Берлин в июне 2014

Aug 27, 2014 17:40

Выходные в Берлине

Вышло так, что рядом с нашей дачей ежегодно всяческие негодяи проводят мото-рок-фестиваль. Поскольку терпеть практически трехсуточную довольно унылую долбежку (и этот стон у них роком зовется!) нам за пару лет надоело, то в этом году мы решили на эти выходные куда-нибудь сбежать. Не дома же в Москве сидеть, а тут как раз наши хорошие знакомые переехали в Берлин и давно звали в гости. Поэтому мы купили билеты у Аэрофлота (самые дешевые оказались, «спасибо» возросшему курсу евро) и полетели:



Вечер по прилету вышел вкусным и пьяным, если бы я столько пива дома пил - давно бы считал себя алкоголиком, а в Германии сам бог велел, пара литров за ужином и пьянством не считается. Но утро все равно наступило рано, сказывается разница во времени и привычки Григория долго не дрыхнуть. Поэтому, пока хозяева спали, мы отправились на ближайшую детскую площадку в обычном (хотя и неплохом) окраинном районе города (как раз ее фотография находится выше). Сейчас в Москве по всем дворам и паркам понаделали неплохих детских городков, но этот все равно круче. И не только по используемым материалам (дерево и немного стали), но и по разнообразию детских развлечений - от качелей и горок до игрушечной золото-моечной установки. Да и выглядит все гораздо красивее, в минусе только песок вместо резинового покрытия, «наш» вариант оставляет меньше грязи в одежде ребенка.
Возвращаемся, договариваемся с ребятами встретиться у зоопарка в районе обеда и отправляемся в центр, поездка была задумана как детская, но и Рейхстаг надо тоже посмотреть:


Посмотрели - ну да, Рейхстаг. Дошли до Бранденбургских ворот - ну да, ворота. Правда окруженные огромным футбольным фан-городком - на дворе Чемпионат Мира, а Германия болеет как мало кто (и, как оказалось, не зря!). В последующие дни мы еще не раз видели подобные городки меньшего размера по всему городу, да и каждый игровой вечер в ресторанах, оборудованных телевизорами, было не протолкнуться.


Следующий пункт программы - чек-поинт Чарли, решаем дойти туда пешком, благо недалеко. Где-то по дороге:


Чарли оказался еще одним туристическим аттракционом - толпы народу, ряженные «американские солдаты», фотографирующиеся со всеми желающими. В общем, могли бы и не ходить:


Неподалеку находится один из сохранившихся участков Стены, под ним фотовыставка. Вот стену стоит посмотреть, представить, как она разрезала огромный город по живому, вспомнить о многочисленных жертвах, пытавшихся ее пересечь, порадоваться тому, что это теперь лишь туристический объект:


Наконец отправляемся в Зоопарк, вот он действительно прекрасен. Первым делом посетителей встречают слоны:


Удивительно, что слоновник ничем не воняет. Или в Москве только в зимних стойлах жуткий запах, а на улице все ОК? Уже и не помню.

Неспешно гуляем дальше, Грише здесь нравится:


Вообще зоопарк устроен очень приятно, для нехищных зверей нет клеток, только двойная загородка, которая не мешает любоваться животными:


Садимся перекусить и выпить пиффка (ну а как иначе!) напротив неизвестного мне зеброподобного животного:


Пока родители пьют пиво с сосисками, дети развлекаются, пытаясь разрушить зоопарк:


Ну что, животы больше не урчат, в ногах образовалась приятная мягкость, отправляемся дальше. Надолго задерживаемся около морских львов, мужчины завидуют греющемуся на солнышке самцу, вокруг которого вьются его женщины, эх:


Императорские пингвины сидят в закрытом охлаждаемом помещении:


Доходим до белых мишек, издалека они очень милые (если не думать о том, что это единственный хищник, который считает человека естественной добычей):


Вот этот вообще танцевал - два шага вперед, покачивание бедрами, два шага назад. Просится взять его в цирк?


Берлинский Бемби:


А носороги все равно красивее:


Мы купили комплексный билет, предусматривающий посещение аквариума, поэтому направляемся туда. Гриша и рыбы:


В общем, аквариум интересный, но особого восторга у меня не вызвал. Наверное, просто устали к вечеру долгого дня, а может я не фанат. Но разок сходить стоит.

Заканчиваем день мы в одном из многочисленных берлинских ресторанов, в котором к счастью не было телевизора. Поэтому ужинаем (айс-байн, сосиски, пиво - все как положено, только штрудель зря взяли, бледное подобие австрийского) в относительной тишине (относительной - поскольку в ресторане через улицу телевизор был, а значит, были и толпы болельщиков). Теперь можно и домой, только поздороваемся с символом Берлина: «Превед, медвед!»


