Греция, сентябрь 2014
1. Наш дом и вокруг него 2. Каламата и окрестности 3. Водопады Полилимнио, курорт Ступа и окрестности 4. Античный Мессини, Андроуса и трекинг по сухому руслу реки Мили 5. Три крепости - Пилос, Метони и Корони6. Кардамили, прогулка вдоль реки Вирос и Афины
Часть шестая: Кардамили, прогулка вдоль реки Вирос и Афины
В коридоре и на лестнице около наших апартаментов висело несколько плакатов с изображениями различных местных достопримечательностей. Постепенно мы опознали их все, кроме одной суровой живописной церкви с высокой колокольней из потемневшего камня. Не то что бы я сильно переживал по этому поводу, нельзя объять все, просто было интересно. И вот в один из заключительных дней я выбрался на очередную прогулку, начинающуюся в городке Кардамили, через который мы проезжали по пути в Ступу. Оставив машину в самом начале поселка на площадке у реки, я отправился по указателям. И каково-же было мое удивление, когда я увидел эту самую церковь, которую мы не могли опознать почти 3 недели:
На окраине Кардамили стоит небольшая крепость, служившая базой местному клану, который возносил свое происхождение аж к последней династии императоров Византии - Палеологам. Она неплохо сохранилась, центральная крепостная башня возвышается над окрестностью и очень живописна:
В крепости и башне расположен музей, куда я и направился. Кассиром оказалась русскоязычная дама, переехавшая в Грецию из Украины. Из беседы с ней и ее напарником я узнал несколько интересных фактов, например то, что Кардамили и местный замок является настоящей колыбелью греческой революции, именно отсюда капитаны горных кланов отправились захватывать Каламату, где они принесли свою клятву об изгнании турецких захватчиков.
Первым делом забираюсь на вершину башни. Оттуда открывается панорама Кардамили, сейчас являющегося тихим курортным городком:
С другой стороны видна та самая церковь и горы на заднем плане:
Вообще из всех посещенных в эту поездку мест Кардамили приглянулся больше всего. С одной стороны это не такая дикая деревня, как наш дом, не похож он и на рафинированный пенсионерский курорт Ступу. Но, тем не менее, здесь тихо и спокойно, нет суеты и шума Каламаты. На берегу с севера от городка расположены несколько галечных пляжей, есть где погулять и что посмотреть. В городе есть небольшой супермаркет, а в случае нужды можно доехать до огромного магазина в Ступе, до которой всего 5 километров, да и на тамошний песчаный пляж тоже при желании можно ездить хоть каждый день. Ну а огромная горная страна полуострова Мани доступна отсюда не хуже, чем из прочих мест побережья. Поэтому всем желающим отдохнуть на мессинском побережье я бы советовал останавливаться именно здесь.
А я продолжаю осматривать музей. Кроме древних камней тут есть немного сохранившейся утвари и инструментов, например этот каменный круг от масляного пресса:
После музея отправляюсь по тропе в горы. В отличие от моих предыдущих маршрутов, где я не встречал ни души, этот весьма популярен. Наверное, сказывается его начало непосредственно в курортном городке, а не в «центре ничего» в горах. Оборачиваюсь и любуюсь видами на море и побережье:
В какой-то момент тропа раздваивается, я выбираю правый путь и через некоторое время спускаюсь в тенистую и прохладную долину ручья. Из долины тропа поднимается обратно в гору и выходит к стоящей над морем церкви Святой Софии (Айя София):
Рядом с церковью стоит весьма популярная в этих краях машина. Действительно, довольно много можно сказать о стране по ее автопарку, так про эту часть Греции сразу понятно, что это небогатая сельская страна, не стремящаяся пускать пыль в глаза:
Спускаюсь по дорожке с другой стороны церкви и выхожу на старый маршрут в нескольких сотнях метрах за развилкой. Здесь уже почти никого нет, большинство ограничивают свою прогулку Святой Софией, а я иду дальше.
Тропа превращается в настоящую дорогу, хотя я лично сомневаюсь, что сюда можно доехать на машине, даже на Ниве
Слева лежит глубокое ущелье реки Вирос, на другом его склоне виднеются строения древнего монастыря. Здесь их много, некоторые их них давно заброшены и служат исключительно украшением пейзажа:
Тропа спускается к руслу реки и опять предлагает варианты. Можно подняться по тропе с другой стороны долины, можно вернуться по руслу вниз к Кардамили, а можно отправиться наверх. Выбираю последний вариант, прогулки по ложам рек стали своеобразным спешиалитетом этой поездки:
Вирос уже чем река Мили, по которой я гулял до этого, поэтому каньоны по пути интересней и живописней. Хотя таких жутких прорывов как там, я здесь не встретил.
