С. Михеев: нужны миллионы рабочих мест.

Nov 04, 2024 18:49


Центр экономики непрерывного образования РАНХиГС исследовал рынок труда выпускников колледжей и техникумов. Опрос проводился в Свердловской, Волгоградской и Ивановской областях. 80% студентов среднего профессионального образования считают, что успешно устроятся по специальности. 31,6% студентов считают, что найдут работу по окончании обучения. 49,2% опрошенных уверены, что их перспективы на рынке труда хорошие. По мнению студентов, наиболее востребованные дипломы (48,1%) - у обучающихся инженерным, медицинским и естественным наукам, а наименее (18,9%) - у выпускников сферы услуг и торговли.



С просторов Интернета

Понятно, стране нужны рабочие руки на заводах. Ребята, которые получают образование, уверены, что и работу найдут, и их перспективы очень хорошие.

Сергей Михеев: Они уверены, а я не уверен. Почему? Мы с точки зрения пиара уже переориентировались. Теперь осталось создать миллионы рабочих мест, на которых они найдут себе работу. Это более сложная задача. Направление правильное. Я всегда говорил, что нужно собственное производство, собственная наука, собственные конструкторы, собственная инженерная мысль и минимальная зависимость от внешних источников (западных, восточных и каких угодно). Это первое.



Второе: то, что молодые люди стали это слышать, уже хорошо. Потихоньку меняются ценностные приоритеты, профессиональные предпочтения, и люди понимают, что стать всем визажистами, звездами шоу-бизнеса, экономистами и юристами невозможно, бессмысленно, бесперспективно. Третье: осталось создать под волну изменения общественного мнения рабочие места. Хоть и говорят о нехватке рабочих на предприятиях(в первую очередь, ВПК), но на такое количество выпускников, молодых людей, которые хотели бы заняться техническими специальностями, естественными науками рабочих мест пока нет. Их надо создавать. Опять всё упирается в модель управления экономикой. Кто их будет создавать? Если государство не хочет участвовать в экономике, считает это невозможным по закону или еще как-то, то только частные компании.

Но частные компании будут создавать только то, что считают выгодным для себя: где-то они создадут, а где-то не будут создавать. Это серьезная проблема. Правильные слова говорить научились - правильные дела делать тоже надо научиться. Простейшая вещь: огромные мегаполисы - в частности, московский - в котором раньше были сотни промышленных предприятий. Предположим, молодые люди получили диплом инженера. Куда им идти? В Москве таких предприятий практически не осталось. Человек, получивший диплом инженера, здесь родился, вырос, у него здесь жилплощадь. Куда ему ехать? Ему говорят: «На Урале есть заводы ВПК, там нужны специалисты». Молодому специалисту надо ехать в неизвестность, где непонятно, как он устроится, где будет жить, кто поможет ему с жильем, сможет ли он там адаптироваться и прочее. Специалисты как бы нужны, но никто никуда их не зовет. В этом проблема.

Нужны предприятия, рабочие места, Конструкторские бюро, научно-исследовательские центры, институты, где эти люди точно найдут работу. Вы привели данные соцопроса: 80% считают, что они устроятся. Надо подсчитать конкретно количество выпускников. Сейчас есть такое количество рабочих мест в промышленности? Я боюсь, что нет. Поэтому здесь стоит следующая задача: экстремальная ситуация, проблемы, в которые мы попали, позволили честно говорить, что без собственного производства, собственной инженерной мысли мы никуда не денемся. Нужны мощности, где молодые люди смогут приложить свои усилия. Сейчас доминирует рыночная парадигма: получил диплом - молодец; а как и где ты будешь устраиваться - это проблема. Поэтому как мы получили огромное количество экономистов и юристов, которые в итоге работают в сфере торговли, услуг и посредничества, так же можем получить огромное количество инженеров. Важно, чтобы эти ребята не разочаровались.

Получим людей с естественно-научными и техническими дипломами, которые придут и скажут: «Где я могу себя приложить? Где станкостроение, машиностроение?» К сожалению, многие, помыкавшись, опять пойдут в сферу услуг, посредниками. К вопросу о стратегии: важно, чтобы эти волны шли одновременно. Когда в советское время агитировали ехать на Дальний Восток и Урал, там был готовый фронт работ, нужны были руки, их было мало. Обозначьте фронт работ: куда человек может поехать, пойти и пр. Надо учитывать, что последние 30 лет огромное количество людей в результате экономической ситуации скопилось в мегаполисах. Взять чемодан и уехать неизвестно куда, что-то себе искать - это очень тяжело. Поэтому рабочие места должны быть рядом, где люди могут применить свой диплом. В противном случае мы получим за волной оптимизма довольно быстро волну пессимизма.

