Гаага ждет... Гаага дождалась.

Mar 06, 2017 20:51

Сегодня началось рассмотрение иска Украины к РФ в Международном суде ООН в Гааге
(не путать со вторым судом в Гааге: Международным уголовным судом - "Гаагским трибуналом", который расследует военные преступления, и в который Украина также подала иск по поводу военной агрессии РФ, о нем было в моем посте ниже. Также Украина подала 5 исков против РФ в Европейский суд по правам человека - "ЕСПЧ", и готовит еще: обвинение в нарушении прав человека в Крыму и Донбассе и обвинение в похищении детей-сирот и детей-инвалидов с оккупированных территорий Украины. Так что РФ нынче в исках как в шелках. Что примечательно, один из главных свидетелей по последнему иску "Доктор Лиза" почти случайно утоп в Черном море не так давно. И вообще все особо засветившиеся свидетели по всем искам Украины против РФ в последние месяцы стали до неприличия массово уходить на тот свет.).

В рамках рассматриваемого сегодня иска РФ обвиняется в осуществлении агрессии по отношению к Украине, финансировании и поддержке международного терроризма на территории Украины, в нарушении прав человека в оккупированном РФ Крыму и на Донбассе. Украина требует от РФ прекращения агрессии, наказания виновных и выплату репараций пострадавшим.

Учитывая, что рассмотрение дела в Гааге может занять около 5 лет, Украина также требует установить временные меры по отношению к РФ на период рассмотрения дела.

Слушания по делу будут проходить с 6 по 9 марта 2017 г.
Украина докладывает 6 и 8 марта, Россия - 7 и 9 марта.

Слушания транслируются из зала суда в Гааге в режиме он-лайн: http://webtv.un.org/live-now/watch/the-hague-1000-am-icj-holds-hearings-in-the-case-of-ukraine-v.-russian-federation/2295230289001

***
К истории вопроса.
16 января 2017 года Украина возбудила дело в Международном суде ООН в Гааге против РФ, обвиняя ее в нарушении Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма от 9 декабря 1999 года и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 21 декабря 1965 года. Оба государства являются участниками этих двух инструментов, что позволяет Украине обвинить РФ в их нарушении.
В иске говорится о том, что в начале 2014 года РФ инициировала начало и в дальнейшем поддерживала вооруженную агрессию против украинской власти и государства, в том числе путем создания, вооружения, организационной, ресурсной и финансовой поддержки контролируемых ею незаконных вооруженных формирований на территории Украины. Украина считает, что такими своими действиями РФ нарушает основополагающие принципы международного права, включая те, которые закреплены в Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма.
Кроме того, в заявлении Украины утверждается, что в Автономной республике Крым и городе Севастополе РФ "нагло растоптала Устав ООН, захватив часть суверенной территории Украины с помощью военной силы".
Украина заявляет, что "в попытке узаконить свой акт агрессии РФ подготовила незаконный "референдум", который поспешила провести в атмосфере насилия и запугивания в отношении представителей национальностей, отличных от русской". Украина настаивает, что РФ на оккупированной украинской территории проводит "целенаправленную кампанию культурной зачистки, которая началась с вторжения и псевдореферендума и продолжается по сей день", что нарушает Международную конвенцию о ликвидации всех форм расовой дискриминации.

***
Полный перевод вступительной речи представителя Украины при открытии слушаний в Гааге:
[<u>Читать</u>]
"Господин Президент, уважаемые члены Суда. Это большая честь и исключительная привилегия - выступать сегодня перед главным судебным органом ООН от имени Украины.

Украина обратилась в Суд за защитой основных прав народа Украины, который столкнулся с нарушениями международного права со стороны Российской Федерации.

Сегодня я прошу Суд ввести временные меры для предотвращения непоправимых нарушений прав человека в период рассмотрения этого дела Судом.

Тысячи невинных украинцев уже почувствовали на себе смертоносные атаки, а миллионы остаются под неотвратимой угрозой. Их мирные повседневные жизни разрушены, а их фундаментальные права нагло нарушаются одним из постоянных членов Совета Безопасности ООН - Российской Федерацией.

Российская Федерация непрерывно нарушает международное право и права человека.

Российская Федерация продолжает смертоносную поддержку незаконных вооруженных формирований, совершивших многочисленные террористические акты в Украине.

В оккупированном Крыму Российская Федерация полностью попирает права человека, внедряя политику культурного уничтожения и дискриминации. Такие действия недопустимы для международного сообщества. Они были осуждены ООН.

