АБС-премия, говорите?..

Feb 19, 2017 10:33

Сережа
(Из воспоминаний директора фестиваля)
Знал ли оргкомитет фестиваля «Звездный мост» об отношении Сережи к Украине и украинцам? Да, знал. Попробовал бы не знать - Сережа и в своих текстах, и в своих постах очень четко выражал это свое отношение. И к соседней стране, и к ее жителям.
Зачем приглашали Сережу на фестиваль в качестве почетного гостя? Так ведь не политика приглашали, а автора произведений. Часто качественных. И популярных.
После первого приезда Сережи стало понятно, что о пользе его визитов для фестиваля речь не идет: устраивать встречи читателей с писателем в том состоянии, в котором Сережа пребывал каждый день на фестивале, было, мягко говоря, неразумно. Но приглашать в качестве почетного гостя продолжали. Да, и не ради рекламы мероприятия: как показал последующий опыт, отсутствие Сережи на «Звездном мосту» к падению численности его участников не привело.
Да, так вот. Оргкомитет приглашал Сережу в качестве почетного гостя в знак уважения к его заслугам. Акцентирую - не к Сереже, а к его заслугам. К его произведениям. А вот почему Сережа принимал эти приглашения, лично мне было совершенно непонятно. Встретиться с друзьями? Так он с друзьями приезжал, с ними же… э-э… общался, и с ними уезжал домой. О нежных чувствах Сережи к Украине и украинцам знали все даже тогда, когда это еще не было трендом, но раз за разом Сережу приглашали и раз за разом он приглашение принимал. Его право, кстати. Некоторые вон нелюбовь к Европам декларируют, но регулярно ездят туда отдохнуть и повеселиться.
Теперь открою страшную тайну. Помимо тех мероприятий, которые мы готовили для всех участников фестиваля, существовали еще и междусобойчики для довольно узкого круга из почетных гостей фестиваля и просто писателей, с которыми нашему спонсору было бы интересно пообщаться. Для совсем узкого круга это могла быть и банька, а для расширенного - небольшой банкет в приятном месте. Тосты, взаимные комплименты, символические и не очень презенты от спонсора. Все прилично и благопристойно.
Но.
Начиная с 2005 года, эти вот междусобойчики приобрели некоторую двусмысленность, что ли. В 2004 грянула «Оранжевая революция», спонсор фестиваля мало того, что принял в ней активнейшее участие, так еще и стал губернатором Харьковской области. И теперь почетные гости принимали приглашения на банкет не от спонсора, а от губернатора.
Сразу после этой самой революции мне довелось приехать на Роскон и стать свидетелем странного перформанса: Сережа в столовой, размахивая над головой бело-голубой тряпочкой с надписью «Партия регионов», кричал зачем-то «Я-ну-ко-вич!». Кричал-кричал, а потом отчего-то пошел ко мне объяснять, что вообще-то, лично к Януковичу он ничего такого не испытывает, однако полагает, что тот, как поверженный на ристалище рыцарь заслуживает… После «Янукович - рыцарь» Сережиного экспромта я воспринимать не мог, но вот это вот выступление с размахиванием запомнил, боюсь, навсегда.
И каково же было мое изумление, когда на следующий фестиваль Сережа не просто прибыл в качестве почетного гостя, но и радостно приветствовал со сцены многотысячную толпу, стоя в обнимку с одним из лидеров «Оранжевой революции», а потом отправился на закрытое мероприятие «для своих». Все как обычно - тосты, комплименты, объятия, переходящие в нетрезвые падения где попало.
Человек, не любящий, мягко говоря, Украину и украинцев, ненавидящей «оранжевую заразу» и все с ней связанное, прилюдно и кулуарно нежно общается с теми, кого критиковал (это очень мягко выражаясь) в своих постах и устной речи.
А вот свою гражданскую позицию открыто декларировать не стал, предоставленной возможностью сказануть что-нибудь принципиальное хоть в микрофон на площади, хоть в телекамеры прямого эфира проигнорировал. Ничего, кроме респекта, уважухи и всего такого. Неужели из-за банкета и возможных презентов? Да нет, не может быть.
Кстати, помимо Сережи в мероприятиях закрытого типа принимали участие еще некоторые из писателей, которые в быту и на сетевых просторах выражали свое неодобрение как поведения украинцев, так и их существования вообще. И ни один из принципиальных и непримиримых от участия в банкетах не отказался, аппетита не потерял и от презентов, когда они были, не отказался. Имеют право. Им самим решать, где заканчивается принципиальность и начинается беспринципность.
