О стихах Крапивина, часть 2

Dec 08, 2023 22:03

Одно из самых ярких и известных стихотворений:

"Когда мы спрячем за пазухи
Ветрами избитые флаги
И молча сожжём у берега
Последние корабли"

Оно относится к большому "классу" "боевых" стихов Крапивина. Период "Эспады-Каравеллы", когда стихи писались наполовину для читателей, незнакомых людей по ту сторону страниц, а наполовину - для конкретных людей, которые слушали эти стихи песнями. Стихи, призванные поддержать, вдохновить, звать в сражение с несправедливостью, злом, дать силы, чтобы слёзы не были слабостью, чтобы неудачи не сбивали в отчаяние, чтобы объединяли и помогали видеть путь в неведомое. Песни-маяки, песни тревоги и покоя, песни дороги и дома, песни… В общем, это звон струны и клинка. Ветер и паруса. Песни, дающие надежду и силу, уверенность. Песни друзей и для друзей.

В этом стихотворении есть много чего, но важно проговорить одну мысль, которая настойчиво будет повторяться потом снова и снова: главное свойство зла - несправедливость.

Мушкетёры и капитаны, даже слабые на первый взгляд, но на деле удивительные стойкие люди боятся не боли, не пуль, не клинков. Они боятся того зла, которое использует подлость и несправедливость, как основное оружие. Они боятся предательства. Они боятся зла, с которым непонятно как бороться. У которого основное оружие - удар в спину.

В детстве всё было понятно, звучит лейтмотив: враг - вот он, открыт и понятен. Страхи понятные, и нужно просто брать и преодолевать их. Но вот мир меняется, начинает играть не по правилам. Нет никаких "рыцарских" кодексов, есть взрослый мир. А маленькие мушкетёры к этому не готовы. Не хотят подстраиваться под правила, по которым нормально бить в спину, бить лежачего, бить слабого, всеми одного.

Романтика парусов и шпаги поёт о том, что даже самому подлому злу противостоять можно, если сохранить в душе детство и объединиться с такими же людьми. Крапивин 70-х уверен, что это возможно, но тревога и боль в стихах и песнях от этого не делается слабее, как будто предчувствуя, что победа окажется слишком далека…

…Вообще, стихи и песни 70-х, как я понимаю, почти все про шпаги и паруса, сражения и дальние страны. А есть и песни, например, про "рыцаря Алёшку" и девчонку из второго отряда, которая никогда не узнает о том, как Алёшка:

"...потом забирался на скалы,
Обдирая коленки до крови.
С ярко-алым шиповником горным
Возвращался обратно Алёшка,
Чтобы после вечернего горна
Бросить ветку с цветком ей в окошко"

Всё как всегда и во все века, конечно, и "сказочные" стихи-песенки...

"Только зеленеть и плакать -
В этом очень мало толку,
И кузнечик Вовка в лапу
Взял сосновую иголку…
Очень-очень громко стонет
Бедный одноглазый Жора"

…Песни про пиратов, конечно. Куда без них в морской компании. Забавное стихотворение "Бабушка пирата", сильно подозреваю, что источником вдохновения для него послужила чья-то реальная заботливая и удалая бабушка из "каравелловцев", но проверить эту мысль не могу:

"…Есть у бабки три десятка внуков -
Самый развесёлый экипаж.
Все мы, внуки Бабушки пирата,
Тихие забыли берега"

Рефреном там и тут проявляется тема барабанщиков. Это вообще отдельная тема, по ней можно написать самостоятельный пост, почему барабаны, барабанные палочки, барабанщики так значимы в историях Крапивина. Эту тему я хорошо чувствую и, надеюсь, что понимаю, я тоже мечтал о настоящем барабане, он вообще, сам по себе, очень сильный, символический инструмент. Барабанщики, которые не сражаются сами, но ведут в бой, идут в бой в первых рядах; барабаны, которые сами по себе не оружие, но есть в них особенная сила, и право бить в барабан важно заслужить… Подниматься первыми, а потом уйти, не сдав барабан… или наоборот - отдать барабан достойному преемнику.

"Если солнце встаёт очень рано,
Значит, день будет длинный и ясный
Ты послушай - стучат барабаны,
А они не проснутся напрасно.

