Mar 22, 2022 22:20
Фантастика в России. Периодика. 2022 год
Литературная газета
Игорь Муханов. В зимнем лесу. Из цикла «Рассказы о роботах» // Литературная газета, 2022, №1-2 от 12-18 января, с. 23. Рассказ. Моя оценка 6.0 из 10.
Чтение рассказа Ивана Бунина «Снежный бык» полностью переворачивает сознание робота Тимофея.
Николай Трябин. Шоу не должно продолжаться. На экранах России новая «Матрица» бывших братьев, а ныне сестёр Вачовски // Литературная газета, 2022, №1-2 от 12-18 января, с. 31. Статья. Моя оценка 7.0 из 10.
цитата:Расхожее клише - этого фильма поклонники ждали десять, двадцать, возможно, и тридцать лет. «Матрица: Воскрешение» этому клише не следует ни в малейшей степени. За годы, прошедшие с премьеры последнего из фильмов тогда ещё братьев Вачовски, продолжения «Матрицы» не ждал никто. И вот как гром среди ясного неба новость: в производстве четвёртый фильм о противостоянии человеческого и машинного разума. Или не гром, а так, петарда в школьном спортзале.
Кирилл Фокин. Свобода для людей и эльфов // Литературная газета, 2022, №3 от 19-25 января, с. 29. Эссе. Моя оценка 7.0 из 10.
К 130-летию со дня рождения Джона Р.Р. Толкина.
Александр Етоев. Скрижаль и Стержень // Литературная газета, 2022, №4 от 26 января - 1 февраля, с. 19. Статья. Моя оценка 6.5 из 10.
О книге: Татьяна Алфёрова. Дар языков.
Новая газета. Санкт-Петербург
Артур Загородний. Ненависть заразна // Новая газета. Санкт-Петербург, 2022, №18 от 18 февраля, с. 20. Статья. Моя оценка 6.0 из 10.
О корейском сериале "Мы все мертвы".
Артур Загородний. Новый рассвет Тёмного рыцаря // Новая газета. Санкт-Петербург, 2022, №25 от 11 марта, с. 22. Статья. Моя оценка 5.0 из 10.
О фильме Мэтта Ривза "Бэтмен / The Batman".
Петербургский дневник
Ирина Лисова. Роман о мечтателях-аутсайдерах // Петербургский дневник, 2022, №10 от 21 января, с. 10. Статья. Моя оценка 6.0 из 10.
О книге: Энтони Дорр. Птичий город за облаками.
Тимур Алиев. Как на человечество напали враги из далёкой галактики // Петербургский дневник, 2022, №20 от 4 февраля, с. 11. Статья. Моя оценка 7.0 из 10.
К выходу в прокат фильма Роланда Эммериха "Падение Луны / Moonfall".
Дмитрий Гинкель. Такой чарующий и страшный "Архив 81" // Петербургский дневник, 2022, №20 от 4 февраля, с. 12. Статья. Моя оценка 6.0 из 10.
О сериале "Архив 81 / Archive 81".
Санкт-Петербургские ведомости
Василий Владимирский. Врет, как очевидец // СПб ведомости, 2022, №32 от 22 февраля, с. 4. Статья. Моя оценка 7.0 из 10.
О творчестве Джина Вулфа (1931-2019) и его романе "Пятая голова Цербера" (1972).
Собеседник
Марина Довгер. Россия - государство Большого Брата? // Собеседник, 2022, №7 от 23 февраля - 1 марта, с. 18. Статья. Моя оценка 6.0 из 10.
О продажах в России книги Джорджа Оруэлла "1984".
Дмитрий Данилов. Саша, привет! // Собеседник, 2022, №8 от 2-8 марта, с. 19. Статья. Моя оценка 6.0 из 10.
К выходу в свет антиутопии.
Собеседник Плюс
Анна Балуева. Создатели "Матрицы" изменили себя и мир // Собеседник плюс, 2022, №2, с. 13. Статья. Моя оценка 7.0 из 10.
О братьях-сёстрах Вачовски и их "Матрице".
Троицкий вариант - Наука
Александр Речкин. Научная фантастика в Средние века // Троицкий вариант - Наука, 2022, №1(345), с. 12. Статья. Моя оценка 6.0 из 10.
О восточных корнях научной фантастики.
Николай Гриценко. О романе Игоря Силивры «Предел человека» // Троицкий вариант - Наука, 2022, №1(345), с. 13.
Николай Гриценко. «Из смерти в жизнь». Философская система Олафа Стэплдона // Троицкий вариант - Наука, 2022, №2(346), с. 10. Статья. Моя оценка 6.5 из 10.
цитата:Роман «Из смерти в жизнь» (1946), наверное, можно назвать квинтэссенцией всей фантастической философии Олафа Стэплдона.