Дохожу до очередного монастыря, спрятавшегося за деревьями на склоне. Он закрыт, но не заброшен, возможно, монахи живут тут только временами:
Возвращаюсь обратно до развилки и сворачиваю на противоположный склон ущелья. Несмотря на крутой и тяжелый подъем, горы вокруг своей красотой подпитывают силы:
Тропа заканчивается на боковой дороге около симпатичной церквушки:
Выхожу к серпантину, по которому я сегодня приехал в Кардамили. Судя по навигатору до городка 5 километров, поэтому пытаюсь заняться автостопом. Через 10 минут меня подбирает пожилая пара из Англии, которые отдыхают здесь уже месяц. Мило беседуем, шутим про то, что «молодой принц» Гарри является прямым потомком русского императора Николая I, и его можно позвать на престол в случае восстановления монархии в России. Незаметно проходит несколько минут дороги, и я возвращаюсь к своей машине. Но прежде чем ехать к семье, иду искупаться на пристань и немного гуляю по городу. Как я уже написал, Кардамили очень приятный курортный городок:
На центральной улице несколько ресторанчиков, есть магазины с сувенирами (в одном из них, продававшем дары оливковых деревьев, я чуть не купил кулинарную лопатку из оливы, но пожалел 10 евро) и супермаркеты. А на краю высится древняя крепость и колокольня церкви:
Вот и заканчивается наш отпуск, на заключительный день запланирована дорога в Афины и прогулка по городу. Ко всему прочему погода заметно портится, и мы выезжаем под дождем, который с перерывами сопровождал нас до самой столицы. Но по пути у нас осталась еще одна достопримечательность, это Коринфский канал, уникальное сооружение конца XIX века. Коринфский перешеек, отделяющий полуостров Пелопоннес от основной Греции, имеет ширину всего 6 километров. Но отсутствие в этом месте водного пути вынуждало мореплавателей, плывущих из западной Греции в восточную, огибать весь полуостров, проплывая лишние 400 километров (по сравнению с путем напрямик через перешеек). Неудивительно, что попытки построить здесь канал предпринимались еще в глубокой древности, первое упоминание о канале относятся к VII веку до нашей эры. Позже к этой мысли возвращались как греческие, так и римские правители, включая Юлия Цезаря, Калигулу и Нерона. Не стали исключением византийцы, а потом венецианцы, владевшие частью греческих земель в средневековье. О канале думал и первый президент Греции в начале XIX века, но проект был реализован только к 1893-му году, после строительства Суэцкого канала и активизации судоходства в Средиземном море.
Канал уникален своей глубиной, высота стен достигает 76 метров (+8 метров под водой), и тем, что был прорыт вручную. Его ширина невелика, всего 25 метров на уровне моря и 21 на дне. Из-за такой небольшой ширины сейчас он используется только небольшими судами, океанские сухогрузы в него не помещаются. А кроме того - это видный туристический объект, окруженный множеством таверн, сувенирных магазинчиков и всегда полный туристов:
А нас жду Афины. Это оказался шумный и тесный город, заполоненный машинами. Еле найдя парковку в центре (мы заехали на подземный паркинг рядом с рынком), мы отправились к Акрополю. Это довольно высокий холм, возвышающийся над городом, поэтому надо быть готовым к долгой прогулке, которая компенсируется отличными видами на Афины:
Акрополь непрерывно реставрируется, поэтому неизбежным фоном любых фотографий оттуда будут строительные леса:
В его окрестностях можно провести целый день (не поднимаясь наверх!), внизу находится зеленый парк, в котором тоже есть что посмотреть античного и средневекового:
Но у нас есть только несколько часов, поэтому идем к главному символу Афин. По пути в античном амфитеатре готовится какой-то концерт, этакое смешение древности и современности:
Несмотря на то, что здесь много народу, впечатление Акрополь производит очень сильное. Печально, что многие местные строения были разрушены уже в новое время. Например, Эрехтейон V века до нашей эры был в очень приличном состоянии до 1687-го года, когда венецианцы, осаждая занятые турками Афины, разрушили его.
Позже он был частично восстановлен, но одну из кариатид вывезли в Британский музей, а многие прочие части были утрачены.
