Проникнувшись духом импортозамещения и обуреваемый жаждой экономии, съездил покататься на лыжах в Красную Поляну. В общем оказалось весьма неплохо, гораздо лучше, чем я боялся. Есть свои плюсы и минусы, про это ниже.
История горнолыжного курорта в Красной Поляне берет свое начало с 1993-го года, когда началось строительство канатных дорог компанией Альпика-Сервис на хребет Аигба. Несмотря на субтропическое расположение и небольшие высоты (с 540 м до 2238 м), курорт был известен в первую очередь среди любителей катания вне трасс своим удивительным пушистым снегом, который выпадал сразу по много и дарил фрирайдерам незабываемые powder-дни. Так бы Красная Поляна и существовала в виде небольшого фрирайдерского курорта, если бы в эти края не пришла зимняя Олимпиада. Под шумок канатные дороги Альпики были отжаты Газпромом за смешные 15 миллионов долларов и закрыты, а рядом началось строительство трех современных курортов, которые использовались во время Игр, а теперь сделали Красную Поляну центром горных лыж в России не только для фрирайдеров, но и для любителей трассового катания и горнолыжного отдыха с детьми.
Эти курорты называются «Роза Хутор», «Горная карусель» (или «Горки-город») и ГТЦ «Газпром» (оно-же неофициально «Лаура»). Курорты не соединены между собой и не имеют общего скипаса, однако работы по строительству объединяющих канатных дорог и трасс ведутся, и когда-нибудь мы получим действительно большой курорт, раскинувшийся по обеим сторонам долины Мзымты (так называется река, текущая в тех краях). И все эти регионы имеют одну общую деталь - ни на одном из них нельзя спуститься на лыжах в долину Мзымты, зона катания доступна после подъема по канатной дороге (хотя есть автомобильные дороги непосредственно к трассам, внизу которых на всех курортах располагаются отели, но прочие туристы стартуют из долины, что выходит проще и быстрее).
Подробнее про различные регионы катания.
Роза Хутор
Роза Хутор располагается в основном на северных склонах хребта Аигба, что положительно сказывается на качестве снега. Регион разнообразен, высок и обширен по российским меркам (77 километров трасс), однако приличных спусков (широких и ровных, а не извилистых дорог, серпантинами спускающихся с хребта) не так уж и много. А тут еще юниорский ЧМ выпал на мои даты, позакрывали как раз настоящие стоящие трассы.
Вне трасс неплохо, если есть снег, и он не превратился за ночь в корку (у меня превращался), а также открыты соответствующие зоны (что тоже после снегопадов случалось не всегда). Самым доступным для вне трассового катания является южный склон, где канатная дорога поднимается по центру огромного «цирка», вдоль краев которого проложены только 2 трассы, а все прочее доступно для разбивания в бугры. Однако южная экспозиция вносит свои особенности - снег раскисает днем и замерзает ночью, да и лавинная опасность по этой причине может быть значительной. Из-за этого южный склон часто бывает закрыт. Да и канатная дорога там всего лишь 4-кресельная и медленная, из-за чего возникают значительные очереди. Сейчас ведутся работы по строительству еще одного подъемника с южной стороны, что значительно повысит площади доступные для фрирайда на юге хребта.
Горная Карусель
Карусель тоже находится на северных склонах Аигбы, ниже по долине, чем Роза Хутор. Между ними находится зона катания бывшей Альпики-Сервис, которая сейчас недоступна с подъемников, однако используется для вне трассового катания теми, кто не чурается пройти по хребту (что требует знания местности и соответствующего снаряжения). Сейчас там идут работы по реконструкции/строительству канатных дорог Газпромом и когда-нибудь регион станет снова доступен для катания и свяжет между собой Розу-Хутор и Горную Карусель. Но пока Горная Карусель представляет из себя довольно скромный курорт, почти полностью вытянувшийся вдоль трех очередей гондольной канатной дороги. Приличных трасс во время моего пребывания было открыто ровно 2 штуки (одна в зоне Цирк-2 одна и одна вдоль второй очереди вагончика, и то в середине она представляла собой льдистый ужас). Там есть еще трассы, но они были закрыты, к примеру спуск из Цирка-2 в восточный сектор должен быть неплох. Но фрирайд там хорош, тут спору нет, после очередного снегопада я провел там целый день, сделав всего 4 спуска, но какие это были спуски!
Газпром
ГТЦ «Газпром» находится на противоположной стороне Мзымты, однако имеет не южную экспозицию склонов, а тоже северную, располагаясь на северных склонах небольшого хребта. Несмотря на скромные 20 километров трасс - это единственный настоящий трассовый курорт в Красной Поляне, ни одной дороги (разве что кроме переходных между секторами), все трассы широкие, с равномерными уклонами и хорошо организованные. Ко всему прочему он ОЧЕНЬ красивый, первое место с отрывом.
