Одно из самых ярких и известных стихотворений:
"Когда мы спрячем за пазухи
Ветрами избитые флаги
И молча сожжём у берега
Последние корабли"
Оно относится к большому "классу" "боевых" стихов Крапивина. Период "Эспады-Каравеллы", когда стихи писались наполовину для читателей, незнакомых людей по ту сторону страниц, а наполовину - для конкретных людей, которые слушали эти стихи песнями. Стихи, призванные поддержать, вдохновить, звать в сражение с несправедливостью, злом, дать силы, чтобы слёзы не были слабостью, чтобы неудачи не сбивали в отчаяние, чтобы объединяли и помогали видеть путь в неведомое. Песни-маяки, песни тревоги и покоя, песни дороги и дома, песни… В общем, это звон струны и клинка. Ветер и паруса. Песни, дающие надежду и силу, уверенность. Песни друзей и для друзей.
В этом стихотворении есть много чего, но важно проговорить одну мысль, которая настойчиво будет повторяться потом снова и снова: главное свойство зла - несправедливость.
Мушкетёры и капитаны, даже слабые на первый взгляд, но на деле удивительные стойкие люди боятся не боли, не пуль, не клинков. Они боятся того зла, которое использует подлость и несправедливость, как основное оружие. Они боятся предательства. Они боятся зла, с которым непонятно как бороться. У которого основное оружие - удар в спину.
В детстве всё было понятно, звучит лейтмотив: враг - вот он, открыт и понятен. Страхи понятные, и нужно просто брать и преодолевать их. Но вот мир меняется, начинает играть не по правилам. Нет никаких "рыцарских" кодексов, есть взрослый мир. А маленькие мушкетёры к этому не готовы. Не хотят подстраиваться под правила, по которым нормально бить в спину, бить лежачего, бить слабого, всеми одного.
Романтика парусов и шпаги поёт о том, что даже самому подлому злу противостоять можно, если сохранить в душе детство и объединиться с такими же людьми. Крапивин 70-х уверен, что это возможно, но тревога и боль в стихах и песнях от этого не делается слабее, как будто предчувствуя, что победа окажется слишком далека…
…Вообще, стихи и песни 70-х, как я понимаю, почти все про шпаги и паруса, сражения и дальние страны. А есть и песни, например, про "рыцаря Алёшку" и девчонку из второго отряда, которая никогда не узнает о том, как Алёшка:
"...потом забирался на скалы,
Обдирая коленки до крови.
С ярко-алым шиповником горным
Возвращался обратно Алёшка,
Чтобы после вечернего горна
Бросить ветку с цветком ей в окошко"
Всё как всегда и во все века, конечно, и "сказочные" стихи-песенки...
"Только зеленеть и плакать -
В этом очень мало толку,
И кузнечик Вовка в лапу
Взял сосновую иголку…
Очень-очень громко стонет
Бедный одноглазый Жора"
…Песни про пиратов, конечно. Куда без них в морской компании. Забавное стихотворение "Бабушка пирата", сильно подозреваю, что источником вдохновения для него послужила чья-то реальная заботливая и удалая бабушка из "каравелловцев", но проверить эту мысль не могу:
"…Есть у бабки три десятка внуков -
Самый развесёлый экипаж.
Все мы, внуки Бабушки пирата,
Тихие забыли берега"
Рефреном там и тут проявляется тема барабанщиков. Это вообще отдельная тема, по ней можно написать самостоятельный пост, почему барабаны, барабанные палочки, барабанщики так значимы в историях Крапивина. Эту тему я хорошо чувствую и, надеюсь, что понимаю, я тоже мечтал о настоящем барабане, он вообще, сам по себе, очень сильный, символический инструмент. Барабанщики, которые не сражаются сами, но ведут в бой, идут в бой в первых рядах; барабаны, которые сами по себе не оружие, но есть в них особенная сила, и право бить в барабан важно заслужить… Подниматься первыми, а потом уйти, не сдав барабан… или наоборот - отдать барабан достойному преемнику.
"Если солнце встаёт очень рано,
Значит, день будет длинный и ясный
Ты послушай - стучат барабаны,
А они не проснутся напрасно.