У стены храма растет оливковое дерево. По легенде на этом месте состоялся спор между Афиной и Посейдоном по поводу покровительства над Аттикой (областью Греции вокруг Афин). Этот спор выиграла Афина, преподнеся людям в дар оливу. Так потомки этой оливы и растут на этом месте уже много тысяч лет, да и сам храм посвящен Посейдону и Афине Палладе или Полиаде («градостроительнице»):
Центральным, хотя и не самым сохранившимся зданием Акрополя является Парфенон, посвященный опять-таки Афине, но на этот раз Деве («Парфенос», по-гречески), все-таки христианская легенда о непорочной Деве Марии гораздо древнее, чем само христианство. Он был построен тоже в V веке до нашей эры после окончания греко-персидских войн, во время которых Акрополь был сильно разрушен.
С площадки на восточной оконечности Акрополя открывается вид на Афины и гору Ликавиттос (или Ликабет) с церковью Святого Георгия XII века на вершине:
Выходим из Акрополя через величественные Пропилеи, значительно восстановленные уже в нашем веке:
Из Акрополя есть два выхода, спускаюсь через второй, что бы посмотреть на развалины под холмом. Там не менее интересно, чем наверху и можно провести много времени, но мне надо возвращаться к семье, вышедшей через главный вход.
Спускаемся с холма и обедаем в кафешке у подножия. Туристическое место, довольно дорогое, тем не менее, вполне вкусное. Возвращаемся к машине, останавливаясь у Парламента, где дожидаемся смены караула. Нам не показывают большое представление, но поглазеть на гвардейцев со смешными помпонами на ботинках занятно:
На этот раз действительно все. Машина, аэропорт, ужин и путь домой. Отпуск однозначно удался, нам удалось действительно включить в него «все»: пляж, спорт и экскурсии, не говоря уже про кухню и общение с интересными людьми.
Заключение
Немного технических подробностей. Жили мы в
апартаментах, найденных и забронированных на booking.com. Сами апартаменты выше всяческих похвал, однако, их месторасположение не идеально. Вернее, если вам ничего не нужно кроме моря и дома, а за продуктами вы готовы съездить несколько километров в супермаркет в Каламате - все в порядке. Но если хочется погулять по вечерам, найти что-то интересное помимо моря в пешей доступности, это будет затруднительно. Поэтому если я вдруг соберусь в эти края в следующий раз, то буду смотреть на Кардамили или Ступу (хотя не факт, что жилье в этих местах будет столь же интересно по цене).
Летели
Аэрофлотом, регулярным рейсом в Афины. В этом году Аэрофлот очень радует своими ценами (а в следующем, с учетом девальвации рубля, он должен стать еще интереснее, даже после неизбежного повышения цен), с сервисом же там всегда был полный порядок.
Машину брали в местной компании
autoUnion, забронировав ее через
Economy Car Rentals. Точка проката находится вдали от аэропорта, но каждые 15-20 минут курсирует автобус-шаттл для клиентов. Нам выдали заказанный Форд Фокус хэтчбек второго поколения, в который не без труда поместились мы (4 взрослых и ребенок в детском кресле) и наш багаж (включая коляску):
Детское кресло мы везли с собой, чем сэкономили и на такси с детским креслом в Москве и на аренде кресла (неизвестного качества!) на месте. На троих в любом случае полагалось 3 места багажа (у родителей и так было 2 чемодана), поэтому перевозка кресла, упакованного в большие полиэтиленовые мешки и замотанного скотчем, проблем не вызвала. Про наши приключения со сломанной машиной я уже писал, компания повела себя отлично (если не считать того, что за техническим состоянием своих автомобилей надо следить лучше), пригнав на следующий день машину даже выше классом и новее. Так что могу рекомендовать autoUnion как прокатчика в афинском аэропорту.
И в конце традиционная табличка наших расходов, отпуск вышел весьма бюджетным даже при курсе евро 50 рублей (всего 50 рублей!):
Статья
Сумма
Примечание
Билеты
42 169 р.
Аэрофлот, 2 взрослых + детский
Страховка
1 846 р.
Еда
33 465 р.
Такси
2 350 р.
Москва
Досуг
3 225 р.
Жилье
27 775 р.
1100 € - апартаменты на четверых
11 € - перевод аванса
Машина
12 861 р.
514,42 € - Ford Focus, 20 дней
Бензин
2 840 р.
69 л. * 1,645 €
Парковка
275 р.
11 € - Афины
Дороги
805 р.
16,1 € - Афины-Каламата
16,1 € - Каламата-Афины
Всего
127 610 р.
2 взрослых + ребенок (поездка впятером, общие расходы делились пополам)
20 дней
1 € = 50 р.
Леша, Маша и Гриша, сентябрь 2014 года.