11 сентября 2014 "Гранчику" исполнился 71 год. Гранёный стакан стал культовым предметом для нескольких поколений русских людей. Откуда такая стойкая привязанность? Придётся разобраться.
Все дело в форме
Форма гранёного стакана - его основная "фишка". По преданию, первые гранёные стаканы появились ещё при ПетреI. Кроме необычайной прочности, обеспеченной рёбрами жёсткости и особенной технологией закалки стекла, гранёный стакан удобен тем, что при падении не катится. В петровское время, в дни активного развития флота такая форма посуды была востребована. На корабле, как известно, понятие горизонтали достаточно условно: при качке палуба корабля ходит ходуном. Гранёные стаканы в таких условиях невероятно удобны и относительно безопасны в эксплуатации. В советское время, когда страна переживала технологический бум, стали появляться посудомоечные машины (освобождающие женщин от "кухонного рабства"). Гранёные стаканы идеально подходили под технические параметры новомодных "кухонных мойдодыров".
Загадочная нумерология
Гранёные стаканы в разное время изготавливались с разным количеством граней: от 8 до 14. Классическим считался стакан с десятью и семнадцатью гранями .
Восьмёрку пифагорейцы считали числом справедливости и полноты, для китайцев восьмёрка ассоциируется с музыкой и означает организованное множество. Полнота и множественность - идеальные характеристики для гранёного стакана. Полнота налива и множественность использования (прочность и отсюда - долгая эксплуатация). Тёмная сторона восьмёрки заключается в сильной привязанности к материальным объектам и сомнительными представлениями о морали. Опять же - всё подходит: привязанность и аморальное поведение "после пятого стакана".
Десятка - число полноты и абсолютной завершённости. Десять - объединение бытия и небытия. По представлениям пифагорейцев, десятка - идеальное число, относится к треугольным числам, оно даёт нам тетрактис (десять точек). Полнота и завершённость, бытие и небытие - всё это явлено в гранёном стакане. Треугольность же числа десять даёт привычное "на троих".
14 - число риска, страха, недостаточной самооценки - всего того, что ведёт к уходу в себя и, как следствие, к алкоголизму. Четырнадцать - число движения, совмещения вещей и людей. Должно быть, отсюда - желание "сообразить".
17 - отражает стремление к независимости, энергичность и творческий настрой. Всё как по учебнику - куда без этих качеств в застольной компании?
Оптический прибор
Среди советских пьяниц бытовала идея о том, что мир, увиденный сквозь гранёный стакан представал в новом свете. Подобное видение не блажь, оно даже не лишено аллюзий в литературе и религиозных текстах.
Апостол Павел в первом послании Коринфянам говорит: "Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, тогда же лицем к лицу; теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан". Очевидно, слова апостола метафорически отражают суть видения человека во время жизни, мы способны видеть Бога только как отражение, "гадательно", тогда как после жизни будем "лицем к лицу". Смотря на мир через грани стакана, советские пьяницы невольно постигали чистое видение, буквально постигая метафору библейского апостола.
В начале XIX века был распространен способ гадания с "магическим кристаллом", небольшим шаром из прозрачного, бесцветного стекла, в котором, если долго смотреть на его блестящую поверхность, будто бы могут появиться различные образы. Этот способ гадания нашёл отражение у Пушкина:
Промчалось много, много дней
С тех пор, как юная Татьяна
И с ней Онегин в смутном сне
Явилися впервые мне -
И даль свободного романа
Я сквозь магический кристалл
Еще неясно различал.
Гранёный стакан - тот же магический кристалл. Преображаясь в гранях, отражаясь в них, мир обретает формы, недоступные при обычном видении. Впрочем, частое гадание "сквозь магический стакан" чревато не только для физического здоровья, но и для рассудка.
Без дефицита
В 50-е годы в СССР было поверье, что те, кто пьёт из гранёного стакана никогда не будет испытывать недостатка в водке. Вызвано это было как тем, что преломление света в стакане не всегда позволяло определить точное количество напитка, так и тем, что гранёные стаканы выпускались разного объёма (от 50 до 250 граммов), соответственно была градация "на вырост", дающая плодородную почву для хмельных фантазий.
Без похмелья
Кроме "неупиваемости" водки из гранёного стакана, также бытовало поверье о том, что после застолья с гранёными стаканами - меньше похмелье. Бывалые алкоголики объясняли этот эффект наличием у стакана граней. Знатоки хмельного ритуала выдавали эту сентенцию с видом знатоков, опровергнуть или подтвердить подобное утверждение можно было только эмпирически, наутро же можно было списать все "дефекты теории" на качество напитка.
Малевич/Мухина
Появление гранёного стакана в Советском Союзе связано с именами Мухиной и Малевича. Считается, что дизайн известного нам граненого стакана для рабочего класса разработан автором знаменитого монумента на ВВЦ Верой Мухиной в 1943 году в блокадном Ленинграде, где она возглавляла Мастерскую художественного стекла. Вера Игнатьевна "изобрела" его совместно с художником Казимиром Малевичем, автором знаменитого "Черного квадрата". Документально авторство этого (безусловно интересного) творческого дуэта не подтверждено, но сама мифология интересна. Ещё один вероятный автор гранёного стакана -Николай Славянов. Благодаря ему металлургия в Советском Союзе достигла небывалых ранее высот. В его дневниках сохранились наброски стаканов с 10, 20 и 30 гранями, - правда, он предлагал изготовить стакан из металла.
Прочнее стали или не стали?
Гранёные стаканы отличались невероятной прочностью, вызванной технологией их изготовления: сырье варили при температуре 1400-1600 градусов, дважды обжигали и гранили по специальной технологии. В смесь для прочности добавляли свинец, который используется в составах для хрусталя. Такие стаканы были безопасны в поездах, они долго служили ёмкостью для напитков из аппаратов газированной воды, ими можно было даже колоть орехи.
В начале 80-ых, когда стаканы стали изготавливать на нескольких производственных линиях (в том числе иностранных), их завидная прочность стала утрачиваться. Случалось, они попросту лопались, у них откалывался ободок или донышко. Одна женщина, у которой полопался весь набор стаканов, даже подала в суд на завод, ей выплатили полную стоимость битой посуды (о чём был снят сюжет в передаче "Фитиль").
Алексей Рудевич