Альпы и крепости.
Новогодняя поездка во Францию.
1. Марсель 2. Вар-Ризуль 3. Гийестр 4. Мон-Дофен и окрестности5. Бриансон
Часть пятая: Бриансон
Решив разнообразить свое катание, а заодно посмотреть интересный город (я потянул себе мышцу и был вынужден сделать дневной перерыв), мы отправились в Бриансон. Ехать туда всего 40 минут, поэтому мы не спеша отправились вдоль долины по дороге на север. Сама дорога весьма оживлена и очень симпатична, в стороны уходят второстепенные долинки, тут и там попадаются живописные деревеньки, а вдали видны заснеженные горные пики:
Немного не доезжая до места, наблюдаем памятник альпинисту Эдварду Уимперу. Группа под его руководством в 1865-м году первой покорила одну из самых фотогеничных альпийских вершин Матерхорн:
В Бриансоне паркуемся рядом с нижней станцией гондольного подъемника. Парковка здесь платная, да и кататься нам больше понравилось над другой деревней, поэтому на следующий день мы проезжаем дальше до Шантмерль (Chantemerle), где находим бесплатную подземную стоянку.
Серр-Шевалье (как правильно называется этот курорт) поистине огромен. 62 подъемника, 250 км трасс расположенных на высоте между 1200 и 2800 метров, причем свою трассу (или вне трассы) тут найдет поистине любой - как начинающий, так и мастер, как любитель спокойного катания, так и фанат бугров, как карвер, так и фрирайдер-экстремал. Курорт вытянут вдоль долины, поэтому доступ в него возможен из нескольких городков и деревень (
схема курорта). По дороге внизу курсирует бесплатный горнолыжный автобус, поэтому даже если вы застряли далеко от машины или дома, разоряться на такси не придется. Ну а горы - они тут прекрасны, впрочем, как почти всегда:
Так как курорт вытянут вдоль одного из склонов долины, ориентация трасс тут более-менее одинаковая, северо-восточная. Что только положительно сказывается на качестве снега, он не раскисает под прямыми солнечными лучами, да и во время спуска солнце светит преимущественно в спину (а на подъемнике наоборот позволяет понежится под своими лучами). Кроме того, одним из удовольствий местного катания является вид на противоположный склон долины, который открывается почти отовсюду:
Для фрирайда тут настоящее раздолье, главное чтобы был снег и его не успели раскатать. Встречаются места, где подъемник завозит в центр большого цирка, а вниз идет единственная трасса в окружении бескрайних снежных полей:
А если забраться чуть в сторону от основных маршрутов, то можно найти вполне уединенные места:
Да и на основных подъемниках народу немного, часть кресел едет и вовсе пустыми:
Кстати! Для любителей фрирайда в елочках тоже есть все возможности:
Но все это я увидел только на второй день в Бриансоне, а первый был посвящен собственно городу и еще одной вобановской крепости в его центре. Бриансон является самым высокогорным городом во Франции (1326 метров), а так же одним из самых солнечных. Люди живут тут с бронзового века, а город по некоторым сведениям был основам еще древними греками. Нахождение в ключевом месте на дороге из Италии во Францию предопределило его бурную историю, от Цезаря до наполеоновских войн (во время 100 дней Бриансон выдержал трехмесячную осаду союзников, более того, город не сдался и после того, как война была закончена и Наполеон повторно низвергнут). Досталось городу и во время второй мировой войны, а до 2009 года он являлся армейской альпийской тренировочной базой. Но с 1990-го года, когда был построен подъемник, и таким образом Бриансон стал частью Серр-Шевалье, туризм вышел на первое место, а туристы заполонили город. Очень занятно наблюдать, как в середине дня городские улицы, до этого вполне обычные, начинают заполнять люди в горнолыжных ботинках и с лыжами, которые направляются после катания в свои гостиницы и апартаменты. При том, что ничего другое не выдает в Бриансоне горнолыжный курорт, с виду это обычный город.
Но вернемся к моей прогулке. Крепость находится в верхней части города, до нее пришлось довольно долго карабкаться по центральному проспекту Республики:
Главная городская крепость и несколько фортов вокруг нее были реконструированы или построены с нуля в начале XVIII века и играли важную роль в защите французской границы в этом месте. В стене сделано четверо ворот, через нижние из них я и проник в крепость, довольно пустынную в этот утренний час:
Со стен открываются великолепные виды. Бриансон стоит в месте пересечения аж 5 долин, поэтому пейзажи отличаются разнообразием. Кстати в правой части снимка можно разглядеть просеки под подъемник и под трассы:
Главная крепость окружена фортами поменьше, куда ведут подземные ходы и мосты через ущелья:
Вот один из них, Форт-де-Тет:
Центром старого города является церковь Нотр-Дам-э-Сен-Николя (т.е. церковь Богоматери и Санта-Клауса, очень рождественское название!), ее две симметричные башни возвышаются над крышами домов:
Со стен виден не только город, но и горы вокруг, вот тут просеки подъемников и трасс видны совершенно отчетливо:
Кстати в старом городе немало апартаментов и отелей по умеренным ценам, только вот до подъемников далековато. Впрочем, кроме туристов тут есть и местные жители, по случаю зимы одетые в меховые шубы:
Бриансон является центром не только зимнего, но и летнего активного отдыха. «Спят усталые дебилы, крепко спят»:
Главная улица представляет собой череду сувенирных магазинов и ресторанов, наконец то мы смогли закупиться всем, что желали, от магнитиков до аутентичной колбасы:
Эта-же улица вниз, обратите внимание на солидный уклон:
Город внутри стен практически не изменился за века, узкие дома в несколько (а то и в одно!) окно стоят вплотную друг к другу:
А переулки столь узки и круты, что сюда никогда не заглядывает солнце:
Центральная площадь тоже не отличается большими размерами:
Заглядываю в церковь (ту самую, рождественскую). Меня немало потрясла местная пьета, на лице Богоматери изображена такая безысходная скорбь и такое страдание, что хочется плакать вместе с ней (несмотря на то, что я человек неверующий):
Выхожу на солнце и немного отогреваюсь и душой и телом. Вот вид на церковь Нотр-Дам, она стоит прямо у самой стены. Вобан расположил ее так специально, в самом слабом месте городских укреплений, он рассчитывал, что нападающие христиане (а других врагов не предполагалось) не осмелятся атаковать Храм Божий. Хитрость довольно наивная, но, возможно, вполне рабочая.