* * *
Как бы крепко ни спали мы,
Нам подниматься первыми -
Лишь только рассвет забрезжит
В серой весенней дали"
…Барабан противостоит смерти. Он как заклинание. Пока бьёт барабан, звучит песня, и смерти нет. Что-то из Вальхаллы, что-то из бездны времён…
"Друзья удивились: «Ты не погиб?» -
Сказал он: «Ну вот ещё!»
И всё-таки в травах или хлебах,
В клевере или ржи
Лежит у заросшей межи барабан -
Тебя дожидаясь, лежит…"
Кстати, к теме барабанщиков, раз уж она затронута, чтобы не забыть. Есть такой момент: в школах на пионерских линейках стандартно, насколько я понимаю, доверяли барабаны (ну и горны, конечно) самым как бы достойным. Но обычно это оказывались послушные отличники или, в лучшем случае, те, кто барабанил и дудел лучше. Но и барабан, и горн были символами, намного больше, чем просто музыкальные инструменты. И вот здесь было противоречие. Была такая ситуация, что двоечник или человек, чьё поведение не устраивало учителей, не мог быть барабанщиком. А с другой стороны… в общем, это отдельный разговор, но в книгах всё написано…
"…И теперь, если б кто-то
мне дал барабан,
Я бы палочки больше не выпустил!.."
…
"Это голос нашей парусной дороги,
Это песня наших чёрных барабанов!
Как безжалостны декабрьские рассветы,
Серый снег засыпал дремлющие лодки,
Но опять среди зимы приходит лето
По сигналу барабанщика Володьки…
…
Барабаны мы клепали не для сказки.
Мы их сделали для вахты и для строя.
И никто не виноват, что чёрной краски
Было больше, чем других, пожалуй, втрое…"
А ещё барабаны постепенно становились одним из сильнейших "магических" элементов крапивинской вселенной. Собственно, иначе и не могло быть. Ритм, глухой рокот барабанов рвёт границы миров…
"Пускай этот день от крови намок,
Пускай молчат барабаны, -
Ты только держись и не падай с ног..."
А когда барабаны молчат… кажется, в мире наступил покой. Кажется, всё спокойно и хорошо. Кажется… но это всегда тревожная тишина. Хотя бы чуть-чуть - тревожная.
"…Пускай в этих снах будет радость легка
И сбудется чудо любое.
Пускай им приснится спокойный закат
Над тихой землёй после боя"
…Тишина. Смолкли барабаны. Сквозь тишину и усталость от битв проступает тайна и сказка. Интересно в этом смысле малоизвестное, наверно, стихотворение "Тихие города". Образ "тихого города" тоже можно развернуть в отдельную тему, ведь в конце концом он заканчивается "Синим Треугольником", загадочным местом последних и самых главных встреч. "Тихим городом" можно назвать и Город из Голубятни, где потом будут жить Ветерки…
"Тихие города…
Старые города,
Где травы ростом с мальчишек
Под крепостными стенами
Спят…
Сколько там спрятано тайн!
Мне бы их все узнать -
Каждую сделать рассказанной сказкою…
И вот
я по солнцу бегу
С живою сказкой в ладонях!
Мчится
навстречу мне
синий
безоблачный
день!
И вдруг -
На пути
Чёрной чертой
Чья-то ложится тень!
Чья-то недобрая тень!
Что же мне делать, как же мне быть?
Тайну забыть"
…И конечно, знаменитая "Испанская песня". Вечная тревога, вечная борьба, вечная дорога, вечный непокой. В детстве это было важно для нас. В детстве это было полётом. В детстве так нужно было преодолевать слабость и страх, чувствовать натянутую до предела нервность струн. Сейчас… многие устали. Кто-то смотрит с непониманием. Кто-то с откровенным недоумением и не… приятием. Мир изменился, а "Испанскую песню" поют… Может быть, когда-нибудь наступит время, когда её петь не будут. Будет ли это лучшим миром... смотря как посмотреть. Смотря почему её не будут петь.
"Туда,
где южные звёзды
У снежных вершин горят,
Где ветер
в орлиные гнёзда
Уносит все песни подряд.
Там в бухте
развёрнут парус,
И парусник ждёт гонца.
Покоя там не осталось,
Там нет тревогам конца.
Там путь по горам
не лёгок,
Там враг к прицелам приник -
Молчанье его пулемётов
Бьёт в уши,
как детский крик"