В обсуждениях в одном сообществе на мои комментарии об инородности исламизма для татар, моем отношении к хиджабу и необходимости сохранения своих собственных традиционных культурных ценностей , мне возразили, что я высказываю лишь свое частное ошибочное мнение, но не могу делать таких заявлений от имени народа. Поэтому в качестве ответа привожу
(
Read more... )
“...Знакомый нам турецкий историк и путешественник Эв-
лия Челеби (XVII век) сообщает, что в его времена татары
были по вероисповеданию мусульмане-сунниты - как и
ныне. И вот от слов самих татарских алимов (или галимов -
ученых) того времени Челеби оставил сведения о том, что
татары начали исповедовать Ислам еще при жизни проро-
ка Мухаммада .
Вначале вспомним, что Челеби также сообщает нам, что
татары весьма почитали Чынгыз-хана, как святыню - имен-
но в качестве своего великого предка-соплеменника и едино-
верца. Поэтому татарские галимы в своем рассказе связали
личность Чынгыз-хана с фактом принятия Ислама татарами
от посланника самого пророка Мухаммада. Подобный при-
ем был весьма распространенным в восточной публицисти-
ке тех времен. Таким образом, татарские галимы выражали
свое особое почтение Чынгыз-хану, возвышая его в глазах
остальных мусульман. Притом не погрешив, по сути, против
истины, и достоверно отражая два существенных факта.
Первый - это то, что татары издревле мусульмане, начав-
шие исповедовать Ислам еще при жизни пророка Мухамма-
да.
Второй факт - это то, что Чынгыз-хан также исповедо-
вал ранний Ислам, и «был правоверным единобожником».
И эти два факта во времена Челеби еще были достаточно из-
вестны в мире, несмотря на антитатарскую пропаганду.
Следует учитывать и то, что сам Челеби был в то вре-
мя весьма грамотным молодым офицером. Во всяком слу-
чае, татарские галимы, по всей видимости, это хорошо осоз-
навали. Да и сам Челеби, как видим, отнесся к сведениям га-
лимов очень серьезно. И затем, будучи в преклонных годах,
Челеби внес рассказ татарских галимов о принятии Ислама
татарами еще при жизни пророка Мухаммада в свою «Книгу
путешествий» - источник бесценных сведений по истории
многих народов Евразии.
Итак, вот что рассказали татарские галимы Челеби о
принятии ислама татарами: Пророк Мухаммад направил в
Поволжье, к татарскому хану, посланника с письмом-про-
поведью «Ислам - поклонение Истине». Посланником был
Муаз бен Джебель (605-640 гг.) - известный сподвижник
пророка Мухаммада, реальное историческое лицо. Офици-
альные историки признают, что эти сведения Челеби имеют
некую аналогию в реальной биографии Муаза. Оговорим,
что Муаз, согласно переданным Эвлией Челеби сведениям,
посещал именно татарского хана - а никоим образом не
«булгарского».
Посещение татарского хана завершилось тем, что Муаз
и хан в ходе беседы о вере пришли к некоторым несущест-
венным разногласиям, так сказать, в правилах отправления
культа. «Одним словом, - поясняли Челеби татарские гали-
мы - Чынгыз-хан принял все установления Бога, кроме благородного
хаджжа и обрезания, перешел в исламскую веру
и произнес: «Я верую, что Бог един, и пророк Мухаммад -
действительно Его пророк».
Муаз же, недовольный тем, что татарский хан не согла-
сился соблюдать все без исключения «обычаи и обряды, же-
лательные и необходимые», вернулся в Медину. Но, увы, к
его возвращению «по воле Бога, святой Столп Пророчест-
ва ушел из мира бренного в мир вечный в возрасте 63 лет».
Муаза встретил Абу Бакр (572-634 гг.) - наиболее близкий
сподвижник Мухаммада, один из первых мусульман, первый
праведный халиф.
Расспросив посланника о религиозных воззрениях та-
тарского хана и узнав о разногласиях Муаза с ним, «святой
Абу Бакр возмутился и сказал: «Не быть обрезанным и не хо-
дить в хаджж - не препятствия для того, чтобы быть право-
верным единобожником. Согласившись с необходимыми по-
становлениями Ислама, он стал правоверным! Отвези ему
это наше письмо и передай ему наше приветствие. Научи его
словам единобожия и аяту: «Верую в Бога, в Его Ангелов,
в Его Книги, в Его пророков» , и возвращайся». Он снова
отправил Муаза, и тот с письмом повелителя правоверных,
преодолев множество препятствий, за 1 год приехал в стра-
ну Казань. Там ему сказали, что Чынгыз-хан уехал в Крым-
скую страну. Муаз тут же отправился в Крымскую страну, но
получил известие, что в стране Аждерхан Чынгыз-хан умер
и похоронен».
Поэтому, подытоживает Эвлия Челеби, «доказано, что
Чынгыз-хан был мусульманином», а татары исповедовали Ис-
лам еще при жизни пророка Мухаммада..."
(продолжение в следующем сообщении)
Reply
Leave a comment