Российская Федерация осуществляет свою внешнюю политику, невзирая на человеческие жизни, и использует любые средства для навязывания своей воли.

Тактика Российской Федерации включает поддержку терроризма и актов расовой дискриминации, пропаганду, подрывную деятельность, запугивания, политическую коррупцию, кибератаки. С такой реальностью мы столкнулись в Украине. Российская Федерация продолжает такую линию поведения уже три года, все это время отрицая свою многоаспектную агрессию против Украины.

Сегодня я стою перед Судом и прошу защитить основные права украинского народа. Мы требуем справедливости и международно-правовой ответственности, в то время как Российская Федерация продолжает демонстрировать пренебрежение к своим обязательствам по международным договорам. Как следствие, украинский народ подвергается длительной кампании террора и культурного уничтожения. Ситуация действительно ужасна.

В последние несколько недель ставки были повышены. Поддерживаемые Российской Федерацией незаконные вооруженные формирования увеличили количество атак и усилили градус запугивания мирного населения. В Авдеевке в течение недели с 29 января по 5 февраля мониторинговая миссия ОБСЕ подтвердила по меньшей мере 8 смертей мирных граждан и 30 случаев получения ими ранений. В результате неизбирательных обстрелов город подвергся значительным разрушениям жилых зданий и критической инфраструктуры, гражданское население было оставлено без электричества, водоснабжения и даже отопления во время суровых морозов.

В течение двух месяцев с начала 2017 года количество снарядов, которые использовались для обстрелов Авдеевки, оценивается на уровне 15 тысяч единиц.

Это количество соответствует 14 вагонам, доверху наполненным боеприпасами. В то же время официальный представитель российского президента публично выразил надежду, что поддерживаемые Россией незаконные группы не останутся без боеприпасов.

Могут ли оставаться какие-либо сомнения в том, откуда это вооружение поставляется? Нет. Оно поставляется из Российской Федерации.

Атаки против мирного украинского населения являются логическим продолжением поддержки, которую Российская Федерация оказывает группам, совершающим акты терроризма в Украине.

Сбитый с помощью российской системы "Бук" самолет рейса МН17не остановил финансирование терроризма Российской Федерацией. При постоянной поддержке со стороны РФ произошла атака на автобус в Волновахе. Всего две недели спустя был обстрелян Мариуполь, а Краматорск - через несколько недель после этого. В Харькове мирное население было запугано чередой взрывов.

Эти события не были случайностью, это - следствие поддержки Российской Федерацией терроризма в Украине.

Тем временем, как на востоке Украины мирное население страдает от неизбирательных атак, в оккупированном Крыму Российская Федерация продолжает воплощать в жизнь советский подход к правам человека, подавляя группы, которые считает своими врагами. Недавно 11 крымских татар, которые мирно собрались на протест против выборочных обысков, были насильно задержаны. Это очередной пример того, как российский режим заставляет замолчать тех, кто вызывает у него неприязнь.

В этом деле Украина требует компенсации за продолжающиеся нарушения Россией двух международных договоров: Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации. Советники Украины приведут детальные обоснования природы нашего иска и причины, почему введение временных мер является неотложной необходимостью. Прежде чем они это сделают, я намерена дать краткий исторический контекст, чтобы продемонстрировать, что текущие события в Украине не происходят изолированно от предыдущих.

С момента восстановления независимости современной Украины после развала Советского Союза народ Украины пытался воплотить в жизнь демократические ценности, установить жизнь человека и его достоинство высшей ценностью государства и общества. В отличие от многих других посткоммунистических стран, в Украине никогда не было напряженности на этнической почве. Конституция Украины и соответствующее законодательство устанавливают всеобъемлющую систему защиты прав этнических групп, что подтверждается наблюдателями ООН и ЕС.

Ужасные новости о терроре против мирного населения казались чем-то, что происходит далеко от нас.

Трансформация Украины и укрепление связей с Европейским Союзом стали причиной особого раздражения России. Российская Федерация угрожала уничтожить экономику Украины, вводя карательные односторонние торговые ограничения, пыталась заморозить украинцев, прекращая поставки газа в холодный зимний сезон, ставила под сомнение территориальную целостность Украины.

В течение последнего десятилетия вмешательства Российской Федерации в дела Украины постоянно углублялось.

Оно достигло опасных новых уровней в 2014 году. Российская Федерация решила вмешаться в Украину с применением военной силы; поддерживать незаконные группировки, которые совершают акты терроризма на украинской земле; нарушать права миллионов украинских граждан, включая, для многих из них, право на жизнь.