А вот и «фирменный» вобановский бастиончик, почти точная копия того, что мы видели в Мон-Дофене:
Покидаю церковь и в ожидании катающихся товарищей гуляю по городу. Тут тоже есть несколько красивых мест, как например этот мост через местную речку:
Или местный хорек (скорее всего горностай) на весах, зажатых в руке, которая в свою очередь стоят на стопке книг. Что это значит, я не имею ни малейшего понятия, но выглядит занятно:
А на следующий день мы приехали сюда еще раз, и я смог покататься. И нам тут так понравилось, что на ближайший новый год мы едем целенаправленно в Серр-Шевалье на все каникулы, поэтому ждите новых впечатлений в следующем году.
Заключение.
Наша поездка как всегда удалась. Да, нам опять не насыпало свежего снега, но мы все равно отлично покатались, погуляли по окрестностям, узнали много нового, а кроме того вдоволь ели и пили. Не грех и отчет о проделанной работе показать:
Несколько технических подробностей. Летели мы рейсом Аир-Франс из Москвы в Марсель, самолеты на этом направлении летают ежедневно. Аир-Франс не относится к числу авиакомпаний, бесплатно перевозящих горнолыжное снаряжение дополнительно к багажу, однако один комплект лыж/сноуборда можно перевезти в рамках обычного места багажа весом до 23 килограмм. Поэтому я упаковался в один огромный чехол, а мои друзья взяли на двоих один чехол с двумя комплектами снаряжения и один рюкзак с барахлом.
Машину брали в компании Advantage, бюджетной дочке херца. Битый опель-астра со 100-тысячным пробегом. Не подвел, ехал хорошо, но все равно машинку хотелось посвежее, а то у этой ни круиз, ни бортовой комп не работали уже. И обязательная услуга «возврат с пустым баком» съела всю экономию (и бак я вернул не пустой, конечно, литров 5-10 там оставалось, и топливо они считают по 1,73 евро, вместо 1,4, в общем евров 30 на этой «услуге» потерял). Поэтому прокатчика не рекомендую, уж лучше не сильно более дорогой Нешнл-Сите.
В Марселе мы жили в приличном апарт-отеле недалеко от старого порта (
http://www.residhome.com/hotel-residence-aparthotel-marseille-226.html, на букинге он тоже есть). Небольшие, но удобные двухкомнатные апартаменты, своя парковка (мы, правда, встали бесплатно на улице), WiFi, кухонный уголок со всей посудой (в холодильнике которого мы забыли купленную в Марселе колбасу!!!). При цене в районе 100 евро - очень неплохой вариант, рекомендую.
В Гийестре же наши апартаменты были вообще пределом мечтаний. Я подробно рассказывал про них ранее, поэтому просто могу еще раз посоветовать всем, кто решит жить в Гийестре, останавливаться именно там. В доме двое одинаковых апартаментов, написать хозяйке можно через несколько систем бронирования, например, тут:
http://www.tripadvisor.com/. Цена на новогоднюю неделю составляла всего 450 евро, а на следующую - 350, при этом нам сдали жилье не на целое число недель, как это обычно практикуется, а на неделю и два дня.
И традиционная таблица моих расходов:
Статья
Сумма
Примечание
Самолет
12 535р.
Отели
9 612р.
Марсель, 1 ночь: 101 €
Гийестр, 9 ночей: 550 € + 30 € (белье) + 19 € (налог) + 12 € (комиссия за перевод)
Машина
4 118р.
305 €, 11 дней
Дизель
1 579р.
906 км, 15 л + услуга "полный бак"
Дороги
332р.
Парковки
163р.
Еда
8 919р.
Скипасы
8 809р.
Страховка
533р.
Справка из банка
100р.
Фото
100р.
Виза
2 505р.
35 € + услуги визового центра
Аэроэкспресс
320р.
Такси домой
600р.
Всего
50 225р.
1 человек (поездка втроем)
11 дней
1 € = 40,5 р.
algol, Кест и Даша, январь 2013