежный вид во всех отношениях
Невозможно никак установить чистоту и опрятность. А поэтому на основании вышеизложенного просим тройку содействия и коменданта принять меры к выселению Шаламова из нашей комнаты и общежития - избавить нас от Шаламовщины.
11/II 28 г. к сему подписи
Шпекторов
Залилов
Германов
Виноградов
Смирнов
Все изложенное подтверждается со стороны тройки содействия
Пом. завхоза <подпись>"
*
Муса Залилов (Муса Джалиль) - в будущем советский редактор, поэт и политрук, погибший в немецком плену, Герой Советского Союза (1956), Лауреат Ленинской премии (посмертно, 1957), один из официальных символов послесталинской советской идеологии. В дневниках Шаламов называл его безнадежной бездарностью, однако написал о нем благожелательный подцензурный очерк
"Студент Муса Залилов", опубликованный в журнале Юность, № 2, 1974 г.
________
Все материалы доклада Агишева можно скачать
здесь.