Максим Борисов. «Мы пытались сказать вам...» // Троицкий вариант - Наука, 2022, №2(346), с. 14-15. Статья. Моя оценка 6.0 из 10.
цитата:Рунет сопереживает киноэкранным ученым, тщетно пытавшимся достучаться до власти и общества.
Знание-сила
Игорь Харичев. Homo distanticus // Знание-сила, 2022, №1, с. 119-124.
Наука и жизнь
Елена Ворон. В клинике домашних питомцев. Илл. Майи Медведевой // Наука и жизнь, 2022, №1, с. 110-114. Рассказ. Моя оценка 6.0 из 10.
цитата:Какого только зверья тут не было! Красный волк с Шебы, очаровательные лисички с Ярославы, ядовитый пёстрый ящер с Виктории, енот-хохотун с Доминики и даже два фазана с Земли. А ещё водяные змеи, которые плавали в слишком тесном для них прозрачном жбане и без конца высовывали из воды рогатые головы, хищно оглядывая нас всех и как будто примериваясь к лёгкой добыче.
Сергей Колесников. Этюд в молочных тонах. Илл. Майи Медведевой // Наука и жизнь, 2022, №1, с. 110-112. Рассказ. Моя оценка 6.0 из 10.
цитата:Только полная бестолочь могла заблудиться на железнодорожном перроне!..
Новый мир
Наталья Сиривли. Память // Новый мир, 2022, №1, с. 217-220. Статья. Моя оценка 7.0 из 10.
О фильме Апичатонга Вирасетакула «Память / Memoria», обладателе Гран-при жюри в Канне (2021).
Мария Галина. Не взрыв, но всхлип... // Новый мир, 2022, №2, с. 197-199. Статья. Моя оценка 7.0 из 10.
О книге: Время вышло. Современная русская антиутопия.
Мария Галина. Зеркальная комната. К пятидесятилетию фильма Андрея Тарковского «Солярис» // Новый мир, 2022, №2, с. 213-223. Статья из цикла Hyperfiction. Моя оценка 7.0 из 10.
цитата:Свой вариант осмысления «Соляриса» Тарковского Мария Галина разворачивает в процессе чтения и анализа книги «Фильм Андрея Тарковского СОЛЯРИС. Материалы и документы» об истории создания и прохождения через тогдашние чиновничьи инстанции этого фильма, а также в поле зрения автора реакция кинокритиков на фильм и спор самих авторов - Тарковского и Лема - казалось бы, предельно ожесточенный и тем не менее оказавшийся полезным обоим. К выводам Галина приходит парадоксальным: «Тут, по идее, должна быть какая-то мораль. Заключение. Но, наверное, его не будет. Ну не писать же, право, что творческая свобода иногда нуждается в ограничениях. Что от чиновников и контролирующих инстанций бывает польза. Что даже самого талантливого творца (прошу прощения за пафосное слово) иногда нужно как-то так развернуть, чтобы он сам пришел к эффективному решению. Что кто-то должен изворачиваться, дипломатничать, мирить, протаскивать, подсказывать, уговаривать, торговаться… Что самые разные люди могут работать командой - без зависти, без подсиживания, делать сообща одно дело, а потом отойти в тень, чтобы слава досталась тому, кто ее в самом деле заслуживает. Потому что это, скорее всего, не так. Ну, по крайней мере, я так полагала, пока не прочла "Фильм Андрея Тарковского СОЛЯРИС. Материалы и документы". А теперь даже и не знаю».
Петербургский телезритель
Елена Чекулаева. 10 забытых фильмов о путешествиях во времени // Петербургский телезритель, 2022, №4 от 31 января- 6 февраля, с. 58-59. Статья. Моя оценка 7.0 из 10.
От "Я убил Эйнштейна, господа" (1960) до "Вход в никуда" (2011).
Александр Чекулаев. Недетские детские игры // Петербургский телезритель, 2022, №5 от 7-13 февраля, с. 10. Статья. Моя оценка 7.0 из 10.
О фантастическом артхаусе "Паранормальные / De uskyldige".
Александр Чекулаев. Гора идет к Магомету // Петербургский телезритель, 2022, №6 от 14-20 февраля, с. 10. Статья. Моя оценка 6.0 из 10.
О фильме Роланда Эммериха "Падение Луны / Moonfall".
Елена Чекулаева. "Носферату, симфония ужаса": вампирской киноклассике - 100 лет // Петербургский телезритель, 2022, №7 от 21-27 февраля, с. 58-59. Статья. Моя оценка 7.0 из 10.
Интересные факты о фильме Фридриха Мурнау "Носферату, симфония ужаса / Nosferatu, eine Symphonie des Grauens" (1922).
Техника-молодёжи
Владимир Марышев. След монстра. Рис. Геннадия Тищенко // Техника-молодёжи, 2022, №1, с. 55-56. Рассказ. Моя оценка 6.0 из 10.
