Все в то времена делалось через центральную власть которая принимала снимала с повестки дня и выносило на всеобщее обозрение для поднятия пристижа СССР и своей силы и воли.
Приказом министра обороны СССР от 3 августа 1960 года установлено ежегодное празднование дня части - 2 мая.
Ко дню части в/ч 42644 12-го ГУ МО, в просторечии - ядерный арсенал Себеж-5, продолжаем рассказ об объектах бывшего ядерного щита СССР, затерянных в псковских лесах в медвежьем углу у границы с Латвией и Беларусью.
В этом репортаже познакомимся с хранилищем под номером три. Оно аналогично уже описанному хранилищу 2 и расположено в юго-западной части площадки хранения. Это самое южное хранилище блока 2. Металл в сооружении изрядно вырезан мародерами, но по непонятной избирательности последних здесь сохранились некоторые элементы конструкций и интерьеров, которые в других объектах уже утрачены. Кроме того, на стенах сооружения можно прочитать различные надписи, связанные с производственными процессами, а в ряде помещений сохранилась техническая документация.
Планировка хранилища стандартна: два входа, один из них запасной из дальней левой камеры/зала хранения; восемь камер, в которых хранились специзделия, расположены по обе стороны главного зала, куда выходят их ворота; технические помещения; фильтро-вентиляционная установка и установка подготовки воздуха (кондиционер); холодильная установка. Все помещения размещены в одном уровне, только холодильный центр вынесен в приямок.
По кольцевой бетонке подъезжаем к главному входу, прикрытому стандартным «курятником» для маскировки и расположения кран-балки.
Самая сохранившаяся часть - это главные ворота. Въезд надежно прикрыт закрытым железобетонным затвором, угадывающимся за распахнутыми створками фальшдверей. Это нас не останавливает - проникаем в хранилище через расположенный левее проход для персонала и идем по коридору мимо ряда уже знакомых по хранилищу 2 технических помещений. Осматриваем закрытые круглыми герметичными крышками технические лазы для обслуживания затворов. Фото такой крышки вынесено в заглавный пост.
В помещении подготовки воздуха фонарь выхватывает из темноты несколько шкафов с аппаратурой управления. Фотографируем уже выборочно - бережем аккумуляторы для следующих объектов.
Разглядываем шкалу выломанного термометра.
По лестнице спускаемся в холодильный центр, там практически все вырезано мародерами - смотреть нечего.
Возвращаемся обратно и обходим несколько служебных помещений. Под потолком чудом уцелевшие шибера вентиляции и лампы освещения.
В одном из самых маленьких помещений (комната 16) находим сиротливо стоящий сейф. Рядом с ним валялись ключи от сейфов (к нему не подошли) и дощечки для опечатывания сейфов сургучной печатью. Похоже на комнату для хранения секретной документации.
Рядом абсолютно пустая комната дежурного по сооружению.
Что находилось в этих помещениях, можно представить по закрепленным на стенах описям имущества.
Еще одна пустая комната с вешалкой для противогазов или верхней одежды.
На полу валяются акты проверки противопожарного состояния сооружения.
В центральном зале обращаем внимание на надписи по технике безопасности при работе с баллонами.
Подходим к главному входу изнутри хранилища. Два защитных затвора навечно застыли в открытом положении, а внешний - в закрытом.
Хорошо видно, что в этом сооружении сохранились перекидные металлические подъемные мостики (мостики ЗЖЗЛО) через глубокие бетонные «траншеи», по которым, наглухо перекрывая проезд, выезжает затвор. Механизм их подъема остался для меня тайной, равно как и аббревиатура. Может, кто знает из служивших?
Торец одного из затворов в открытом положении.
Закрытый внешний затвор со стандартной надписью: «Стой! Проход и провоз груза до полной остановки, ворот запрещен!». Орфография оригинала сохранена.
А вот тут в пространстве между внешним и средним затвором нас кое-что привлекло на полу.
Интересная надпись. Как вы думаете, что здесь хранилось в емкости и для чего?
Здесь хранилась емкость с дихлорэтаном - веществом для дезактивации въезжающей техники в случае применением противником ядерного оружия.
Проходим в помещение, в котором находились электролебедки для приведения в действие затворов и поднятия перекидных мостиков. От электродвигателей и лебедок ныне остались только фундаменты. Но интересны сохранившиеся на стенах надписи.
Надписи говорят нам, что были часты случаи аварийных ситуаций, когда при ручном открытии затворов внезапно включали электролебедку. Или наоборот, при открытии затворов с помощью электродвигателей забывали снять рукоятки ручного привода. Расшифровка аббревиатур ЗГЛ и ЗЖЗЛО остались тайной, хотя я понимаю, что за ними скрывается сам затвор и металлические перекидные мостики.
Блок для троса привода затвора.
Тумблеры включения освещения запасного выхода и хранилища 2.
Интересно, что на этом объекте сохранились описи материальных средств, находящихся собственно в хранилищах специзделий. Датчик ИТВ - измеритель температуры и влажности. Пульт ПИО-017 (промежуточный исполнительный орган) предназначен для работы в системе пожарной сигнализации ППКП 019-10/60-2 (ППС-3М) в качестве блока поляризованных реле. Год выхода из производства - не позднее 2013 года. Количество напольных подставок косвенно говорит нам о примерном количестве единиц хранения.
Печальная картина завершает наш репортаж. Мародеры приготовились к демонтажу поворотного круга, заведя трос. Поворотный круг предназначался для поворота тележек со специзделиями под прямым углом на пути их следования в хранилища.
Алексей Старков
Продолжение следует.
Фотографии Алексей Старкова и Дмитрия Шелехова сделаны в октябре 2010 года в рамках проекта «Забытые крепости ХХ века» музея-заповедника «Изборск».
Источник: Псковская Лента Новостей