Следующим днем мы отправились в центральный берлинский парк Большой Тиргартен, располагающийся вокруг площади Большая звезда с колонной Победы на ней:


Этот памятник был выстроен во времена первого императора Германии Вильгельма I в честь его многочисленных военных побед. Изначально колонна стояла перед Рейхстагом, но в 1938-м году была перенесена сюда и заново открыта в день 50-летия Гитлера. Удивительно, что этот явный символ немецкого милитаризма пережил 1945-ый год, но он цел и поныне и является отличной обзорной площадкой (мы не полезли, поленились). На площади Звезды стоит огромная барбекюшница, наверное, собираются жарить компактного слона:


Гуляем по парку, он тих и приятен, только иногда пробегают редкие спортсмены или проходят такие же как мы родители с детьми. Выходим к каналу, за которым находится вчерашний зоопарк:


В одном из многочисленных прудов обнаруживаем утопленника:


На схеме парка находим розарий и отправляемся туда. Все таки московские парки, особенно в последнее время, стали ничем не хуже европейских, а кое в чем и лучше. Тот же розарий в Сокольниках значительно больше и лучше местного. Но тут тоже красиво, хотя и очень компактно:




Остатки старины около парка:


Теперь наш путь лежит в Темпельхоф, ранее бывший аэропортом Западного Берлина, воздушными воротами этой части города во времена разделения страны. Вообще это место было первым берлинским аэродромом еще до войны, в те годы он превосходил по объему перевозок многие европейские аэропорты. Но слава пришла к нему только в 1948, с началом советской блокады Берлина. Тогда на протяжении почти 11 месяцев любые грузы (от топлива до продовольствия) в Западный Берлин могли быть доставлены только по воздуху. Самолеты взлетали и садились здесь каждые 90 секунд! Несмотря на то, что за это время было перевезено почти 2,34 миллиона тонн грузов (из которых 490 тысяч тонн продовольствия), этого не хватало. Снабжение двух с половиной миллионов населения продуктами было даже хуже, чем в военные годы.


Позже Темпельхоф работал как гражданский аэропорт Западного Берлина, хотя военные продолжали его использование (часть здания аэропорта используется ими и поныне), но его современная жизнь началась только после закрытия в 2008 году. Тогда территорию аэропорта, его взлетно-посадочные и рулежные полосы отдали в общественное пользование. И теперь Темпельхоф стал излюбленным местом для отдыха берлинцев, здесь бегают, катаются на велосипедах, роликах и досках, запускают воздушные змеи и кайты, устраивают пикники с барбекю в специально отведенной для этого зоне, разводят небольшие огороды и так далее и так далее. Часть поля огорожена потому, что там гнездятся зяблики. Все это понимают и обходят птиц стороной. В общем Темпельхоф, бывший символом свободы Западного Берлина, стал теперь символом свободы берлинцев, местом, где они могут заниматься чем им угодно, не мешая при этом другим. И да, вход туда бесплатен и открыт в любое время дня и ночи.


Интересно, что недавно власти Берлина решили застроить Темпельхоф, а так же организовать на части его территории «приличный» парк. Но жители резко воспротивились этому, потому что Темпельхоф действительно уникальное место (ведь мы свой тушинский аэродром застроили). И на референдуме 2/3 участников высказались против какого-либо строительства, поэтому Темпельхоф остался тем, чем является.

Мы решили на эти полдня влиться в струю отдыхающих и тоже предаться различному активному отдыху. Грише достался самокат наших друзей, который пришелся ему по душе (так что свой уже лежит в шкафу и ждет его возвращения с дачи):


Маша взяла на прокат лонг-борд, который опробовал и я. Резюме - ну нафиг эти асфальтовые развлечения, падать больно!


Ну и кайт позапускали, Маша в этом деле показала недюжинную ловкость. Чую, придется все таки везти ее на кайт-спот.


В заключительный день, выпавший на понедельник, мы утром распрощались с гостеприимными хозяевами и отправились в Шпандау, один из берлинских округов. До 1920 года Шпандау был отдельным городом и здесь сохранилась одна из самых значительных европейских крепостей эпохи Возрождения - Цитадель Шпандау. Она была выстроена в конце XVI века, была несколько раз осаждена наполеоновскими войсками, а последняя ее осада произошла в 1945 году, когда там от наступающей Красной Армии укрылись немецкие военные и гражданские лица. Тогда, к счастью, все обошлось бескровно, гарнизон сдался без боя. После войны в Цитадели был краеведческий, после оружейный, а теперь исторический музей. Но главная красота здесь не в экспонатах, а в древних стенах и окружающей природе:


Главная башня цитадели сейчас находится на реставрации, но доступ внутрь открыт. По деревянной витой лестнице в центре поднимаемся на крышу:


Оттуда открывается живописный вид на старый город Шпандау:


