Olga Krylova 58 мин. ·
Я сейчас расскажу вам кое-что что вас удивит. Очень. Хотя может быть вы об этом и слышали. Вот какие ассоциации у вас при слове Израиль? Много, правда?
Но среди них обязательно будет и Холокост или Катастрофа - Шоа (иврит). Мы потеряли шесть миллионов во время войны из восемнадцати и до сих пор еще не вернулись к этим довоенным 18.000.000. Это рана которая не заживет никогда.
И казалось бы где как ни в Израиле должны это понимать.
Так вот, изучение Катастрофы в школьную программу было введено в 1977 году. Через 32 года после окончания войны. Хотя переломный момент был раньше, в 60-е.
Суд над Эйхманом заставил общество понять что тогда произошло. Что было до этого?
Люди скрывали что они пережили Катастрофу. Об этом не принято было говорить. Это было стыдно. Потому что в ответ можно было услышать что сами виноваты, надо было вовремя уехать; что сидели там в своей Европе вместо того чтобы ехать сюда и государство строить, вот и досиделись; что надо было сражаться и умереть в бою; что еще неизвестно как вы там все выжили, может с немцами сотрудничали и поэтому; и что нечего вообще об этом говорить потому что это позор для еврейского народа когда люди вместо того чтобы сражаться с врагом идут как овцы на убой.
Идеология в то время создавала образ израильтянина готового бороться за свою жизнь и свое государство до последней капли крови и те, кто выжил этот образ нарушали. Вот те, что погибли это жертвы , те, что сражались- это герои, а вы сидите тихо и не позорьте народ. Скажите спасибо, что вас вообще здесь приняли.
Чтобы было понятно, это не было точкой зрения частного лица, это было общепринятое отношение в обществе. Идеологическая установка! Эту страницу в еврейской истории- Катастрофу следовало стереть. Чтобы не позорили страну и народ.
Суд над Эйхманом, одним из организатором Катастрофы все поменял.
Потому что люди заговорили, появились свидетельства, их стали записывать и озвучивать, появился Яд ваШем- институт изучения Катастрофы .
Людям прошедшим через этот ад на земле дали заговорить!!! И их услышали.
Отношение стало меняться. Презрение сменилось пониманием, а затем и сочувствием.
Чем больше свидетельств, рассказов, книг, фильмов, тем больше люди узнавали о том, что произошло . Тем больше понимали что выжившие тоже герои.
Потому что пройти через этот ад и остаться в живых- это подвиг.
Принцип кидуш ахаим в варшавскои гетто гласил, что так как они пришли забрать наши тела, то мы не дадим им этого сделать . Мы будем бороться не только за выживание, но еще и за то, чтобы сохранить человеческий облик и это был подвиг. То, что делали в гетто Терезин это подвиг. Просто выжить и не дать себя убить- тоже подвиг.
И что нельзя перекладывать ответственность за преступления на жертву.
Потребовалось 30 лет!!! чтобы люди это поняли. 30 лет общество училось слушать, понимать и сострадать.
И это было необходимо не только тем, кто выжил, но и всем остальным. Потому что это был опыт принятия, опыт борьбы человеческого начала с идеологическими установками, стигмами, страхами, непониманием зачем это надо. И получилось. Когда стоишь под вой сирены в День памяти, то это понимаешь. Что именно было сделано и для чего.
И что это наверное одна из самых важных страниц в нашей истории.
Мне расссказывала женщина выжившая в Освенциме, что она в 50-х годах прятала свой номер под длиными рукавами и представить себе не могла что через десятки лет страна будет каждый год стоять под сирены в память о погибших. Я тогда подумала а сколько из них этого не дождались?
Хотели ли они забыть что тогда с ними произошло? Да. Они хотели начать жить зановою, с чистого листа. Но это было невозможно.Боль жрала изнутри.
И освободиться от нее удалось, заговорив и тем самым добившись признания, понимания и сочувствия. И при этом чуточку изменив мир в лучшую сторону.