За прошедший месяц добавились три любопытных имени в моих списках ЛФР

Sep 08, 2024 15:28

1. Шубникова "Перстенёк с бирюзой". Внизапна! - в натуре древнеславянский, исконно-посконный, боярский любовно-"исторический" роман!!111 Со всеми делами, навроде специфического языка, бо-яров и всего такого, от чего я обычно шугаюсь, как от огня. Но так получилось, что я открыл книжку и прежде чем понял, что я читаю, оно меня засосало. Прелестный, лёгкий, живой стиль (несмотря на бо-яров), милая-светлая девушка, но главное - всё это такое очень-очень искренне светлое, как солнышко. Пузырьки из воды золотисто-прозрачной поднимаются. На фоне всякой забугорной и не очень мрачномути, удушливой и бесконечной, как кляп, бычьим цепнем заткнувший всё от одного отверстия до другого - бьёт по мозгам, конечно, конкретно.
Только небольшие "но". Почему-то к финалу стало уже проявляться ощущение несколько навязчивого сиропа во рту. Книжка хорошая, но весь сюжет держится на одной любовной линии. Для полновесного романа маловато. Шубникова, как я понял, написала и другие вещи в "исторически-боярском" стиле, и я пока не стал пытаться читать у неё что-то ещё, но на заметку взял.

2. Наталья Самсонова. Пример хорошего рассказчика с одной большой проблемой: хроническое неумение выдерживать темп. Я пытался читать у неё два цикла из двух книг. Первый одолел полторы книги, второй - уже на второй трети первого тома скис.
Хорошо ведь пишет. Интересно. Начинаются её вещи прям совсем интересно, всё в меру, интрига, персонажи. И вот с какого-то момента всё тухнет и теряется в каком-то утомительном кружении по лабиринту становящихся всё менее интересными событий. И ведь события-то сами по себе, по сути важные и должны вызывать интерес, напряжение. А они... тонут и вянут, разбавленные вялым темпом и каким-то рассеянным вниманием автора.
А ещё там такая особенность: как только главгероиня обрастает подружаками - то всё. Действие из собственно сюжета то и дело уходит в бесконечные подружаковские столоверчения. Нет, болтовни там мало. То есть, дело вовсе не в том, что они обсуждают наряды, например. Как раз описание платья к балу и обсуждение этого платья и бала могут быть хороши и нести в себе и нужное напряжение, интригу, уместный и хорошо считываемый эмоциональный заряд... Но всё погрязает в другом: подружаки эти бесконечно устраивают какие-то там дела (не разговоры, нет, а именно дела), которые вроде бы призваны как-то влиять на сюжет, а на самом деле фрактально уводят, и уводят, и водят, и водят, и водят... "сюжет" по кругами. Увольнения одних и назначения и переназначения других камеристок, которые все такие смущённые сначала, а потом все такие деятельные, и вот вокруг королевы образуется тусовка однообразных девичьих типажей, клонов Веры Павловны, которые разбиваются на сферы сближенности - вот самые первые и лучшие подружаки, которые завелись ещё на этапе "отбора в невесты принца", те самые главные и с ними королева уже общается как с равными, презрев этикет, и мы, конечно, изо всех силов умиляемся, конечно, так и надо... но тут вокруг новоиспечённой королевы наматываются ещё и ещё замечательные, умные, смущающиеся и трудолюбивые веры павловны, и всех их надо как-то распределить, хотя общаться на равных с королевой они уже не могут, хотя вроде бы и ничем не хуже тех, предыдущих, но кто не успел, тот опоздал... и так далее, и тому подобное, и вот этот рой девушек постоянно чем-то занят, и драгоценное внимание автора с каждой страницей всё больше рассеивается, а сюжет вязнет и вязнет, и в итоге на описание реально больших событий энергетики у автора уже не хватает: покушения, казни и свершения как-то смазываются и переплетаются в застывающий поток... Читать становится уже не особенно интересно, а ведь самое важное ещё впереди!.. но ты ещё упираешься и тянешь, ведь нормально же сидели, ну, всё вроде есть... но в какой-то момент не выдерживаешь и окончательно закрываешь книгу. Темп, дорогие товарищи, темп! Вот в первом двухтомнике я сдался на середине второго тома, как уже сказал, а на втором - даже не смог дочитать до конца том первый. Правда, веров павловных там раза в два меньше, и выражены они не так, но усыхание сюжета вкупе с кружением кругами таково, что плакать хотца. А ведь там ещё столько интриг впереди маячит! Я бы и дочитал, читать-то в принципе, хотя и со скрипом, но можно, и девица умная и милая, и прынц не дурак, но времени моего драгоценного как-то жалко. Тем не менее Самсонову оставляю в заметках как в целом хорошего сочинителя; если получится, попробую почитать у неё что-нибудь ещё, потому что всё приятно было бы, кабы не потеря темпа и размазывание основной интриги во что-то малочленораздельное.
пс. Про Самсонову я всё же, наверное, погорячился. Первый том другого цикла дочитал и в целом он вполне прилично сделан и оставил благоприятное впечатление. Возможно, дело в настроении.

3. Упоминал недавно, Ольга Куно "Записки фаворитки Его Высочества". Издано в "Юмористической серии", и я сунул туда нос именно в поисках чего-нибудь весёленького, но оказалось, что это обычный ЛФР, юмористическая там только одна сцена в самом начале, где героиня притворяется перед принцем безвкусной дурочкой, чтобы он ею не соблазнился. Дальше всё как обычно. Написано ровно, вполне качественно, придирок особых к тексту не запомнилось, тоже хотелось бы почитать у неё что-нибудь ещё. Финал, кстати, на удивление блещет оригинальностью (ну, относительно ЛФР): хэппи-энд там весьма условный. Я даже думал, что во втором томе будет всё, "как положено" - но нетЪ: второй том оказался про каких-то других персонажей. В общем, потенциально любопытный писатель.

В заключение хочу отметить вот что: как все и без меня знают, в ЛФР очень-очень-ОЧЕНЬ распространённый приём - "отбор невест". Описуя оный, дамы-писательницы достигли феерических широт изощрённости в поисках разнообразия в однообразии. Было бы даже забавно как-то проанализировать этот "сюжетный феномен", но я пока не настолько готов. Пока же сложилось ощущение, что в отличие от приёма "я поступаю в магическую академию", "отбор невест" мне пока попадался более благообразный. Думаю, это может быть потому, что мой критицизм в данном случае не так суров, как в случае с организацией процесса обучения, описывать который "писательская масса" явно умеет слабовато, зато претензий на это имеет выше не то что головы, но даже джомолунгмы.

Книги, Критика

Previous post Next post
Up