Плановая экономика или бег по кругу.

Jan 17, 2011 12:36


После распада Советского Союза в начале 1990-х всем нам казалось, что исчезла и плановая экономика. Гайдар и Ко нас неустанно учили, что рынок все сам выровняет. Венцом этого беспланового «выравнивания» явился дефолт 1998 года, когда государство полностью доказало неспособность управления национальной экономикой. Можно вспомнить, что все это происходило на фоне роста социальных проблем: бандитизма, наркомании и т.д., и т.п. Выросло целое поколение, воспитанное не на идеалах передового труда, а на прибыльности разбоев и престижности проституции. Конституционный долг службы Родине был превращен в позорное «попадалово», откосить от которого стало сперва предметом гордости, а затем и вполне заурядным, массовым событием исключение из которого стало рассматриваться как нонсенс.

В начале XXI века в нашей стране стал наблюдаться возврат к определенному порядку, некой плановости хозяйства. Отечественная экономика наконец-то была признана сырьевой и экспортно-ориентированной (о чем запад твердил России уже десятилетия).

Более того, подобный курс был официально признан неверным, и провозглашен курс на создание социально-ориентированной инновационной экономики. Провозглашенные при этом целевые ориентиры не могут не вызывать одобрения. Здесь и высокие стандарты благосостояния человека, и достижение социального благополучия и согласия, и создание экономики лидерства и инноваций, конкурентоспособной на мировом уровне, и создание институтов экономической свободы и справедливости, и обеспечение безопасности граждан и общества, и т.д.

За все эти цели можно голосовать двумя руками. Но давайте посмотрим на действующие механизмы достижения этих целей. Понятно, что в одночасье инновационная составляющая экономики (нано-, био- и другие передовые технологии) не могут превысить потоки нефтедолларов и газоевро. Но и без передовых технологий не сырьевой экономике, особенно малому бизнесу, надо просто дать развиваться. Для любого предпринимателя уже долгое время знаком рэкет современный чиновников:
- санэпидемстанции - предприятие чище не станет, но чиновнику - приятно,
- пожарной службы - клуб все равно сгорит, но чиновнику - приятно,
- ГИБДД - безопасность движения не вырастет, но чиновнику, понимающему, что задержанный груз приносит убытки предпринимателю - в конце концов, тоже станет приятно,
- налоговой инспекции - налоговая дисциплина не вырастет, но чиновнику - приятно,
- миграционной службы - …,
- и т.д., и т.п.

Ко всем этим безобразиям мы уже привыкли и публично осуждаем, как и губернатор у Н.В. Гоголя в «Мертвых душах», который на возражение жены в защиту взяточничества чиновников: «Они же мало получают», вопрошает: «Мало для чего? Чтобы закатывать балы и покупать дорогие наряды для своих жен?».

Чиновники безбожно подрывают отечественную экономику. И это не просто отдельно взятые служащие, это еще и чьи-то родители, родственники, знакомые, которые сегодня являются примером подражания - вот как надо жить.

Помните задачу удвоения ВВП за 10 лет? Сегодня о ее выполнении как-то умалчивают. Зато количество чиновников в России за 10 лет выросло вдвое при том, что население страны не росло. При этом численность чиновников федерального уровня выросла в 1,6 раза, муниципальных - в 2,07 раза, а региональных - в 2,25 раза.

Вот и получается, что один мужик должен прокормить двух генералов.
При всем этом вызывает изумление, что сокращать чиновников хотят лишь на 20% (и то лишь на федеральном уровне). Следует отметить, что и это сокращение чисто формальное, поскольку по сути чиновников «перекрашивают» из госслужащих в служащих госучреждений финансируемых из того же бюджета, занимающихся бизнесом и имеющих ряд свобод (к примеру они могут быть гражданами двух государств). Нам и не привыкать, что любые изменения у нас заканчиваются в основном переименованием (ГАИ в ГИБДД, милицию в полицию и т.д.).

Еще большее изумление вызывает инициатива по финансированию в рамках федеральной программы "Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)" мероприятий по повышению доверия населения к чиновникам. На это из госбюджета выделяется 700 миллионов рублей. При этом в ожидаемых результатах программы фигурировал рост индекса доверия к госслужащим по завершении первого этапа (2009-2010 годы) - в 1,1 раза (достижение этого «индекса» мы с вами уже можем оценить), а на втором этапе (2011-2013 годы) - в 1,3 раза.
Какое счастье, что теперь удвоенным чиновникам, душащим бизнес, можно будет верить больше на 10%.

Когда же прекратится этот беспредел? Даже в отсталых в технологическом отношении странах за последние десятилетия произошли кардинальные изменения. Так в Объединённых Арабских Эмиратах, имеющих крупные запасы нефти, вклад в ВВП от ее экспорта еще в 1980 году составлял 73%. А уже в 2010 году, благодаря диверсификации экономики и развитию малого и среднего бизнеса, доля нефтегазовой отрасли в ВВП снизилась до 7%.

Но наши чиновники такого развития событий не допустят.
Огромная армия чинуш занимается общественно бесполезным трудом и паразитирует на экономически активной части общества, занятой именно в малом и среднем бизнесе, поскольку для них это «мишени шаговой доступности». При этом в чиновничьих ведомствах существуют «планы» сбора податей согласно сетке (прейскуранту), зависящему от «размеров добычи» - оборота предприятия.

Сегодня налоговый инспектор, заглянувший на фирму, предлагает не просто «решить вопрос» так сказать «в стандартном порядке» (в интересах себя любимого), но и предлагает заплатить официальный штраф (при этом повод для штрафа нередко должен придумать сам предприниматель), ссылаясь на распоряжение высших чиновников правительства - дескать, для покрытия дефицита бюджета.

Побойтесь бога господа! У М.Е. Салтыкова-Щедрина один мужик должен был прокормить двух генералов, а вы нам предлагаете десятерых?

Не проще ли для покрытия дефицита бюджета увеличить (на доли процента!) централизованные налоговые сборы с жирующих нефтяных, газовых и энергетических компаний?

Не душите не сырьевой бизнес (особенно малый), господа!!!

P.S. Но наших чиновников не проймешь.
Даже когда президент распорядился проверить достоверность налоговых деклараций первое что потребовали налоговики - увеличить штат на 50 тыс. человек.

Россия, налоги, политика, экономика, бизнес, общество

Previous post Next post
Up