Это является отражением поведения Российской Федерации в более широком контексте, с которым, к сожалению, мы все знакомы.

Как заместитель министра иностранных дел я имею дело со всеми этими вопросами. Но сегодня я здесь выступаю как представитель, как агент Украины, и в таком качестве моим приоритетом является право, а не политика.

В течение почти трех лет я лично проводила переговоры с Российской Федерацией относительно этих правовых споров. Я признаю, что это было очень сложно. Время от времени Российская Федерация отклоняла протесты Украины относительно нарушений положений международных договоров. Наши возражения не воспринимались всерьез, нам повторяли раз за разом, что у нас нет реального спора. После этого я возвращалась домой и собственными глазами видела, как Российская Федерация продолжает свою кампанию против украинского народа.

После многочисленных попыток настало время признать: уже хватит.

Это то, что привело нас сюда, в Международный суд ООН. В это сложное время мы должны довериться международно-правовым институтам для защиты. Это дело станет сигналом того, что международный правовой порядок может противостоять могущественным государствам, которые попирают международное право и права человека.

В то же время наша сегодняшняя просьба очень скромна.

Все, чего мы ищем - это стабильности и спокойствия в непредсказуемой и опасной ситуации. Господин Президент, члены Суда, в свете неотвратимой опасности, которая нависла над народом Украины, я призываю вас установить временные меры. Наш уважаемый юридический советник объяснит причины, почему Суд должен гарантировать нам эту защиту.

Во-первых, профессор Гарольд Хонджи Ко представит общий обзор заявлений Украины и нашего ходатайства о введении временных мер.

Во-вторых, госпожа Марни Чик объяснит необходимость введения временных мер в отношении Международной конвенции о борьбе с финансированием терроризма и продемонстрирует, что все критерии для их введения соблюдены.

В-третьих, господин Джонатан Гимблетт объяснит необходимость введения временных мер в соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации и продемонстрирует, что все критерии для введения временных мер согласно этой конвенции также выполнены.

Спасибо, господин Президент и уважаемые члены Суда."

(Елена Зеркаль, заместитель министра иностранных дел по вопросам европейской интеграции)
.

Исковое заявление Украины к РФ объемом 45 страниц опубликовано на сайте суда.
http://www.icj-cij.org/docket/files/166/19314.pdf

Перевод коммюнике по поводу искового заявления Украины против РФ, поступившего в суд накануне: [<u>Читать</u>]
"Украина убедительно просит Суд вынести решение и объявить, что Российская Федерация через свои государственные органы, государственных служащих, иных лиц и организации, которые осуществляют полномочия государства, а также через других агентов, действующих по поручению или под руководством и контролем РФ, нарушила следующие свои обязательства по Конвенции о финансировании терроризма:

(a) обеспечивала финансирование, включая поставки вооружения и тренировки для незаконных вооруженных формирований, совершающих акты терроризма в Украине, в том числе "ДНР", "ЛНР", "Харьковских партизан" и связанных с ними групп и лиц (примечание: в дальнейшем именно этот перечень приводится в качестве террористических групп, фигурирующих в иске Украины);

(b) не принимала надлежащих мер для выявления, замораживания и конфискации средств, используемых для помощи незаконным вооруженным группам, которые осуществляют акты терроризма на территории Украины;

(c) не проводила расследование, судебное преследование или выдачу исполнителей терактов и тех, кто финансирует терроризм и находится на территории РФ;

(d) не предоставляла Украине всю возможную помощь в связи с расследованием уголовных дел о финансировании терроризма;

(e) не применяла все возможные меры для предотвращения и пресечения актов терроризма, совершенных российскими гражданами и публичными субъектами".

По мнению Украины, Россия нарушила статьи 8, 9, 10, 11, 12 и 18 Конвенции о борьбе с финансированием терроризма.

Приводится также перечень конкретных преступлений, вину за которые Украина просит официально возложить на российское государство.

"Украина убедительно просит Суд вынести решение и объявить, что Российская Федерация несет международную ответственность за свою поддержку терроризма и непринятие мер по предотвращению финансирования терроризма в соответствии с Конвенцией, за террористические акты, совершенные в Украине ее ставленниками, в том числе:

(а) сбитие рейса MH17 Малайзийских авиалиний;

(б) обстрел мирных жителей, в том числе в Волновахе, Мариуполе и Краматорске;

(с) взрывы, направленные против мирных жителей, в том числе в Харькове".

