Дверь в лето

Nov 30, 2024 21:55

Пришлось тут обратиться к теме в одном диалоге...
Тема реально сложная, не знаю, как объяснить.
Речь о невозможности исправить случившееся.

Я это когда-то рассказывал на примере парочки фильмов, "Дверь на сцену" и "Кристина". Бывает ещё такое во сне... Когда у человека (персонажа) происходит нечто невыносимо плохое, невыносимо обидное. Такое, чего не должно быть. Такое, что в некотором смысле хуже смерти. Какое-то невыносимое предательство, невыносимое крушение мечты, к которой человек стремился всю жизнь, и всю жизнь положил на достижение прекрасной этой мечты. И по всему выходит так, что правильный, нормальный мир просто не мог повернуться так, как повернулся... Это - настолько подло, что перечёркивает его, мир. Это момент, когда ты говоришь: вот здесь, выбирая, выберу...
И ты пытаешься выступить в роли этакого существа, имеющего огромную власть над миром, и хочешь исправить случившееся.

И не можешь. Никак. Вот вообще никак. Не получается.

Не потому, что какие-то запреты, ограничения. А почему-то любые версии окажутся слишком малы, чтобы исправить страдание. Точнее, они его просто не исправят. Да дело даже не в самом размере страдания, а в том, что в этот момент тебе этот человек дороже всего остального, и за то, что случилось, попросту нечем расплатиться. И исправить нельзя, нельзя этого человека сделать не то что бы прежним, а, скажем так, настолько же ярким. Его можно спасти, оживить, наградить... но то, что у него будет потом - это будет не то. Он уже не познает той Радости, которая могла быть прожита. Другие радости? Нет, не заменят. Есть уровни боли, которые ломают навсегда. Снаружи он может казаться потом даже успешным. Крепким. Стойким. Как-то перерастёт и чего-то достигнет. Его новая радость будет выстроена на грузном опыте. Умении ломать себя. В общем... это всё те вещи, которые я не объясняю. Это надо почувствовать. Я вам немного курьёзный пример приведу. Смешной. Он показывает, что далеко не всякое горе, которое кажется мировым, таким является. Вы решите, что этот пример опровергает мои же слова. На самом деле нет.

Моя мама пекла лучшие в мире пирожки с картошкой. Они были тоненькими, почти как лаваш. Тесто было нежным, а картошки внутри было много. После выпекания они пропитывались настоящим деревенским сливочным маслом.

Как-то мне было три года, я сел на ступеньки и стал поедать такой вот пирожок. И тут ко мне подошла курица и выхватила пирожок из моих маленьких пальчиков. Как же мне было горько! Я точно знал, что в мире никогда, никогда больше не будет существовать такого бесконечно вкусного пирожка!

...Конечно, же я оказался прав. Пирожков было много, мама прожила с тех пор ещё примерно четверть века и время от времени пекла такие вот пирожки. Но мой мир та курица всё же немного изменила.

Отчасти это немножко шутка. Если бы курицы не было, я бы так и не узнал, что тот пирожок был самым вкусным в мире. Да и утешился я, наверное, быстро. Этот случай, конечно, не соответствует какому-то критерию. Скорее всего, тому, что я в то время ещё не мог вложить всего себя в пирожок (хорошая фраза!). Поэтому катастрофа по переживаниям была хотя и интенсивной, но не слишком глубокой.

С тех пор случалось много разного... Понемногу я учился быть сдержанным в своих ожиданиях от мира. Веря во что-то, я никогда особо ничему не доверял. С каждой маленькой катастрофой твой воздушный змей становится тяжелее и со временем превращается в конкретный такой танк. Поэтому ты не умираешь, как случилось с героинями фильмов "Дверь на сцену" и "Кристина". Ты живёшь, даже особо не замечая изменений. Просто радоваться стоит осторожнее... а потом и вообще уже лучше не пытаться радоваться. Миру верить нельзя. Всегда найдётся курица... А жить как-то можно.

Ладно, это...

Мне задают резонный вопрос: ну а вернуть всё назад, найти ключевой момент, чтобы отменить события?
Нет, это нельзя.
Почему нельзя? Что за каприз?
И вот у меня затык. Я не знаю, почему.

Я пытаюсь привести формальную отписку, мол, если это уже прописано где-то, отменить уже случившееся нельзя. Я не знаю, почему. Если над реальностью такая власть, то можно же отмотать время назад? Что мешает? Условность, что вернуться в прошлое нельзя? Осознание того, что где-то в вариантах реальности останется тот, неисправленный? Неубедительно. Осознание того, что правильнее будет как-то совместить несовместимое, чтобы человек, с одной стороны, всё же остался тем самым, то есть, полным, то есть, пережившим весь опыт - но при этом каким-то образом вернувшимся к изначальной яркости бытия?

Казалось бы эта задача сходна с другой задачей, которая, кмк, решение имеет. Вот, допустим, если меня, моё сознание, сейчас взять и перенести в молодое, здоровое тело и обеспечить всем необходимым для счастья, смог бы я стряхнуть с себя груз придавивших меня обломов и усталости, неверия, ненужности всего? Мне почему-то кажется, что с высокой вероятностью смог бы. Может быть, потому, что я ломался медленно, и сумел нарастить в себе какие-то альтернативные версии. А может быть, это потому, что я так и остался ненастоящим взрослым, завис где-то... Ну, или я вообще ошибаюсь и переоцениваю способность своего сознания. В детстве и юности, да даже и потом, лет до почти сорока, я же был бесконечно активным (не в физическом, а творческом плане), вообще не любил спать и не понимал "отдыха" - всегда что-то придумывал. Сейчас во мне осталась только бесконечная усталость и память о том, что всё было когда-то другим. Но не факт, что я сумел бы вернуться. Возможно, это лишь иллюзия.

Но речь о том, что такая иллюзия у меня есть. Хотя бы частично. А вот иллюзии, что можно исправить некоторые катастрофы личности - нет. Речь, повторяю, о тех случаях, когда мир предаёт человека сразу и полностью, во всём самом главном, что в него вложено от этого человека. Не остаётся базы. Человека можно физически спасти, дать ему какие-то утешательные заменители, но он всегда будет знать, что это подачка. Вот, скажем, спасли бы актрису из фильма "Дверь на сцену". И дали бы ей главную роль в том спектакле, о котором она мечтали и вложила всю себя. И... вот у меня такое чувство, что у неё бы оставалось ощущение, что это подачка. Что некий благодетель подтасовал карты, нанял клакёров, чтобы изобразить успех... Потому что тот, настоящий Успех - уже был однажды отобран. А этот, новый... ну, какой-то богатенький мужичок решил таким образом подкатить, или друзья утешили... Не то. И на всём остальном пути эта Тень оставалась бы лежать.

Это я просто один вариант рассмотрел, привёл в пример. Их много, и все не заращивают дыру. Дерево потом, может, и отрастёт от корня, но у него, у дерева, всегда будет осознание, что ствол у него получился кривой и не прекрасный, совсем не такой, каким должен был быть. Не отмахивайтесь от этой песчинки, она разъест душу, вы не заметите, не захотите заметить, будете вещать про "синдром уточки"... Это удобно, а что там было на самом деле... ну, не портить же аппетит, в самом деле.

В общем, я не знаю... не знаю, как это всё сформулировать. Наверное, это всё ощущение неживого мира.
Previous post Next post
Up