Хаотичные жвижения мысле по поводу случайной цитаты из отзыва на некую любовную книжку

Aug 31, 2024 22:04

"устаешь читать о том, как герои бесконечно работают"

Судя по контексту, написано всерьёз.
Но если подумать: производственный роман - жанр, требующий особого таланта. Внутри такого текста должен быть встроен особо рода движитель, и это не "цель - стать круче". Скорее это какое-то вдохновение деятельностью. Знание материала, само собой, хотя, мне кажется, оно тут далеко не на первом месте. И всё то же умение держать темп. Провисающий производственный роман - как большая моррова задница, придавившая текст. Интонации, конечно, атмосфера. Идея - то, чем цель героев производственного романа должна нас заинтересовать на уровне разума. Например, эта цель построить ракету, какой раньше не было.

...Приведённая выше цитата из отзыва неполная. Я выбросил оттуда принципиальный довесок: " и превозмогают". Потому что это "и превозмогают" многое меняет. Тут даже не собака порылась, а целый бегемот (может ли бегемот рыться?).

Дело в том, что превозмогание не является необходимой частью производственного романа (ПР), в том смысле, что на страдания (а без них нет превозмогания) не обязательно делается акцент. Проблемы, которые решают персонажи, не обязательно должны быть для персонажа вопросами "жизни и смерти". Самая прелесть ПР в том, что движение там может происходить почти на одном голом интересе: "а что если я попробую вот так? не получилось? ну ладно, а что если так?!" - и вовсе не обязательно, чтобы персонаж при этом как-то показательно мучился и терзался. Ему "просто интересно" двигаться вперёд. Какие-то пострадания при этом, конечно, могут сопутствовать, но они нужны скорее для атмосферы, окраски. Ну, там, в поиске нужного минерала паук в пещере героя за что-нибудь укусил...

В хорошем ПР важно соблюдать баланс между вот этим "чистым интересом", вдохновленностью - и превозмоганием. Если автор не смог обеспечить текст идеей, атмосферой, не смог задать нужный темп - он будет давить на читателя провозмогальством. Будет ставить персонажам антирояли в кустах, чтобы создать иллюзию сюжета, перипетий и "духовного роста". И почти наверняка получится плохо. Как в тех новых западных научно-популярных фильмах, где большую часть времени вам покажут крупным планом лиТсо какого-нибудь превозмогальца, вместо того, чтобы рассказывать и, самое главное, показывать о сути. ЛиТсо будет щебетать о том, как ему было трудно сидеть в кустах, чтобы снять птичку, как оно готовилось к этому подвигу и в итоге полдня просидело попой в муравейнике... а на показ самой птички останется времени меньше половины.

Вот именно про такую туфту и хочется написать вслед за автором цитаты: устаёшь читать. Устаёшь смотреть. И да, это явно не тот случай, когда "можно вечно смотреть, как работают другие". Потому что это не про работу, а про её профанацию.

...Отклоняясь в сторону, скажу, что я не люблю и очень редко смотрю "спортивные драмы". Это вообще разновидность ПР или нет? Сложно сказать. Думаю, скорее нет. Во-первых, движитель созидательного интереса целиком заменён на сопереживание движения к победе. Вместо идеи о построении чего-либо нам встраивается ощущение азарта. Я его понимаю и иногда разделяю, но вообще-то надо понимать, что спортивная идея контринтеллектуальна. Это чистой воды чувства. Так сказать, любовный роман со спортом. Интересно, что заменять любовь в реальной жизни чтением любовных романов как бы всеми признаётся унизительным, а вот "болеть" за спортсменов, лежа на диване с пивасиком как бы и ничего так... Достойное занятие, ну!

Во-вторых, конечно, превозмогания в спортивной драме будут полные штаны и больше. Спортивная драма без превозмогания - что это вообще? А хороший ПР тем и интересен, что в нём происходит попытка ввести в мироздание иной движитель: чистый интеллектуальный интерес. Уйти от идеи борьбы за существование как основы этого самого существования. Заявка на иное устройство вселенной.
Ну и в такдалии...

А, да, в-третьих. Спортивные драмы почти никогда не обходятся без нескольких моментов, которые я терпеть не могу в сюжетах. Это подлость-предательство, это "песчинка, ломающая весь с таким трудом и страданием построенный механизм" и это "азартные игры". Все эти пункты - дешевые подстёгиватели сюжета, которых надо гнать поганою метлой отовсюду по максимуму. А их там наоборот... Первое - это когда, например, у лошади на скачках подрезают подпругу. Какое отношение это имеет к сюжету - никакого, это подножка для героя в чистом виде. Второе - некая мелочь, которую все положительные персонажи упорно не учитывают, отпихивают и не замечают, но именно она всё губит. Приём - такая же тупая дешевка, как правило. "Азартные игры" - это более широкий круг приёмов, у персонажа прорывается некий порок, который в самый неподходящий момент его губит. Это используется в тех историях, где персонаж - не сам спортсмен, а человек, как-либо зависящий от побед в спорте.

Вообще, спортивная драма - это ведь сплав имитации "боления" и собственно драмы. Там половину времени будут занимать собственно матчи. Которые ничего в себе не несут, кроме азарта имитации соучастия.

...Ещё хочу вспомнить фильм "Время, вперёд!" Надо бы, прежде чем рассуждать о нём, пересмотреть, уже лет пять как прошло, многое изменилось. Но по тем, прежним, впечатлениям мне представляется, что это один из любопытнейших образцов ПР и спортивной драмы в одном флаконе. Поразительно удачный образец. При том, что в нём же используются многие из самых сомнительных приёмов, он великолепен. Нет, всё же не буду рассуждать о нём, прежде, чем пересмотрю. В очередной раз говорю себе: надо, прямо вот сегодня.

...Что-то я хотел важное написать про идею в ПР, но пока рассусоливал про спортивную драму (про которую вообще ни разу не собирался писать) - забыл. Ладно. Всё равно это, напоминаю, беспорядочные рассуждения, не имеющие ни системы, ни вывода... да ничего, в общем. Это просто мысли по поводу цитаты. Хотя, бесполезно...

Критика

Previous post Next post
Up