В сообщении суда приводится также полный перечень исковых требований, которые Киев выдвинул в адрес РФ.

"Украина просит суд обязать Российскую Федерацию выполнять свои обязательства по Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, в том числе:

(a) немедленно и безоговорочно прекратить и отказаться от дальнейшего предоставления любой поддержки, включая финансирование, вооружение и подготовку незаконных вооруженных групп, совершающих акты терроризма в Украине;

(b) немедленно приложить все усилия, чтобы гарантировать, что все оружие, предоставленное таким вооруженным группам, вывезено из Украины;

(c) непосредственно осуществлять надлежащий пограничный контроль, чтобы не допустить новых актов финансирования терроризма, в том числе - поставки оружия с территории Российской Федерации на территорию Украины;

(d) немедленно прекратить поставки денег, оружия и другого имущества с территории Российской Федерации и оккупированного Крыма для незаконных вооруженных формирований, совершающих акты терроризма в Украине, включая замораживание всех банковских счетов, используемых для их поддержки;

(е) немедленно запретить всем российским чиновникам действия по финансированию терроризма в Украине, в том числе министру обороны РФ Сергею Шойгу; заместителю председателя Госдумы РФ Владимиру Жириновскому; депутатам Госдумы Сергею Миронову и Геннадию Зюганову, а также возбудить судебное преследование в отношении этих и других лиц, ответственных за финансирование терроризма;

(f) немедленно оказать всестороннее содействие Украине в рассмотрении текущих и будущих запросов о помощи в расследовании и прекращении финансирования терроризма со стороны незаконных вооруженных формирований;

(g) полностью возместить ущерб в связи со сбитием рейса MH17 Малайзийских авиалиний;

(h) полностью возместить ущерб в связи с обстрелом мирных жителей в Волновахе;

(i) полностью возместить ущерб в связи с обстрелом мирных жителей в Мариуполе;

(j) полностью возместить ущерб в связи с обстрелом мирных жителей в Краматорске;

(k) полностью возместить ущерб в связи со взрывами, направленными против мирного населения в Харькове;

(l) полностью возместить ущерб, связанный со всеми другими террористическими актами, которые Российская Федерация совершила, способствовала им или поддерживала, финансируя терроризм и не принимая мер для предотвращения и расследования финансирования терроризма".

Что касается Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, то в исковом заявлении Украина отметила следующее:

"Украина убедительно просит суд вынести решение и объявить, что Российская Федерация... в том числе через власти незаконно оккупированного Россией Крыма... таким образом нарушила свои обязательства по Конвенции:

(a) систематически дискриминирует и унижает крымских татар и украинские общины в Крыму, осуществляя таким образом государственную политику по культурной зачистке тех слоев населения, которые воспринимаются как противники оккупационного режима;

(b) провела незаконный референдум, который состоялся в атмосфере насилия и запугивания в отношении национальных групп, отличных от русских, не прилагая усилий для защиты этих групп, что стало первым шагом к лишению этих общин защиты со стороны украинского законодательства и созданию для них режима российского доминирования;

(c) подавляет политические и культурные проявления крымскотатарской идентичности, в том числе путем преследования крымскотатарских лидеров и запрета деятельности Меджлиса крымскотатарского народа;

(d) запрещает крымским татарам собираться для того, чтобы праздновать и отмечать важные культурные события;

(е) осуществляет и допускает кампанию по похищению и убийству крымских татар;

(f) преследует представителей крымскотатарской общины, проводя необоснованные обыски и задержания;

(g) вынуждает молчать крымскотатарские СМИ;

(h) подавляет обучение на крымскотатарском языке и работу образовательных учреждений крымскотатарского сообщества;

(i) подавляет украиноязычное образование, необходимое этническим украинцы;

(j) препятствует собраниям этнических украинцев, желающим провести важные культурные мероприятия;

(k) подавляет украиноязычные СМИ".

