Беслан. Четырнадцать лет назад… Вчера и сегодня.

Sep 03, 2018 16:23

Говорят, время лечит. Нет, это не так. Оно лишь создает иллюзию излечения. Говорю об этом, потому как мне довелось несколько раз побывать в Беслане.

В этот день - 3 сентября, когда мы поминаем наших погибших - троих «альфовцев» и семерых сотрудников «Вымпела», я бы хотел еще раз сказать о той роли, которую сыграл в этих событиях спецназ ФСБ. Стоит ли? Несомненно, да! И вот почему. Я вижу две крайности, которые смыкаются: с одной стороны, по-прежнему находятся люди, готовые смешать с грязью подвиг спецназа, с другой стороны - есть такие, кто хотел предать забвению все произошедшее тогда.

Информационные войны и сохранение исторической памяти диктуют свои правила игры. И если мы не будет защищать правду, то всегда найдутся те, кто захочет представить дело в заведомо извращенном виде. Или положить ее «под сукно», списать… «за давностью лет» - чтобы, дескать, «не бередить раны» и «лишний раз не напоминать о страшном».

Лично для меня морально-нравственным камертоном отношения жителей Беслана к спецназу ФСБ стал концерт-реквием, проходивший на городском стадионе в 2004 году. То есть по горячим, кровавым следам только что состоявшихся событий! Честь выступить на нем была предоставлена моему боевому товарищу Геннадию Соколову и мне. Это было… незабываемо!

Первый гром аплодисментов грянул уже после первых слов: «Мы, офицеры Группы «Альфа»… Продолжение фразы «…хорошо помним глаза детей Беслана, мы помним своих погибших товарищей. Надо помнить, чтобы жизнь продолжалась» удалось продолжить лишь спустя минуту. Представьте, почти двадцать тысяч человек нам аплодировали стоя. Так же нас провожали со сцены. Таким образом жители выразили свое искреннее отношение, свою великую благодарность ребятам, закрывавшим собой их детей от пуль бандитов.

И точно также нас встречали в Беслане в августе 2009 года, спустя почти пять лет, когда мы приехали туда с Гражданской акцией неравнодушных людей «Помнить, чтобы жизнь продолжалась». Это дорогого стоит!

Теперь по поводу самой спасательной операции. Я буду говорить только о фактах - обращаюсь к тем, кто, быть может, по неведению находится под воздействием лживой пропаганды.
Нужно понимать, что это был не классический спецназовский штурм, а именно операция по спасению людей. Вместо того, чтобы стрелять по боевикам, сотрудники «Альфы» и «Вымпела» в первую очередь вытаскивали заложников, а когда было нужно - в буквальном смысле закрывали их своими телами от пуль и брошенных террористами гранат. Вот почему Центр специального назначения ФСБ России понес в Беслане такие невосполнимые потери - десять человек!

Следующий принципиальный момент. События 3 сентября носили абсолютно спонтанный, не запланированный характер. Хотя, естественно, спецназ ФСБ был готов к штурму. Как иначе! Каждому оперативно-боевому отделу «А» и «В» Оперативным штабом заранее был «нарезан» свой участок прорыва и схема действия внутри здания.

Однако два взрыва в спортивном зале, унесших основное число жизней заложников, произошли в тот момент, когда к зданию школы на автомобиле подъехали сотрудники МЧС, чтобы забрать трупы расстрелянных террористами в первый день мужчин из числа заложников.

Все разговоры о том, что взрыв произошел якобы из-за выстрела снайпера, попавшего в боевика с бомбой, являются чем угодно, но не истиной. Дело в том, что к моменту кризиса, когда в 13 часов 05 минут раздались два страшных взрыва, далеко не все сотрудники «Альфы» и «Вымпела» находились возле школы, часть - на полигоне, где отрабатывалось боевое слаживание.

Это принципиальный момент! Какая спецслужба будет осуществлять столь сложную операцию, когда значительная часть исполнителей - бойцов спецназа - находится в отдалении от объекта? Между тем, и это хорошо видно на видео и многочисленных фотографиях, спецназовцы экстренно прибывали к зданию школы на броне или даже бежали к ней в той амуниции и с тем оружием, что было на момент взрывов.

Далее. Танк Т-72, который произвел выстрелы, сделал это только после того, как в здании не осталось ни одного живого заложника. Произошло это в 21.00.

Тоже относится и к применению «шмелей» - реактивных пехотных огнеметов. В этих условиях жертвовать и дальше жизнями сотрудников спецназа, подавляя оставшиеся очаги сопротивления в школе, не имело смысла. Что и было осуществлено.

Такова правда - нравится она кому-то или нет, это для меня не имеет значения. Я знаю одно: в исключительно тяжелой обстановке сотрудники «Альфы» и «Вымпела» сделали все, что могли, жертвуя собой. И заслужили бессмертие.

Сегодня ветераны и действующие сотрудники собирались на Николо-Архангельском кладбище в Москве, где на нашем Мемориале Спецназа России покоятся девять из десятерых погибших сотрудников Центра. Были тут бывшие заложники, представители силовых структур, наших подшефных средних учебных заведений и военно-патриотических клубов, просто неравнодушные люди. И отнюдь не только москвичи.

Четырнадцать лет прошло… как вчера.

школы, Беслан, теракт, трагедия, безопасность, день борьбы с терроризмом

Previous post Next post
Up