Вы сейчас эти романтические, широко раскрытые глаза сагитировали, они по выставкам ходят, смотрят - всё хорошо. Если они поступят в ВУЗы и через 5 лет не найдут работу, то 2-4 года помыкаются, а дальше вы получите от них обратную волну пессимизма. Я считаю, что важнейшая задача, которая стоит перед нашим правительством, - выработать ту политику, которая позволит строить заводы, предприятия, Конструкторские бюро, НИИ, где эти ребята смогут себя найти. Чтобы было, как раньше, когда идешь и видишь на каждой проходной: «Требуются, требуются, требуются». Я небольшой сторонник «вечной коптильни» в виде заводов, потому что советская индустриализация имела и обратный эффект, но был эффект и положительный, когда не было проблем с трудоустройством.

Раньше, когда я ехал от дома до работы, на пути было 4-5 крупных предприятий, где работали тысячи людей. Сейчас на этих местах торговые центры и кофейни. Если вы пойдете в сферу услуг, на стройку, там значительная часть рабочих мест занята трудовыми мигрантами. На мой взгляд, без роли государства в создании больших серьезных предприятий, научных центров здесь не обойтись. Ждать, пока сами компании что-то построят-они никому ничего строить не обязаны. Например, есть крупное акционерное общество, где доминирует государственный капитал. Но основная масса - это компании, где люди начали что-то делать, чтобы зарабатывать деньги. Зачем они будут рисковать, вкладывать куда-то? Говорят: «У нас малый бизнес», но он будет малыми делами заниматься, а построить большой завод - это неподъемная вещь для него. Так что государству придется думать - одними китайскими поставками не ограничимся.

Перефразирую Вас - снести Москву-Сити с офисами и построить гигантский металлургический завод, чтобы обеспечить тысячи рабочих мест. Но в Москве много технопарков, где есть кому применить свои возможности со средним, с высшим образованием. На заводе «Москвич» налаживается линия по практической полной сборке. Сейчас идет частичная сборка - будет крупноузловая полная сборка. Много фармацевтических предприятий, где требуются не только люди с высшим специализированным образованием, но и технари.

Сергей Михеев: Направления правильные, но пока мало - надо активнее этим заниматься. Что касается Москва-Сити - это бесполезное место, памятник амбициям Лужкова, при всем моем уважении к покойному Юрию Михайловичу.

В любом крупном мегаполисе есть такой центр. Есть законодательный центр в Москве, а это - деловой центр. Интересные заявления сделали белорусские власти. Министр образования Белоруссии Андрей Иванец заявил агентству Белта, что «Белоруссия рассчитывает привлечь более тысячи абитуриентов из России в свои ВУЗы на бюджетные места с последующим распределением на предприятия в Белоруссии». У них тоже серьезный кадровый голод, и они переманивают тем, что «вам не надо будет ничего платить - мы обеспечим питание, общежитие, бесплатное обучение». В Беларуси еще больше сохранилась советская школа высшего образования, чем у нас, где игры с бакалавриатами, магистратурами и прочими вещами. Получится у белорусов переманить наши «золотые» кадры?

Сергей Михеев: Там главное преимущество состоит в том, что рабочие места есть. В Белоруссии тоже некоторые предприятия исчезли - не надо думать, что там всё сохранилось. Если в процентном отношении, то там сохранилось немало предприятий. У Лукашенко мысль понятная, потому что квалификация кадров в России по ряду направлений лучше, чем там.

Что касается образования: что-то там сохранилось, но основные школы были в Москве и Ленинграде, если брать советское время. Лукашенко понимает, что в нынешней ситуации сохраненный промышленный потенциал Белоруссии в рамках Союзного государства может быть очень важен. Для него нужны высококлассные специалисты. Смогут или не смогут? Я думаю, если Лукашенко поставит такую цель, то смогут.

С Белоруссией у нас пакет проектов двусторонней кооперации, здоровая конкуренция. Ребята, которые отучатся и поработают там, могут сюда вернутся с новыми идеями и знаниями. Смотрел недавно репортаж: Лукашенко осматривал совместное с китайцами предприятие по выпуску легковых автомобилей, кроссоверов, и директор завода (либо замдиректора) говорит, что «мы сейчас своё начинаем локализовывать, производить на своих предприятиях. Диски колесные мы сейчас поставляем из Красноярска (там большой завод), а выйдем на большие объемы - 50-60 тыс. машин в год будем сами производить». То есть диски не в России закупать, а сами производить. Нам тоже нужны опыт и рабочие опытные руки.