Недостатком региона является низкая связанность на лыжах между зонами, да и зоны целиком часто закрывают (к примеру, в день моего отъезда закрыли полностью зону G). Ну и сам по себе он невелик, целую неделю катать только там - мне было бы скучновато. А вот для отдыха с детьми он подходит отлично, мой брат с дочками 4 и 5 лет провел неделю в зоне B (с синими трассами), каждый день по половине дня (наличие утренних полудневных скипасов тоже является большим плюсом региона), и остался очень доволен.
Возвращаясь к красоте «Газпрома», хочу настоятельно порекомендовать хотя бы раз подняться или спуститься на подъемнике А3, который начинается от станции Альпика-Сервис на основной автомобильной дороге и ведет в зону катания. С этого подъемника открываются безумно красивые виды на всю долину Мзымты, пропустить их было бы преступлением!
Пару слов про погоду. Из-за субтропического расположения и близости моря (до него меньше 40 километров по прямой) климат здесь влажный и изменчивый. Часты сильные снегопады, которые в долине могут выпадать в виде дождя. Зимой температура внизу может достигать +20 градусов, а весной падать до нуля. А между снегопадами светит яркое солнце, которое может довольно сильно греть даже в феврале. В общем, приехав сюда всего на неделю, очень вероятно застать пару снегопадов (а то и больше), которые, впрочем, могут омрачены сильным ветром наверху и дождем внизу, а следующий день подарит не пушистую целину, а задутую ледяную корку. Хотя может быть и иначе.
Плюсом Красной Поляны является хорошая транспортная связанность. Для бюджетного перемещения лучше всего подходят рейсовые автобусы, ездящие каждые 10 минут (от поселка Красная Поляна, где располагается бюджетное жилье, до самого дальнего курорта Роза Хутор ехать 30-35 минут за 39 р.). На них же до Красной Поляны можно добраться от аэропорта Адлер всего за час. Альтернативой является такси по стандартной таксе 300 р. между любым местом поселка и любым курортом (лучше такси заказывать, телефоны диспетчерских найти несложно). За такси можно заплатить и дешевле, если заказать его через Убер, но Убер часто не находил машин при заказе из дома.
Кроме катания тут можно найти и другие развлечения, около курортов есть аквапарк, да и сама набережная Мзымты приятна для прогулок. В поселке Красная Поляна с досугом хуже, но можно отправиться пройтись по лесу, если погода позволяет, даже зимой тут красиво.
Сам поселок с одной стороны представляет собой обычный российский населенный пункт, а с другой стороны его «курортность» и прошедшая Олимпиада наложили определенный лоск, местами тут весьма живописно:
Жилье можно найти на любой вкус и кошелек. От роскошных отелей за много денег прямо около подъемников до бюджетных хостелов в пределах 1000 рублей в день с человека. Есть и промежуточные варианты, гостиницы, пансионы и квартиры. Особо экономные могут жить и бесплатно, если найдутся друзья, живущие здесь всю зиму (а зимует тут множество московских и питерских лыжников, работающих инструкторами или гидами, а то и удаленно стучащим по клавишам в перерывах между катанием), и готовые вас вытерпеть. Это был как раз мой вариант, спасибо Оле и Андрею за гостеприимство!
С питанием тут тоже все неплохо. Полно столовых, кафе и ресторанов разной ценовой категории (хотя в самих зонах катания недорого перекусить не получится, но днем можно обойтись и термосом с шоколадкой и яблоком), а для желающих готовить самим есть множество супермаркетов.
Исходя из всего этого моя поездка на 11 дней (9 дней катания, 1 день отдыха с экскурсией в Абхазию в пещеры, 1 день заезда без катания, а в день отъезда покатался до 15:00) вышла весьма бюджетной:
Cамолет
7 000 р.
Оренбургские авиалинии (группа «Аэрофлот»)
Еда/питье
9 000 р.
Кормил не только себя :)
Проезд
2 000 р.
Такси и автобусы
Скипасы
17 000 р.
9 дней
Поездка в Абхазию.
2 500 р.
2 000 р. - транспорт, 500 р. - Ново-Афонские пещеры
Всего
37 500 р.
В результате поездка получилась отличной по соотношению цена/качество. Ехать с детьми тоже имеет смысл, но жилье надо выбирать тщательнее (и, наверное, Сочи + машина в рент или своя идеальный вариант, в самой Красной Поляне с детьми и погулять особо негде, а жить у подъемников дороговато), на выходные - тоже очень хорошо (или по трассам покататься или на фрирайд под снег). Но ехать сюда на длительный отпуск взрослой компанией с нормальным жильем (а не хостелом) я бы не стал (как минимум до тех пор, пока не объединили зоны катания). Ну только если жить в Сочи, тогда цена будет более привлекательной, а бонусом станет хоть и зимнее, но море.
Алексей “algol” Голых, февраль 2016 года