Всё-таки удивительно, почему? Почему практически вся кинофантастика 50-х такого рода была скверно сделана?
Не из-за картинки. Такое ощущение, что создатели космоапокалиптических фильмов вообще не представляли, как показать масштаб (речь не о визуальном, а о драматическом, касающемся многих персонажей). Я посмотрел, ну, скажем, десяток "научно"-фантастических фильмов 50-х. Мистику и что-то типа фэнтези в расчёт не беру, там всё иначе и, кстати, намного лучше! Более-менее неплохо получаются фильмы, где главной является камерная линия человеческого, социального, "отношений". Например, очень неплох был французский фильм "Гару-Гару проходящий сквозь стены" (1951). Из фантастики там - всего-то лишь то, что понятно из названия. Фантдопущение служит исключительно для яркого раскрытия персонажей, игры, отношений, развития личности.
...Кстати, фильм производства ФРГ "Человек проходит сквозь стену" 1959, сделанный восемью годами позже - существенно слабее. Мне так показалось. Хотя я вообще не понимаю немецкое кино. Оно какое-то... как деревянное. Впрочем, не специалист, не раскушал...
Совершенно ужасны голливудские фильмы этого времени, где некто летит в космос или некто прилетает из космоса. Пожалуй, единственное симпатичное исключение в этом ряду: "Запретная планета" 1956 года. Он простенький, с простым же сюжетом, но ладно подогнанным, без вылезающих, как иголки из мешка, несообразностей, логических, психологических и прочих. Там есть соразмерность замысла и реализации, там нет каши из удачных и провальных картинок, примитивного пафоса и т. д. Зато там есть хорошо выраженная романтическая линия и весьма и весьма сногсшибательная героиня (которая действительно ого-го, а не как все эти страшенные "красотки" в бронелифчиках, от одного взгляда на которых моментально заработаешь импотенцию).
Кстати, отдельная тема: примета кинофантастики середины 20-го века - обязательная, но слабо сделанная романтическая примочка. К главному герою (мужику) непременно придана спутница, что, казалось бы, хорошо и должно делать фильм более инетерсным, но... роль такой спутницы обычно ограничивалась тем, чтобы хлопать глазками, испуганно смотреть, задавать вопросы в паузах и бегать следом за героем, а также быть периодически вытаскиваемой из различных воронок и завалов. Что, конечно, ужасно, потому что во многих других фильмах того времени роль женщин была уже куда приличнее, а то и явно круче (сравните, например, "Король и я" 1956 года) Вообще, женщин уже и в 30-е умели показывать и сильными, и ведущими героинями (опять же, к примеру, "Леди-игрок" 1934 или "Пришли дожди" 1939), но кинофантастики это, увы, не коснулось.
В фантастике того времени господствовали какие-то дремучие понятия. И нет, не в научном, не в футурологическим смысле, если бы... Такое ощущение, что берясь за фантастику, киношники попросту переставали понимать, как строить сцены, сюжет... Собственно, на этот пост меня сподвигла последняя капля - фильм "Война миров" (1953). Поразительно бестолковый фильм, при том, что его создатели честно попытались сделать зрителям красиво. Всё худшее, что может быть в американском фантастическом боевике... ну, разве что без учёта самых последних веяний. Герои там всё же довольно приятные люди. В начале им пытаешься симпатизировать, но получается плохо. Девушка, которая типа молодой учёной, внезапно по ходу сюжета оказывается "чисто чтоб было". Всё, что она делает - это кричит от страха, морщит лицо от ужаса (словом, всячески вызывает сочувствие у зрителей) и подвергается регулярным спасениям от своего спутника, тоже учёного, уже знаменитого и как бы крутого (который, впрочем, тоже не очень-то блистает умными мыслями). Возможно, где-то ближе к концу она ему там в чём-то слегка даже помогает, но я не уверен - смотреть фильм стало так невыносимо, что я просто проматывал.
Апокалипсис показан чрезвычайно примитивно. Опять же, не в визуальном смысле. Порядок и логика действий на различных уровнях цивилизации - как и хаос на тех же уровнях - совершенно не убедителен. Впрочем, судя по большинству фильмов конца 20-го - начала 21 века в этом смысле мало что изменилось. Разрушения, взрывы, пафосные сцены совещаний мировых правительств, пафосные лица начальников всяческих пентагонов и генсеков ООН, бегущие толпы, видные учёные, журналисты, освещающие все события с разных концов Земли в формате HD в то время, когда уже ни о какой устойчивой связи и тем более об Интернете речи быть не может... нет-нет, я не буду разбирать качество таких фильмов - это надо делать покадрово для каждого случая, а зачем? Главная проблема подобного кино даже не в том, что так быть не может, а в том, что так быть не может даже в кино. Иначе говоря, там нет не только правды жизни, там нет даже той иллюзии, которая призвана замещать правду, логику и всё остальное на экране. И нет, дело не в отсутствии опыта и технических возможностей. Первые удачные попытки снимать масштабные фильмы были уже в немом кино, были наработки, например, в военной драме "Ангелы ада" 1930 года, атака дирижаблей уже довольно хорошо передаёт накал и драматизм, эпику, пафос... И вот, спустя более чем 20 лет опыт забыт, вместо бьющего по нервам движения ночных демонов неба - мы видим какие-то раскрашенные погремушки с глазиками, пыркающие какими-то тухлыми лучами... куда всё подевалось?!
