Трагедия в Маниле. Операция закончилась провалом - погибли люди…

Aug 24, 2010 15:37


Из столицы Филиппин - города Манилы пришло трагическое известие: в ходе штурма автобуса, захваченного 55-летним бывшим полицейским Роландо Мендосой, погибли восемь туристов из Гонконга. Еще семеро получили ранения и были госпитализированы, двое оказались в тяжелом состоянии.

Очевидно, что драматические события в Маниле - это пример того, как не нужно освобождать заложников. А ведь операции такого рода являются классикой, азами антитеррора. Это не охота за Шамилем Басаевым, Хаттабом или «Магасом».


Напомню суть дела.

В 1986 году капитан Мендоса был признан одним из десяти лучших полицейских страны. Однако впоследствии его уволили со службы, обвинив в хищении, вымогательстве, фальсификации вещественных доказательств и связях с наркобизнесом. И вот Мендоса, одетый в полицейскую форму, захватил невинных людей и потребовал восстановить его на службе и закрыть заведенное на него дело.

…В какой-то момент, когда уже стемнело, раздались выстрелы, и террорист заявил, что он убил двоих заложников. Полиция решилась на штурм. Но полицейские столкнулись с ожесточенным сопротивлением и отступили. Прошел еще час. Началась следующая атака, в результате которой Роландо Мендоса был убит возле передней двери автобуса.

Действия филиппинского спецназа вызвали волну уничтожающей критики со стороны самих захваченных туристов, общественности, экспертов и мировой прессы. Они охарактеризованы как плохо подготовленные и рискованные. Также полицейским явно не хватало соответствующего снаряжения и тактической грамотности. Причина - отсутствие реального опыта.

Вообще, с подобного рода акциями мы сталкивались неоднократно - они были как в советский период, так и после развала Советского Союза. Вооруженные преступники действовали в одиночку и группами. В первой половине 1990-х годов на Северном Кавказе один захват автобусов с пассажирами следовал за другим. И во всех без исключения случаях, когда были задействованы сотрудники Группы «А», успех был обеспечен: террористы нейтрализованы, заложники освобождены.

Особенно близок к тому, что мы видели в Маниле, был случай, произошедший 14 октября 1995 года на Васильевском спуске возле Кремля. В тот день генеральный директор фирмы «Великоросс» по фамилии Сургай, вооруженный пистолетом Макарова, проник в автобус «Мерседес» с 25 южно-корейскими туристами и объявил их, а также экскурсовода и водителя заложниками. Это был не просто теракт, но громкий международный скандал.

По команде штаба сотрудник «Альфы» при передаче денег забросил в автобус светошумовую гранату. После этого группа захвата через разбитое окно и разблокированную дверь проникла в салон. Одновременно к левому борту подошла автомашина «ЗИЛ»-130 и вторая группа ворвалась в автобус. Террорист открыл огонь из пистолета и был убит. Никто из заложников не пострадал. Весь штурм продлился всего (10-20) секунд, а не 1,5 часа, как в Маниле. Настоящая классика антитеррора!

Или еще один классический пример - «снайперский штурм», блестяще проведенный «Альфой» в Минеральных Водах летом 2001 года. А ведь там террорист, захвативший пассажирский «Икарус», был готов в любой момент взорвать себя и заложников.

У преступника был в руках автомат калибра 7.62. В 200-граммовом граненом стакане он держал гранату Ф-1 с выдернутой чекой, вставленную запалом вниз. Упадет - последует взрыв. На груди террорист закрепил две шашки (как потом оказалось, полтора килограмма литого тротила).

Операция просчитывалась по секундам. Взрываются светошумовые гранаты. Три одновременных выстрела и бандит ликвидирован. Рывок бойцов спецназа к «Икарусу», эвакуация людей и последующая «зачистка» автобуса. В итоге никто из заложников даже не успел сообразить, что произошло. (Вообще все, кто хочет ознакомиться с проведенными спецоперациями Группы «А», могут заглянуть на наш сайт www.alphagroup.ru)

На мой взгляд, филиппинские спецслужбы не использовали должным образом переговорного процесса для разрешения этой ситуации без стрельбы и крови. Ведь Мендоса не был профессиональным террористом, его требования не ставили власти в безвыходную ситуацию - это не Будëнновск, «Норд-Ост», или Беслан. С ним можно и нужно было разговаривать.

В послужном списке Группы «А» много случаев, когда именно переговоры дали положительный эффект. На память приходит захват в Лазаревском 2000 года. Причем еще до приезда туда наших сотрудников с преступником, тоже доведенным до отчаяния мужиком, пытались договориться, как умели, сотрудники МВД. Закончилось это тем, что террорист бросил во двор гранату и несколько раз выстрелил из пистолета.

Благодаря переговорам, которые сутки (!) вел сотрудник «Альфы», ситуацию удалось разрешить. А ведь можно было ломиться напролом и получить отрицательный результат. Такие случаи тоже были. Например, захват 28 июля 1994 года в районе Пятигорска пассажирского автобуса четверкой вооруженных чеченцев. В руках бандитов оказалось сорок пассажиров, включая восьмерых детей.

По ходу переговоров террористы постепенно отпускали захваченных ими пассажиров, и к раннему утру 29 июля в автобусе, помимо преступников, осталось десять человек, в основном женщины. Бандитам был предоставлен вертолет, на борт которого они поднялись с оставшимися заложниками.

Штурмовать вертолет должны были сотрудники Группы «А», однако руководители операции, высшие чины МВД - в погоне за чинами и наградами - решили, что они «сами с усами». В тот момент, когда «вертушка» готовилась к взлету, местный отряд милиции специального назначения по приказу штаба начал операцию по освобождению заложников.

В результате неудачного и бездарного штурма произошел взрыв, загорелись топливные баки (в них вместо керосина вполне можно было залить воду!) и началась беспорядочная стрельба. Погибли люди… Мы же, профессионалы, были отстранены от своей прямой работы и наблюдали со стороны за развитием трагедии.

Тоже самое, кстати, произошло с семьей Овечкиных (дело «Семи Семионов»), захвативших в 1988 году пассажирский самолет Ту-154: не дожидаясь прилета Группы «А», руководство МВД решило своими силами осуществить штурм. Итог известен: в результате действий группы захвата, если не ошибаюсь, трое пассажиров были убиты, еще 36 получили ранения. Ради чего?..

Возвращаясь к трагедии в Маниле, еще раз хочу подчеркнуть: чтобы успешно проводить подобного рода спецоперации, нужно иметь реальный, а не теоретический опыт, полученный в зале или на тренировочной базе. Без этого никак! Та же «Альфа», сохраняя преемственность из поколения в поколение, буквально не вылезает из горячих точек - Афганистан, Северный Кавказ… Или израильский спецназ, имеющий богатейший опыт и уникальные наработки в сфере антитеррора.

Инструктаж, интенсивная подготовка, «крутая» экипировка» - все это ничто по сравнению с реальным боевым опытом. Мы хорошо помним итоги войны с Грузией, когда натасканные иностранными инструкторами, хорошо вооруженные и экипированные по натовским стандартам «орлы Саакашвили» были разгромлены российскими военными, которые, в целом, отнюдь не превосходили их в силе и технике.
Свой нынешний статус одного из лучших в мире подразделений антитеррора «Альфа», находящаяся на боевом дежурстве с 1974 года, зарабатывала потом и кровью, сотнями проведенных спецопераций и несколькими войнами. Только так оттачивается профессионализм, так сводятся к минимуму жертвы среди заложников.

заложники, мысли, терроризм, группа "А"

Previous post Next post
Up