Замах на рубль - удар на копейку (законодательная судьба российских ЧВК)

Feb 09, 2016 14:13

Происходящие сегодня в мире события вновь вернули отечественных законодателей к обсуждению законопроекта "О частной военно-охранной деятельности". Депутаты подготовили законопроект, призванный обеспечить защиту экономических интересов страны в Арктике, на Ближнем Востоке и в других регионах мира. Быть или не быть?

В том, что ЧВК России нужны и уже давно - сомнений нет. Достаточно сказать, что в этом вопросе Россия выделяется на фоне многих ведущих стран мира, которые давно урегулировали правовые аспекты деятельности частных военных компаний. Можно привести пример из одной из функциональных областей деятельности ЧВК - охрана отечественных делегаций за рубежом (на олимпиадах, чемпионатах, переговорах, симпозиумах и т.д.). Отечественное законодательство, к сожалению, не дает возможность официально обеспечить такую охрану.

Доходит до абсурда - людей, призванных обеспечить безопасность отечественных делегаций за рубежом, зачастую оформляют администраторами, психологами, в качестве еще какого-нибудь вспомогательного персонала, разумеется, не наделенного никакими полномочиями по охране. Поэтому России часто приходиться нанимать иностранные компании, наделенные этим правом. Ежегодно наша страна тратит на этом рынке (на иностранные компании) до 4 млрд. долларов, что для государства с ВВП менее 4 трлн. долларов составляет более 0,1% ВВП.
Есть у ЧВК и множество других точек эффективного приложения, выгодно отличающих частные военные компании от регулярных вооруженных сил страны.

Сегодня Россия, к сожалению, не может похвастаться серьезными достижениями в области высокотехнологичной продукции. А вот профессионалов высокой пробы, которые могли бы работать в ЧВОО, в нашем Отечестве действительно хватает.

Эксперты считают, что работать в ЧВОО пойдут десятки тысяч высокопрофессиональных военных специалистов, большинство из которых сейчас просиживают штаны охранниками в офисах. По их оценкам в России найдется полмиллиона желающих стать сотрудниками ЧВОО, которые смогли бы частично заменить армию.

Это, в первую очередь, офицеры, которые получили хорошую специальную подготовку, но в результате различных реформ или в силу возраста они оказываются на улице, и устроиться в гражданской жизни по профессии им крайне сложно. В то же время они могут создать силу, которая в военный период смогла бы решать сложные задачи.

Не будем забывать, что рынок услуг ЧВК огромен. На мировом рынке сегодня трудится более 1 млн. человек. При этом, большинство сотрудников не входит в штат, а нанимаются для выполнения конкретных заданий.

Годовой объем рынка ЧВОО в России оценивается в сотни миллионов долларов. И это лишь начальный объем. Известная на весь мир американская Blackwater (ныне - Xe Services LLC) до начала войны в Ираке зарабатывала около $1 млн в год, а после заключения государственных контрактов ее годовой оборот составил около $1 млрд.
У российских компаний («Лукойл», «Газпром нефть», «Роснефть» и др.) достаточно много бизнес-активов за рубежом. И ЧВОО могли бы взять на себя охрану объектов этих компаний, находящихся за пределами России. Кроме того, специалисты ЧВОО смогут работать за рубежом по контракту с правительственными вооруженными силами.
Законодательные мытарства ЧВК

Но что мы имеем сегодня? Наши горе-законодатели мусолят законопроект о ЧВОО достаточно давно. Так летом 2015 года правительство дало отрицательную оценку законопроекта о создании частных военных компаний. Специалисты из профильных ведомств (Минобороны, МВД и ФСБ) тогда сочли его несвоевременным, отметив, что многие его положения противоречат российскому законодательству. Что же изменили законодатели?

Конечно, главное - это название законопроекта. Теперь он называется «О частной военно-охранной деятельности». Это не то, что прежнее название - «О частных военных компаниях». В остальном же обсуждение законопроекта о ЧВОО в Госдуме напоминает диспут слепых, глухих и немых. Это мнение некомпетентных и непричастных, занявших позицию лебедя, рака и щуки. Вот наглядный пример.

Все организации, подпадающие под Федеральный закон «О частной военно-охранной деятельности», должны будут проходить обязательное лицензирование. При этом Если организация будет работать в России, лицензию ей будет выдавать Минобороны, для работы со сведениями, составляющими государственную тайну, - ФСБ. А если деятельность компании будет осуществляться за рубежом, тогда лицензировать ее будут специалисты Минпромторга.

В законопроекте прописано, что оказание военно-охранных услуг частной военно-охранной организацией может быть осуществлено только в интересах государства, поэтому заказчиками их услуг могут выступать только органы исполнительной власти или зарубежные легитимные международные и государственные организации на основании договоров с РФ. А на территории России оказание военно-охранных услуг ЧВОО допускается на основании договора с МВД, МЧС, Минобороны или другим федеральным органом. Сами компании будут обязаны ежегодно публиковать свою сводную бухгалтерскую отчетность и раз в год проходить аудит. Работники ЧВОО будут обязаны носить удостоверение, иметь медицинскую страховку. И так далее.

Кредо отечественно чиновника просто как правда: создать законодательные условия, позволяющее собирать дань с участников рынке (в данном случае с частных военных компаний), но при этом ни за что не отвечать.
И когда так не получается, и у чиновника, как у человека в футляре, есть опасения - как бы чего не вышло, то законодательный раздел о том, что имеет право делать участник рынка (ЧВК) сокращается многократно.

Боюсь, что именно такой половинчатый закон «О ЧВК» мы и получим в этот раз. Мы уже имели такую практику, если обратиться к отечественному законодательству. ЧОПы массу чего должны, но мало на что имеют право.
Что делать?

Чтобы не получить в очередной раз половинчатый документ, состряпанный людьми, которые не разбираются в тонкостях военного дела, и готовят закон по наитию, нужно отказаться от законодательной практики «изобретения велосипеда».

Надо взять за основу закон о ЧВК, например, США, Великобритании или Китая. Законы уже проверенные практикой.
Нужно понимать, что на международном рынке свою деятельность осуществляют десятки ЧВК более чем в 110 странах мира, а их совокупный объем рынка превышает $350 млрд. И именно с этими ЧВК придется конкурировать отечественным частным военно-охранным организациям.
Развитие ЧВОО в России имеет не только большое экономическое, но и огромное политическое значение. Они смогут противостоять иностранным ЧВОО, которые принимают участие в современных военных конфликтах.

Сегодня из-за отсутствия в России возможности создания и функционирования самого института ЧВОО тысячи высококлассных военных специалистов после увольнения со службы уезжают за рубеж работать в частные военные компании, в которых они защищают интересы иностранных компаний, а значит и иностранных государств.

Принятие закона позволит российским специалистам вернутся на Родину, где они будут защищать ее геополитические и экономические интересы: охранять крупные российские компании, которые ведут нефте- и газодобычу в Арктике и других удаленных регионах мира.

Словом, без работы ЧВОО не останутся. Людей, готовых работать на этом поприще в России десятки тысяч. И на мировом рынке ЧВК российские компании явно не затеряются.

законодательство, Россия, охрана, ЧВК

Previous post Next post
Up