Спускаемся вниз, здесь есть где погулять и есть куда забраться:


Во дворе стоит череда полуразрушенных статуй. Оказывается, эти статуи раньше украшали Аллею Победы в Тиргартене, созданную в конце XIX века одновременно со строительством колонны Победы. Они изображают всех местных правителей, начиная от Альбрехта Медведя, первого маркграфа Бранденбурга (из этого маркграфства возникло королевство Пруссия, а следом Германская империя и современная Германия). В 1938 году статуи перенесли вместе с колонной Победы, а после войны они были демонтированы и отвезены в разные места, часть была закопана. В 1978 году статуи были извлечены из земли и выставлены для обозрения публики. Сейчас проходит реставрация памятников, вскоре они должны занять свое место в новой постоянной экспозиции в Цитадели Шпандау:


Покидаем Цитадель и через канал направляемся к собственно Шпандау.


Это самый обычный немецкий (да и вообще европейский) старый город, но так как Берлин подвергся сильному разрушению, тут он вполне уникален:


При этом Старый Шпандау живет своей жизнью, в центре находится крупный универмаг (где мы прибарахлились отличным жестким чемоданом Самсонайт за смешные 100 евро, учитывая такс-фри), на улицах стоят машины:


Как и везде меня радуют опутанные зеленью здания, этакое совмещение искусственного и натурального:


Местный рат-хаус, т.е. окружная администрация:


Рекламный креатив от местной инвестиционной конторы. При чем тут инвестиции и эволюция женского белья непонятно, но витрина забавная и, что характерно, вполне правдивая:


Заканчиваем прогулку в парке на набережной реки Хафель, жалеем только, что Григорий заснул и не сможет насладиться местной детской площадкой.


Шпандау находится на северо-западной оконечности Берлина около аэропорта Тегель, а мы улетаем из Шенефельда, который располагается строго напротив - на юго-востоке. К счастью, через вокзал Шпандау проходит аэропорт-экспресс, связывающий Тегель и Шенефельд, садимся на него и меньше, чем за час оказываемся на месте. При этом на экспрессе действуют обычные берлинские билеты для зон ABC, так что эта поездка через весь город обходится относительно недорого.

Вообще транспорт - одна из значимых статей расхода, билеты для поездки внутри города (зоны AB) стоят более 2-х евро, хотя и действую на протяжении 2-х часов для любого транспорта в одном направлении. Есть варианты и дешевле, но они действуют только на 3 остановки на метро или 6 на автобусе, т.е. слабо-применимы. Если купить сразу 4 билета, будет некоторая экономия, но небольшая. Можно купить билет на целый день, но он имеет смысл только для 4-х и более поездок в день, есть дневные групповые (по цене примерно равные 8 поездкам, если на всех за день выйдет больше - уже имеет смысл). Но все равно выходит дорого, заметно дороже Москвы. Они продаются в обычных кассах, которые есть далеко не везде и не работают вечером и рано утром, в автоматах или у водителей. И с автоматами есть одна неприятная особенность - они принимают купюры только небольшого достоинства. 20 евро не примет ни один автомат, 10 - немногие (и то, если сумма покупки около 10 евро), с пятерками лучше, но если билет стоит заметно меньше 5 евро - он и их не примет, только монеты. Карточки тоже только немецкие. Поэтому чтобы не ездить зайцем (что выходит дороговато), запасайтесь мелочью заранее, уже в аэропорту вас может ждать неприятный сюрприз в виде невозможности купить билеты (мы на это наткнулись несколько лет назад в Дюссельдорфе, а теперь вот в Берлине, хорошо нашлась человеческая касса, принявшая у нас 10 евро, при стоимости двух билетов 6,40!). Билеты надо обязательно компостировать при входе в метро, на станции электрички (не внутри нее!) или в автобусе. Но за исключением цены и проблем с мелочью транспорт здесь выше всяческих похвал! Минута в минуту, согласован между собой, ходит в любых уголках города. С помощью гугло-карт или специального приложения BVG (оператора местного транспорта) можно легко проложить маршруты между нужными точками с учетом расписания автобусов, электричек и даже метро (хотя оно и ходит раз в пять минут в худшем случае). В общем - орднунг и поряднунг. А учитывая, что при площади равной московской (внутри МКАД), Берлин имеет всего 3 миллиона жителей, в транспорте всегда свободно, даже в часы пик. Поэтому машины тут и вправду внутри города не нужны.

В общем и целом поездка отлично удалась, мы развеялись, пообщались с друзьями (Юля и Андрей, спасибо вам за прием!), погуляли и отдохнули. В следующем году на время рок-фестиваля надо будет придумать что-то подобное!

Маша, Леша и Гриша, июнь 2014 года.


Путешествия, Германия, Гриша

Previous post Next post
Up