Сережа просто не мог подвести своих поклонников и почитателей и не приехать на «Звездный мост»? Чушь. Когда его обидела эпиграмма директора фестиваля, он так прямо и заявил - зачем им я, если у них такой остроумный директор? Не отказался приехать, не сообщил об этом личным письмом в оргкомитет, а устроил публичную демонстрацию с попыткой выяснить, а не попрут ли директора ради счастья лицезреть Сережу? Не поперли. В тот раз - не поперли, но это совсем другая история.
Но личная обида Сережи оказалась для него куда значимее его принципиальности, политических и этнографических убеждений.
Отношения с нелюбимой Украиной Сережа продолжил, приезжал в Киев на конвент, прогуливался в сопровождении телохранителей, демонстрируя то ли свою значимость, то ли трусость.
Повторяюсь - Сережа имел на все это полное право. Только он может решать, общаться с людьми, вызывающими отвращение, или смириться под давлением этикета и надеждами на будущие преференции. А я имею полное право считать подобное поведение подлостью и низостью.
Я это все к чему…
Предположим, Сереже и еще кому-то не понравился список номинантов литературной премии. Имеет право? Абсолютно. Он полагает, что некто, затесавшийся в список, человек непорядочный и даже фашист. Каждый имеет право на свое мнение. И даже на ошибки.
Но почему Сережу перемкнуло именно сейчас и именно таким странным, с моей точки зрения, образом? Ведь у него же хватило толерантности и силы воли тогда, в 2005? Хватило ведь! Пить и есть за одним столом с лютым врагом, украинским националистом и организатором «Оранжевого переворота» он смог, не счел это унижением или оскорбления себя любимого. Эпиграмму потом счел, продемонстрировав гордость и силу воли, а вот «оранжевую вакханалию» простил. И «поверженного рыцаря Януковича» губернатору не припомнил лицом к лицу. Кстати, и не он один из списка приглашенных на тот небольшой банкет. Не один он пил - и ненавидел, закусывал - и ненавидел, принимал презенты - и не давился.
Сережа (и много кто еще) имеет полное право полагать оппонента фашистом. Имеет право быть брезгливым и не желать пить-есть-стоять и все такое на подведении итогов того литературного конкурса. Этого права у него отнять никто не может. И мы все в едином порыве должны это право Сережи (и много кого еще) поддержать и защитить. Но вот как бы это помягче выразиться…
Порядочный человек, по моему скромному мнению, в такой непростой ситуации, должен был поступить несколько иначе. Ведь не было у Сережи (и много кого еще) задачи надавить на оргкомитет и заставить убрать «фашиста-фашистку». Было просто нежелание служить фоном этому самому «фашисту-фашистке», ничего другого не было озвучено и объявлено.
Ну так чего проще? Порядочный человек просто написал бы в личку секретарю оргкомитета, что по неким интимным причинам хочет снять свой великий-шедевральный-навернякапобедный роман с номинации. И все. И нет проблемы, нет конфликта. И не выглядит весь этот демарш попыткой давления, а то и просто стукачеством.
Не стукачеством? Разве? То есть, известный российский писатель (и кто-то еще) не обвиняет всенародно оргкомитет литературной премии в том, что они пригрели «фашиста-фашистку»? И каково теперь жюри оценивать текст этого самого «фашиста-фашистки»? А если вдруг победит, как на это отреагирует разогретая Сережей (и остальными) общественность? Не дрогнет рука у членов жюри? А компетентные органы не сочтут своим долгом отреагировать на столь яркий призыв отстоять чистоту фантастической литературы от фашистов, не к ночи будут помянуты?
Принципиальность? Так не было у Сережи ее в Харькове в 2005 году, почему сейчас проявилась? Порядочность? Ну…
Вот как бы и все, что вспомнилось мне в связи с нынешними дебатами. Обратите внимание, я не оценивал политических процессов в мире, не навешивал ярлыки и даже не пытался переводить сугубо личные мотивы отдельных людей в национально-этнографическую плоскость. Чему был свидетелем, о том и пишу. Просто акын какой-то, честное слово.
Да, чуть не забыл, все имена в мемуаре заменены по этническим соображениям. На всякий случай.
Александр Золотько
Previous post Next post
Up