Oct 24, 2024 17:08
Апдейт к предыдущему
посту----
Решение о строительстве нового здания было принято на втором заседании исполкома СЭВ в сентябре 1962 года. Советское правительство предоставило земельный участок в конце строившейся тогда магистрали - Нового Арбата. «Решение (о строительстве здания СЭВ на Новом Арбате. - РБК) пришло случайно. Хрущев и архитектор Михаил Посохин - они дружили - ехали по Бережковской набережной. Посохин увидел открывающийся пейзаж и воскликнул: «Вот отличное место для СЭВа!» - рассказывала Анна Жарова, замгендиректора АО «Олимп» по техническим вопросам (более 30 лет управляло зданием). - Проекты на конкурс представили все страны - участницы сообщества. В итоге остались два - наш и немецкий. Но у ГДР он был очень строгий - просто две прямоугольные высотки рядом. Выбрали наш - в виде открытой книги, символизирующей накопление знаний и открытость для всех. Строили тоже всем СЭВом. Генподрядчиком был «Мосстрой-4», они делали основной фундамент, каркас здания. <...> Немцы делали всю электрику - от подстанций до розеток в кабинетах. Чехи - лифты. Венгры трудились над мебелью и аппаратурой звукоусиления и синхронного перевода. Болгары - над отделкой и раздвижными перегородками. Румыны поставляли отделочный камень. Очень красивый был потолок в конференц-зале, из польских алюминиевых элементов»......
Здание СЭВ открывает весь ансамбль застройки Нового Арбата - крупнейший в Москве градостроительный комплекс Москвы 1960-х годов, рассказал РБК историк архитектуры, доцент НИУ МГСУ, профессор МГАХИ им. В.И. Сурикова, советник РААСН Николай Васильев. По его словам, «книжка» и круглый зал здания выстроены «своеобразным въездным знаком-натюрмортом», предъявляющим новый стиль архитектуры эпохи хрущевской оттепели на контрасте с двумя высотными зданиями 1950-х годов, расположенными неподалеку.
Архитектура социалистического модернизма сохранилась в Москве «не то чтобы очень хорошо», отмечает Васильев. Особенно это касается зданий с оригинальными материалами фасадов - стекла, стемалита (декорированное эмалью стекло. - РБК), алюминия, бетона, мозаик и другого монументального искусства на стенах. «Здание СЭВ все еще сохраняет большинство аутентичных решений, чего не скажешь о многих других зданиях Нового Арбата, - рассуждает Васильев. - Дом связи уже снесен, некоторые жилые высотки обшиты новым фасадом, кинотеатр «Октябрь» тоже сложно узнать, кроме мозаичного панно».....
Эксперты отмечают, что «в 105-метровом здании СЭВа есть тот баланс легкости и уверенности, дерзости и спокойствия, которого послевоенной модернистской архитектуре не удалось достичь ни до, ни после. Это отличное здание на своем месте. В его образе читались и раскрытая книга, и кремлевский зубец». Более того, здание СЭВ само создает городскую среду и само формирует панораму - «гордо стоит, его обрамляют не другие постройки, но воздух, свободное пространство, то, чего так не хватает в городе». Для Михаила Посохина, спроектировавшего в Москве много важных зданий в самой разной стилистике, от «сталинской» высотки на Кудринской площади до снесенного «Олимпийского», СЭВ тоже стал знаковым произведением.
Специалисты обращают внимание еще на одну немаловажную деталь: у СЭВа благодаря участию в его возведении социалистических стран с их материалами, технологиями и культурой строительства было очень высокое качество строительства и отделки. Для модернистского здания это особенно важно - ведь они не умеют красиво стареть. Здесь же в отличном состоянии сохранились элементы отделки. Например, абстрактная мозаика на фасаде конференц-зала работы Григория Опрышко, по эскизам которого в предыдущую эпоху были созданы мозаики на «Белорусской-кольцевой». И даже рядовые элементы сохранились, например панели в облицовке «книжки» или металлические профили окон. Сохранность - еще один аргумент для придания СЭВу статуса памятника.
ссылки,
Москва