Украина просит суд обязать Российскую Федерацию выполнить свои обязательства по Конвенции, в частности:

"(a) немедленно прекратить и воздерживаться от дальнейшей реализации политики культурной зачистки, принять все необходимые и надлежащие меры для гарантирования полной и равной защиты для всех групп в оккупированном Россией Крыму, включая крымских татар и этнических украинцев;

(b) немедленно восстановить права Меджлиса крымскотатарского народа и лидеров крымских татар в оккупированном Россией Крыму;

(c) незамедлительно восстановить права крымскотатарского народа в оккупированном Россией Крыму на участие в культурных мероприятиях, включая ежегодное празднование годовщины их депортации из Крыма;

(d) незамедлительно принять все необходимые и надлежащие меры для прекращения исчезновений и убийств крымских татар в оккупированном Россией Крыму, в полной мере и должным образом расследовать исчезновение Решата Аметова, Тимура Шаймарданова, Эрвина Ибрагимова и всех других жертв;

(e) незамедлительно принять все необходимые и надлежащие меры для прекращения неоправданных и необоснованных обысков и арестов крымских татар в оккупированном Россией Крыму;

(f) немедленно возобновить лицензии и принять все другие необходимые и надлежащие меры для возобновления работы крымскотатарских СМИ в оккупированном Россией Крыму;

(g) немедленно прекратить вмешательство в крымскотатарское образование и принять все необходимые и надлежащие меры для возобновления образования на крымскотатарском языке в оккупированном Россией Крыму;

(h) немедленно прекратить вмешательство в образование этнических украинцев и принять все необходимые и надлежащие меры для восстановления обучения на украинском языке в оккупированном Россией Крыму;

(i) немедленно восстановить права этнических украинцев относительно их участия в культурных мероприятиях в оккупированном Россией Крыму;

(j) немедленно принять все необходимые и надлежащие меры, чтобы обеспечить свободное функционирование русскоязычных СМИ в оккупированном Россией Крыму;

(k) провести полное возмещение всем жертвам политики Российской Федерации в отношении культурной зачистки и дискриминации в оккупированном Россией Крыму".

Кроме исковых требований (выполнения которых ООН будет требовать только в случае удовлетворения иска Киева и после вынесения окончательного решения), Украина 16 января 2017 года подала также просьбу о принятии временных мер.

В этом запросе Киев просит о том, что должно быть сделано до решения дела по существу.

Что касается Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, то Украина просит суд применить следующие временные меры:

"(a) Российская Федерация должна воздерживаться от любых действий, которые могут ухудшить состояние рассмотрения или продлить сроки рассмотрения спора (в Международном Суде ООН) в рамках Конвенции о борьбе с финансированием терроризма, или затруднить вынесение решения в рамках данного спора;

(b) Российская Федерация должна осуществлять надлежащий контроль над своими границами, чтобы предотвратить дальнейшее финансирование терроризма, в том числе - поставки оружия с территории РФ на территорию Украины;

(c) Российская Федерация должна останавливать и предотвращать осуществление всех денежных переводов с территории РФ, а также поставки оружия, транспортных средств, оборудования, обучение групп, принимающих участие в террористических актах против мирного населения в Украине, или тех, о которых РФ известно, что они могут участвовать в террористических актах в будущем, включая, но не ограничиваясь "ДНР", "ЛНР", группой "Харьковские партизаны" и связанными с ними группами и лицами;

(d) Российская Федерация должна принять все зависящие от нее меры, чтобы любые группы, которые действуют в Украине и ранее получили с территории РФ денежные средства, оружие, транспортные средства, оборудование и обучение, в дальнейшем воздерживались от террористических актов против мирного населения в Украине".

Что касается Конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, то Украина просит суд принять временные меры, обязав Российскую Федерацию:

"(a) воздерживаться от любых действий, которые могут усугубить или продлить спор относительно нарушения настоящей Конвенции или осложнить принятие решения по делу;

(b) воздерживаться от любых проявлений расовой дискриминации против лиц, групп или учреждений на территории, которая находится под контролем РФ, включая Крымский полуостров;

(с) прекратить действия и воздерживаться от дальнейшей борьбы против крымскотатарского народа в политической и культурной сферах, в том числе приостановить действие указа о запрете Меджлиса крымскотатарского народа и отказаться от выполнения этого указа и аналогичных мер на время рассмотрения данного дела;

(d) принять все необходимые меры, чтобы остановить исчезновение крымских татар, и немедленно расследовать те исчезновения, которые уже произошли;

(е) прекратить и воздерживаться от дальнейшей борьбы против этнических украинцев в Крыму в сфере политики и культуры, включая приостановку ограничений на образование на украинском языке, уважать право на образование на украинском языке, пока это дело находится на рассмотрении".

Гаага, 17 января 2017 года


Также украинская сторона отметила, что исковые требования и доказательная база будут расширяться. В настоящее время каждый акт агрессии РФ против Украины фиксируется и будет предоставляться в суд.

нападение России на Украину, Гаага

Previous post
Up