Я тут подумал, что одно из главных моих расхождений со всякого рода сочинителями фэнтези в том, что у них колдунская магия - это такая штука, которая сидит везде во всяких неодушевлённых вещах. Посадили её в камень - она там и сидит. Ну а чо? Или, скажем, летает в виде этой вашей "маны" (аж трисёт от этого слова). Кто первый встал того и тапки маны больше словил, у того самое сильное колдунство!
По моим же понятия магия (тем более высшая) завязана на сознание.
Даже если она заключена в каменюке - она всё равно завязана на сознание. Там или иначе. То или иное. Магия пошла из сознания. Она продукт междудействия миров, материального и идеального. Конечных вариантов этого продукта может быть множество, но сознание всегда находится по над всем.
От этой вот разницы исходных условий происходит моё неприятие многих вещей в фэнтезях.
Есть приёмы и сюжетные ходы, которые резко опускают в моих глазах всю историю.
К сожалению, даже хорошие писатели пользуются иногда дурными приёмами.
Один из самых дебильных - блокиратор магии. Всякие там цепи из особого металла, которые полностью исключают возможность магичить у того, на кого эти железяки нацепили.
Чисто технически этот приём как бы увязан, он вытекает из старинных убеждений про силу холодного железа, серебра и т. п. Но сочинители фэнтези, по-моему, используют данный приём нечестно.
Тут можно много рассуждать, почему не стоит развивать нелюбовь обитателей холмов к железу до таких вот вещей. Отчасти дешевость приёма связана также со вторым дурным приёмом - "маной" (продолжает тристи от этого слова), которую "копят" маги, но об этом позже. Главное же - использование всякого рода "абсолютных блокираторов магии" - это, по сути, тупо такая специальная (как говорил один человек - "спицательная") карта, чтобы бить туза. Вот надо какого-нибудь суперкрутого мага пленить, и ему - раз! - и магию заблокировали железками. Ну, а чо голову-то ломать?
Меня злит этот приём больше именно потому, что используется фокус-покус типа "вот ты такой могучий, но у нас с собой было такая хитрая фитюлька, которая даже самого могучего победит". Это очень, очень, очень гнилой сюжетный ход, пацаны! Могучего не побеждают фитюлькой. Потому что на то он и могучий. Это жульнический приём авторов. Только кажется, что Саурона победил Фродо, на самом деле Фродо оказался частью огромной системы усилий множества персонажей. Если мы потеряем цельность, объём и масштаб этой картинки, победа Фродо схлопнется до примитивной графомани. Вот кто не видит в ВК всей панорамы связанных событий, тому ВК и кажется простенькой сказочкой. Увы, некоторые из оных невидителелей потом сочиняют книжки сами, и у них в ходу оказываются эти самые блокираторы магии и прочая ерунда.
(пс. Игла Кащея тут не при делах, кстати. Игла - реально очень сложный архетипический объект, в котором на самом деле очень многое увязано, к "палочке-побеждалочке" она отношения на самом деле не имеет, совсем)
Про "ману".
К сожалению эта чепуха очень популярна и используется даже матёрыми сочинителями.
Понятие "маны" применительно к магии, кроме своей пошлой примитивности, плохо ещё тем, что переворачивает само понятие магии с ног на голову. Маг - это не боксёр, дети. И не смартфон с аккумулятором. Махалки мечами к магии никакого отношения не имеют. Я уже писал когда-то, что сам принцип магии таков, что чем больше её используешь, тем больше она в тебя проникает. В этот океан трудно войти, да. Но дальше проблема скорее в том, как её, магию, остановить (если уж нажал эту кнопку), как направить, как сохранить себя от безумия... а не где найти розетку, чтобы подзарядить севший аккумулятор. "Собирание маны" и прочей "энергии" - абсолютный антимагический бред. Единственный здравый взгляд на магию в худлите я навскидку помню только у Михаэля Энде, где королева страны Фантазии говорит мальчику: желай! Не бойся своих желаний Чем больше ты желаешь, чем сильнее будет Страна Фантазия...
Заметили, насколько это отличается от дрожания так называемых "магов" за так называемый "перерасход маны"?