Оживленная дискуссия, развернувшаяся по поводу моего поста «Беслан. Как вчера» на сайте «Эхо Москвы», заставила меня еще раз вернуться к этой теме. Хочу выразить искреннюю благодарность всем, кто сказал добрые, искренние слова в отношении сотрудников «Альфы» и «Вымпела». Спасибо, друзья!
Теперь по существу вопроса. Меня много раз спрашивали, а что же, по вашему мнению, там произошло на самом деле? Выскажу свое личное мнение.
Террористы «полковника Ортсхоева» не собирались договариваться и действовали предельно жестоко. Они это показали сразу же, расстреляв большую группу заложников-мужчин и своим бесчеловечным отношением к захваченным детям.
Цель акции - заварить такую кровавую кашу, чтобы на Северном Кавказе полыхнула новая полномасштабная война. Конкретно Беслан должен был разморозить застарелый конфликт между осетинами и ингушами.
Посмотрите этнический состав банды - большую ее часть составляют жители именно Ингушетии, что очень скоро получило в Северной Осетии широкий резонанс. И мы можем только благодарить Бога, что стратегический замысел выродков, готовивших эту акцию, не увенчался успехом.
Война не состоялась!
Состав банды был неоднороден. Как мне представляется, только часть банды, ее ядро, включая двух иностранных наемников, знали о характере предстоявшей вылазки. Остальные были «террористическим мясом», как тот же Кулаев. Им предстояло выполнить свою задачу и умереть «во имя джихада».
Нервное поведение двух «смертниц» - подтверждением сказанному. Насколько мы можем судить, они выражали явное недовольство тем, что объектом захвата стали дети, столько детей. Некоторые свидетели из числа заложников приводят их слова: «Я не буду! Вы сказали, что это отдел милиции!», «Я против детей не пойду!». Потому «шахидки» (или одна из них) были подорваны главарем или кем-то из его подручных.
А чего же хотел сам «полковник»?..
Только одного: массового жертвоприношения - с той прикидкой, чтобы в кровавой суматохе он и его приближенные люди смогли бы уйти, затесавшись в толпе бегущих и обезумевших людей. Собственно, Кулаева и второго бандита, растерзанного толпой, взяли именно при таких обстоятельствах, на выходе из школы. Кстати, вполне допускаю, что кто-то из террористов в общей суматохе и панике все-таки смог уйти…
Моя версия: третий день захвата был наиболее оптимален для выполнения поставленной цели, и два взрыва не замедлили быть. Ну, а дальше российским властям и силовым структурам пришлось доказывать, что они не кровавые вурдалаки и упыри. В этом, именно в этом заключался дьявольский расчет. И он полностью оправдался, подтверждение чему - часть нынешних откликов на предыдущий мой пост.
Что касается прозвучавших обвинений в отношении спецназа, «свидетельств» относительно природы двух взрывов в спортивном зале и якобы дневной стрельбы танка по школе (сюда же я добавлю абсурдные и откровенно притянутые за уши выводы депутата Савельева). На этот счет существует сайт «Факты и мифы Беслана» (
http://www.reyndar.org/), который дает детальные ответы на эти и многие другие вопросы.
И еще. На момент использования танка и «шмелей» в здании уже не было живых заложников. Информация об этом была получена в результате применения специальных сканирующих устройств во время «минут тишины». Конечно, тишина была относительная - продолжали стрелять и террористы, и ополченцы, однако и этого хватило, чтобы понять: в школе остались только чужие.
Сотрудники «Альфы», хочу это особо подчеркнуть, никогда и ни при каких обстоятельствах не были тупыми исполнителями, жизнь заложника и гражданина всегда находилась и находится на первом месте.
Так было и в Беслане…
Вообще, мерилом того, насколько профессионально действовали сотрудники спецназа, является отношение к ним бывших заложников, их родных и близких. Мы, ветераны и действующие сотрудники, поддерживаем контакт с ними, приезжаем туда, где проводили спецоперации. Мы можем себе это позволить, потому что нам не стыдно смотреть в глаза людям.
Ну, а каждый год 3 сентября мы, собираясь на кладбище, вспоминаем всех - и наших погибших товарищей, и заложников. Иначе просто быть не может.