Ирина Девятьярова. Трава у дома. Рис. Геннадия Тищенко // Техника-молодёжи, 2022, №1, с. 56-59. Рассказ. Моя оценка 6.0 из 10.
Андрей Анисимов. Основное правило. Рис. Геннадия Тищенко // Техника-молодёжи, 2022, №1, с. 59-63. Рассказ. Моя оценка 6.0 из 10.
Валерий Гвоздей. Из самых новых. Рис. Геннадия Тищенко // Техника-молодёжи, 2022, №1, с. 63-64. Рассказ. Моя оценка 6.0 из 10.
Александр Речкин. Восьмой Великий Гроссмейстер // Техника-молодёжи, 2022, №2, с. 58-62. Статья. Моя оценка 7.5 из 10.
Подробный очерк жизни и творчества Айзека Азимова.
Грани познания
И.Б. Казакова. Внутри виртуальных миров: способы изображения виртуального пространства в современной научно-фантастической литературе // Грани познания, 2022, №1(78), с. 24-27. Статья. Моя оценка 6.0 из 10. PDF
цитата:Рассматриваются особенности изображения виртуального пространства в творчестве современных англоязычных писателей-фантастов. Автор отмечает в рассматриваемых произведениях Р. Сойера, В. Винджа, Т. Чана, Г. Игана такие общие черты, как изображение ограниченности и иллюзорного характера виртуальной среды, ее зависимости от реального мира.
Ключевые слова: научно-фантастическая литература, виртуальное пространство, Роберт Сойер, Вернор Виндж, Тед Чан, Грег Иган.
А.М. Лобин. Художественное пространство современной российской постапокалиптической фантастики // Грани познания, 2022, №1(78), с. 32-37. Статья. Моя оценка 7.0 из 10. PDF
цитата:«Постапокалиптика» - это жанр фантастики, в котором описывается последствия глобальной катастрофы (войны, пандемии, падения метеоритов, нашествия инопланетян или зомби), поставившей человечество на грань гибели. Он имеет устойчивые жанрообразующие признаки, одним из которых является специфическая модель художественного пространства.
Ключевые слова: художественная футурология, художественное пространство, современная беллетристика, постапокалиптика, фантастика.
Н.А. Шульман. Художественная специфика инопланетного пространства в романе А.А. Богданова «Красная звезда» // Грани познания, 2022, №1(78), с. 69-72. Статья. Моя оценка 6.0 из 10. PDF
цитата:Научно-фантастический роман «Красная звезда» А.А. Богданова (Малиновского), впервые изданный в 1908 г., является одной из последних классических утопий. Роман отразил философские взгляды А.А. Богданова, стоявшего у истоков зарождения РСДРП. Статья рассматривает вопросы художественного отражения инопланетного пространства в тексте романа и его связь с другими фантастическими ландшафтами.
Ключевые слова: А.А. Богданов, «Красная звезда», русская утопия, русская фантастика, социально-философская фантастика.
Stephanos
Ковтун Е.Н. Социология фантастики: наблюдения в рамках фантастоведческих курсов в МГУ имени М.В. Ломоносова // Stephanos, 2022, №1(51), с. 95-119. Моя оценка 7.5 из 10. PDF
цитата:Данная публикация является завершающей частью исследования, посвященного анализу результатов письменных работ слушателей межфакультетских курсов фантастоведческой проблематики, прочитанных нами в МГУ имени М.В. Ломоносова в 2013-2020 гг. В ранее опубликованных статьях мы привели статистические данные о составе слушателей этих МФК, обобщили сведения о любимых слушателями писателях-фантастах и фантастических произведениях, о предпочитаемых типах фантастики; суммировали высказывания студентов о том, при каких обстоятельствах сформировалось их увлечение фантастической литературой. В данной публикации мы представим суждения студентов о будущем, а также расскажем о том, какие фантастические книги слушатели планируют в дальнейшем, возможно, самостоятельно написать.
Ключевые слова: литературная фантастика, фантастоведение, межфакультетские курсы МГУ имени М.В. Ломоносова.
Руководство:
1. Я намерена вносить информацию о публикациях, кои листала-глядела самолично.
2. Если захотите поделиться со мной той-иной информацией, пишите мне в личку.
Но я не могу, увы, обещать, что у меня хватит времени-сил её проверить-подготовить-разместить.
3. Сетевые публикации будут размещаться лишь в исключительных, крайне примечательных случаях.
4. Я оцениваю публикации, в основном, в тех случаях, когда они не внесены в базу ФЛ.
5. PDF означает наличие у меня файла публикации в том-ином формате.
При интересе - обращайтесь в личку.
6. Имеющиеся у меня файлы публикаций я могу предоставить при безусловном выполнении следующего условия:
- принять на себя обязательство - не распространять файл публикации, не согласовав сие со мной.
(с) Лена М.