...В космофантастических фильмах 50-х как будто напрочь теряется понятие о способах построения драмы. В то время как обычные драматические картины Голливуда тех времён просты и прекрасны! Казалось бы, всё, что требовалось - посмотреть парочку фильмов старшего поколения, фильмов о войне - и сделать хотя бы вполовину так же хорошо. Но нет...
Об остальных фильмах НФ этого ряда я и рассуждать не стану. Отчасти потому, что банально не записывал их названия...
А, вспомнил ещё один, "За пределами временного барьера" 1960, где лётчик на реактивном самолёте попадает в будущее, на Землю, поражённую какой-то страшной эпидемией, все люди стали мутантами, неспособными размножаться. Герой знакомится с девушкой, дочерью какого-то правителя, которая глухонемая, но единственная, кто может иметь детей. Их хотят поженить, но герой предпочитает убежать в прошлое, чтобы предотвратить эпидемию, спасти человечество, отменив при этом тех мутантов из будущего и ту девушку... Впрочем, девушку он и хотел бы забрать с собой, но по ходу дела её убивают. Герой возвращается, однако превращается в глубокого старика из-за временнЫх переходов. Занавес.
...Фильм, кстати, не самый плохой. А знаете, почему? Потому что в нём не было попытки изобразить масштаб. При всём своём НФ-размахе - он очень камерный. Камерные фильмы у них получались всегда лучше. А вот романтическая линия, как обычно, слишком примитивна. И это раздражает. Ну, понимаете, либо вы делаете её полноценной - либо не делаете вовсе. Совать это всё "для приманки"... Эх... Печалька. Раньше это делали для приманки - теперь для политкорректности. Гармоничных романтических тем в кинофантастике всегда было кот наплакал. Героиня в качестве приложения к герою, морковки перед его лицом - или героиня в качестве отметки для торжествующего феминизма. А просто чтобы было хорошо, не, нельзя? Ну вот почему та же Ния в "Терниях" была настоящей, живой героиней, не чтобы герою было на кого глаз положить и не чтобы женщины не чувствовали себя ущемлёнными, а вот просто чтобы хорошо...
...Вспоминается ещё фильм "Оно пришло из далёкого космоса" 1953 года. Вещь, кстати, по сценарию Брэдбери, но тоже с какой-то непонятно для чего там нужной спутницей... то есть, именно что понятно, но... ни девушка, ни Брэдбери фильм интересным не сделали. Даром, что тоже камерный. Но он, по-моему, просто скучен. Там, если не забыл, разрабатывается одна-единственная, довольно простая идея, которой, самой по себе, для хорошего фильма банально оказалось мало.
...И вот пытался вспомнить фильм, о котором я писал ещё в декабре - правда, он оказался фильмом 60-х. "Фантастическое вторжение на планету Земля" 1966. Я почему его упомянул сейчас - мне тогда казалось, что фильм довольно средненький, а сейчас, посмотрев несколько совсем слабых, 50-х годов, я склонен полагать, что "Фантастическое вторжение" был всё-таки довольно приличным. Там два важных момента можно выделить прям сразу. Во-первых, весь фильм пронизан какой-то мистической сюрностью, дыханием чего-то непознаваемого, непостижимого, реально Иного. Весь фильм пронизан напряжением, саспенсом, ожиданием, тревогой, надеждой. И да, инопланетяне и катастрофы там не показаны (или почти не показаны) - но там этого и не нужно. Подробнее писать не буду, этот фильм (опять же, на фоне многих других) вполне можно рекомендовать к просмотру, так что сохраню загадку.
А второе, про этот же фильм - там таки девушка играет реальную роль. В смысле, не просто для красоты, чтоб мужику было кого спасать. Героиня там точно так же боится, сомневается, иногда жалуется, иногда подбадривает... но! Она там именно что настоящая. Необходимая. Без неё история была бы пустой, без неё не было бы и героя-мужчины. Вот без спутницы главгероя в "Войне миров" практически ничего бы не изменилось - ну, подправили бы там какую-нибудь сюжетную мелочь... А в "Фантастическом вторжении" героиня составляет гармоническую половинку жизни. Да и играет нормально... ой, я же забыл сказать - игра героини в "Войне миров" - это тоже отдельный кошмар, но тут, так сказать, чего и ждать-то...