![](http://www.ljplus.ru/img/a/l/algrin/Pollok.JPG)
С ранней юности Джексон Поллок увлекся мистикой - прежде всего, философией Джидду Кришнамурти, утверждавшего, что истина открывается человеку лишь интуитивно, в процессе свободного «излияния» личности; эти формулы глубоко запали в душу художника, во многом определив его мировоззрение.
«Излияние» это удобнее всего совершать в творчестве - считал молодой Поллок. Вместе с тем он не питал иллюзий по поводу своего таланта, весьма критически относясь к собственным возможностям. и все же решив, что волевым усилием можно выстроить из себя все, что угодно, он решил стать художником.
Первый учитель, Томас Бентон, помимо любви к искусству привил Джексону и пристрастие к выпивке. В результате одного особенно сильного «запоя», Поллок попал в лечебницу. Проведенные в ней четыре месяца стали переломными в его художественном видении. Множество блокнотов и альбомов этого периода, заполненные набросками, являются сильным аргументом в пользу того, что не имея систематического образования, Поллок все же неплохо умел рисовать. Сюжетами были порожденные психикой кошмары и сексуальные видения, по технике - отход от реализма в область абстракции.
Еще крайне несовершенные по технике, ранние работы уже создавали образ будущего художника-шамана, умеющего проникать в запредельное.
Поллок отменил мольбертную живопись. Кардинально переосмыслялся труд живописца. Теперь не требовалось стоять перед холстом, заботясь о выражении действительности, пусть и невероятным образом преломленной через зеркало души мастера. Сюжетность, фигуративность, вообще изобразительность потеряли свой смысл. Поллок просто расстилал на полу огромные куски холста и, «отключив» сознание, «входил в картину» - становился с ней одним целым, почти в буквальном смысле.
1950
«Осенний ритм» - с его завораживающим переплетением цветных линий, с мерцающей прозрачностью и глубиной - яркий пример новой эстетики в искусстве. Такие картины трактуют по-разному. Можно рассматривать их как «полный бред», видеть развитие традиций, заложенных Пикассо и Кандинским, или воплощение силы, размаха и свободолюбия Америки.
Вопрос: как «понимать» подобное творчество? «Осенний ритм», несомненно, завораживает, как бы втягивает в себя зрителя, влечет своей странной музыкой. И это уже есть ответ на поставленный вопрос. Картины Поллока помогают человеку обнаружить внутри себя тайное, закрытое дневным сознанием, и поэтому не требуют традиционного «понимания» - они и открываются лишь на уровне этого душевного «подполья», живущего своей жизнью в каждом их нас.
Фотограф Ханс Немат опубликовал в журнале «Новости искусства» серию фотографий, запечатлевших создание Поллоком «Осеннего ритма», и придуманная художником техника вызвала большой шум.
Однако не смотря на кажущуюся примитивность такого способа работы, ни одному из последователей Поллока не удалось сымитировать его манеру. Картины неудавшихся имитаторов напоминают клубок червей или тарелку с макаронами. Видимо, слепо копируя метод, они упускали нечто более важное.
Во время работы Поллок священнодействовал - энергично жестикулировал, пританцовывал, вдруг застывал на месте, чтобы заполнить очередной фрагмент краской. В результате поверхность холста постепенно покрывалась сложной паутиной линий и пятен, различной фактуры, формы и цвета.
Джексон Поллок родился 28 января 1912 г. в городке Коуди (штат Вайоминг). Впоследствии дружественные критики пытались сотворить из факта его рождения красивый миф. Обыгрывая название этого городка, получившего свое имя в честь знаменитого американского героя времен покорения Дикого Запада, они представляли художника таким же лихим ковбоем - свободолюбивым, непокорным, не признающим общих правил.
Отец художника, Лерой Поллок, не имел постоянной работы, в поисках которой семья колесила по всей Америки. Впоследствии Лерой оставил семью, лишь изредка встречаясь с детьми. По существу, Джексон воспитывался матерью, - именно ее невротическая и властная натура наложила отпечаток и на жизнь Поллока, и на его творчество.
В возрасте 18 лет Поллок переехал в Нью-Йорк, где учился у Томаса Харта Бентона, художника так называемого американского регионализма, отстаивавшего реалистическое изобразительное искусство. Имеено на него, как на человека, могущего положить основание самобытной американской живописи, критика возлагала особые надежды. Именно Бентон посоветовал Поллоку сменить имидж застенчивого подростка на крутого ковбоя.
Благодаря Бентону Поллок также пристрастился к алкоголю.
В Нью-Йорке Поллок жил на деньги, получаемые в рамках государственной программы помощи неимущим художникам из фонда Рузвельта и на случайные заработки, в числе которых даже выполнял настенные росписи. Из-за постоянных сильных запоев летом 1938 г. от его услуг отказались. Поллока охватила депрессия и он запил еще больше.
В лечебнице для алкоголиков происходит перелом в художественном видении.
Выйдя из лечебницы, Поллок увлекся трудами Фрейда и Юнга. В этот период он встречает Джона Грэхема смотрителя музея Метрополитен и верного поклонника примитивистской живописи.
Грэхем вводит Поллока в авангардные художественные круги.
В 1943 г. прошла первая персональная выставка, имевшая триумфальный успех. Пит Мондриан, один из столпов художественного авангарда, назвал ее «самой интересной из увиденных в Америке работ».
Не смотря на постоянной успех у критики и публики, до конца жизни Поллоку так и не удалось, за редкими исключениями, продать свои работы.