Для обычных граждан думаю, стало заметно, появление в местах массового скопления людей большого числа рамок металлоискателей на вокзалах, станциях метро и в аэропортах. Проводится оснащение мест массового скопления людей взрывозащитными контейнерами. На вокзалах, в метро, в аэропортах, крупных торговых центрах существенно повысилась информационная прозрачность обстановки за счет развития сети средств видео наблюдения, регистрации и контроля, включая системы распознавания.
Часто пользуясь услугами метрополитена вижу изменения, которые там происходят в сфере безопасности. Увеличен контингент полиции и кинологов. Проводится оснащение станций установками терминальных комплексов системы безопасности.
Введен стопроцентный контроль граждан в аэропортах. Подготовлен указ, определяющий полномочия службы авиационной безопасности по досмотру посетителей аэропортов. По личным впечатлениям могу сказать, что часто бывая в Шереметьево приятно удивлен появлением кинологов с необычной породой собак - шалаек - гибридов шакала и лайки с удивительно острым обонянием. Этой породой выведенной в России, очень заинтересовались зарубежные службы, ответственные за безопасность.
Это так сказать видимая часть айсберга обеспечения безопасности.
Но необходимо понимать, что главные усилия предпринимаются не на финальной стадии возможной реализации терактов в местах массового скопления людей, а в вопросах ранней диагностики и предотвращения планов реализации терактов. И эта невидимая гражданам часть айсберга системной и кропотливой антитеррористической деятельности гораздо масштабнее, чем те изменения, которые мы с вами наблюдаем на вокзалах, в метро, аэропортах, торговых и культурно-развлекательных центрах.
Если вспомнить известное высказывание, приписываемое Сталину, Экзюпери и некоторым другим известным деятелям о том, что «гибель одного человека это трагедия, гибель многих миллионов - статистика», то в антитеррористической деятельности мы исходим из другого девиза: «исключить возможность гибели большого числа людей и свести к минимуму вероятность возможного ущерба, причиняемого даже одному человеку».
Решение этой проблемы это в том числе решение проблемы целевого финансирования комплексной антитеррористической деятельности.
Конечно, нужно продолжить техническое оснащение транспортных объектов, установив не только камеры и рамки, но и оборудование для системы химического контроля, которое позволит выявлять опасные и ядовитые вещества.
Но главное важно профессионально подготовить сотрудников обеспечивающих безопасность по направлению профайлинга, включая методики оценки и прогнозирования поведения человека на основе анализа характеристик внешности, невербального и вербального поведения позволит выявлять террористов из толпы.
В этой подготовке нужно максимально использовать положительный опыт, как иностранных специалистов, так и российских силовиков. Достойным примером является аэропорт «Бен Гурион» в Израиле. Их подход к обеспечению безопасности пассажиров всесторонний проверенный временем и массой тревожных событий на Ближнем Востоке. На территории «Бен Гурион» нет никаких других служб безопасности кроме самого аэропорта, то есть, нет неразберихи с зонами ответственности. Ни один человек кем бы он ни был, не сможет войти в здание без проверки и никакое удостоверение не поможет, будь ты генерал или шоумен. Даже машину досматривают ещё на подъездах к аэропорту. Перед входом в терминал посетитель попадает под наблюдение с ним могут поговорить и если надо осмотреть. Вот это эталон обеспечения безопасности на транспорте.
Наша цель не только добиться защищенности мест массового скопления людей, а обеспечить безопасность общества от терактов в целом.