* * *
Как бы крепко ни спали мы,
Нам подниматься первыми -
Лишь только рассвет забрезжит
В серой весенней дали"

…Барабан противостоит смерти. Он как заклинание. Пока бьёт барабан, звучит песня, и смерти нет. Что-то из Вальхаллы, что-то из бездны времён…

"Друзья удивились: «Ты не погиб?» -
Сказал он: «Ну вот ещё!»
И всё-таки в травах или хлебах,
В клевере или ржи
Лежит у заросшей межи барабан -
Тебя дожидаясь, лежит…"

Кстати, к теме барабанщиков, раз уж она затронута, чтобы не забыть. Есть такой момент: в школах на пионерских линейках стандартно, насколько я понимаю, доверяли барабаны (ну и горны, конечно) самым как бы достойным. Но обычно это оказывались послушные отличники или, в лучшем случае, те, кто барабанил и дудел лучше. Но и барабан, и горн были символами, намного больше, чем просто музыкальные инструменты. И вот здесь было противоречие. Была такая ситуация, что двоечник или человек, чьё поведение не устраивало учителей, не мог быть барабанщиком. А с другой стороны… в общем, это отдельный разговор, но в книгах всё написано…

"…И теперь, если б кто-то
мне дал барабан,
Я бы палочки больше не выпустил!.."


"Это голос нашей парусной дороги,
Это песня наших чёрных барабанов!
Как безжалостны декабрьские рассветы,
Серый снег засыпал дремлющие лодки,
Но опять среди зимы приходит лето
По сигналу барабанщика Володьки…

Барабаны мы клепали не для сказки.
Мы их сделали для вахты и для строя.
И никто не виноват, что чёрной краски
Было больше, чем других, пожалуй, втрое…"

А ещё барабаны постепенно становились одним из сильнейших "магических" элементов крапивинской вселенной. Собственно, иначе и не могло быть. Ритм, глухой рокот барабанов рвёт границы миров…

"Пускай этот день от крови намок,
Пускай молчат барабаны, -
Ты только держись и не падай с ног..."

А когда барабаны молчат… кажется, в мире наступил покой. Кажется, всё спокойно и хорошо. Кажется… но это всегда тревожная тишина. Хотя бы чуть-чуть - тревожная.

"…Пускай в этих снах будет радость легка
И сбудется чудо любое.
Пускай им приснится спокойный закат
Над тихой землёй после боя"

…Тишина. Смолкли барабаны. Сквозь тишину и усталость от битв проступает тайна и сказка. Интересно в этом смысле малоизвестное, наверно, стихотворение "Тихие города". Образ "тихого города" тоже можно развернуть в отдельную тему, ведь в конце концом он заканчивается "Синим Треугольником", загадочным местом последних и самых главных встреч. "Тихим городом" можно назвать и Город из Голубятни, где потом будут жить Ветерки…

"Тихие города…
Старые города,
Где травы ростом с мальчишек
Под крепостными стенами
Спят…
Сколько там спрятано тайн!
Мне бы их все узнать -
Каждую сделать рассказанной сказкою…
И вот
я по солнцу бегу
С живою сказкой в ладонях!
Мчится
навстречу мне
синий
безоблачный
день!
И вдруг -
На пути
Чёрной чертой
Чья-то ложится тень!
Чья-то недобрая тень!
Что же мне делать, как же мне быть?
Тайну забыть"

…И конечно, знаменитая "Испанская песня". Вечная тревога, вечная борьба, вечная дорога, вечный непокой. В детстве это было важно для нас. В детстве это было полётом. В детстве так нужно было преодолевать слабость и страх, чувствовать натянутую до предела нервность струн. Сейчас… многие устали. Кто-то смотрит с непониманием. Кто-то с откровенным недоумением и не… приятием. Мир изменился, а "Испанскую песню" поют… Может быть, когда-нибудь наступит время, когда её петь не будут. Будет ли это лучшим миром... смотря как посмотреть. Смотря почему её не будут петь.

"Туда,
где южные звёзды
У снежных вершин горят,
Где ветер
в орлиные гнёзда
Уносит все песни подряд.
Там в бухте
развёрнут парус,
И парусник ждёт гонца.
Покоя там не осталось,
Там нет тревогам конца.
Там путь по горам
не лёгок,
Там враг к прицелам приник -
Молчанье его пулемётов
Бьёт в уши,
как детский крик"

Previous post Next post
Up