Сергей Михеев: Если Лукашенко поставит такую цель, то сможет это сделать. Что для этого нужно? Молодому человеку нужно дать понять, что у него есть перспектива роста, интересная работа по специальности, возможность получить жилье (на время работы). А если он решит осесть, пустить корни, завести семью, то предприятие поможет приобрести постоянное жилье. Всё очень просто. В советское время все эти вещи понимали и не говорили: «Закончил диплом - бери кредиты, вешай себе на шею и дальше сам устраивайся, как хочешь». Так не получится!

Даже если вспомнить реформы дореволюционных времён, реформы Столыпина - давали землю, и для крестьян это было важно. Земли не хватало в Центральной России - им давали возможность переехать, давали подъёмные, возможность начинать дело. По-другому не получится. Просто ждать, пока оно заиграет по рыночным правилам, - не выйдет. Почему Штаты и Европа давно сталкиваются со сворачиванием производства? Потому что есть места, где это делать выгоднее, себестоимость ниже, условия проще. Если мы не будем это стимулировать, то будет сложно. Может ли Лукашенко это сделать? Теоретически, да. Но в первую очередь это надо делать нам. Хотя я верю, что кооперация между нашими государствами в рамках Союзного государства будет только углубляться. И это хорошо - надо взаимно использовать возможности, которые у нас существуют.

По поводу импортозамещения: в Белоруссии тоже есть проблема. Известны ролики, когда Лукашенко приходит на завод, ему что-то показывают, а он говорит: «Это откуда?», и оказывается, что от мотоцикла минского завода только одна педаль делается там, а всё остальное собирается. Нам от этого тоже надо уходить.

На сегодняшнем этапе Китай нам нужен, у нас есть партнерские отношения, но менять одну зависимость на другую неправильно. Плюс от этой зависимости состоит в том, что Китай не пытается: а. диктовать нам, как мы должны устроить жизнь внутри России; б. у нас сейчас на внешнем контуре в значительной степени совпадающие интересы. Но с экономической точки зрения любая зависимость не есть хорошо. Чтобы выходить из зависимости, надо воссоздавать или создавать многие производства, которые были потеряны. Металлургические заводы мы вспомнили. Одна из проблем сейчас какая? Нет своего литейного производства. Прокат есть, арматура есть, а сложного литья не хватает. Для того, чтобы полностью локализовать машину, нужно литейное производство. Я был на ГАЗе в Нижнем Новгороде, и там одна из проблем - нет своего литейного производства. Раньше все детали можно было сделать у себя, а теперь оборудования нет, людей нет. «А зачем? Покупаем всё в Китае».

Недавно пришла новость, что один из банков Китая приостановил операции с нашими экспортерами. Все цепочки встали или на какое-то время задержались. По какой причине это произошло?

Это связано с их Новым годом.

Сергей Михеев: У вас Новый год, а нам не жить что ли? То на Запад бежали, теперь срочно на Восток! На новом технологическом уровне, с новыми экологическими нормами, но придется в это вкладываться. Частных бизнесменов, которые готовы в это вкладывать большие деньги и закладываться на всю жизнь вперед, не очень много. Поэтому без государства не обойтись. Почему сохранились в Белоруссии предприятия? Это была воля Лукашенко. При Шушкевиче начались такие же реформы, как в России, и в Белоруссии практически ничего бы не осталось. Тут политическая воля очень важна. Я надеюсь, что она будет проявлена и мы переступим через идеологические нюансы, потому что многие вещи у нас упираются в идеологию. Либеральная рыночная идеология серьезно въелась в мозги и мешает творчески мыслить.

Плюс целеполагание. Целеполагание людей из 1990-х годов такое: «цель - деньги, потому что они дают возможность красиво жить, красивую жизнь демонстрировать, а это и есть успех». На мой взгляд, это абсолютно пошлое целеполагание.

Отсюда: https://dzen.ru/a/Zc2onyfcYBZnonmp

- - - конец цитирования - - -

Если оставить за скобками пафос про целеполагание, то рецепт оживления экономики один: вовлекать нашу российскую молодежь. Только не лозунгАми. Молодежи мы должны дать что-то здесь и сейчас плюс перспективу.

Здесь и сейчас.

Основная потребность  - работа по специальности (чтоб интересно было) и бесплатное жилье в собственность за работу на заводах Сибири.

Как это сделать. Надо переплюнуть тик-токеров и курьеров по заработкам в реальной работе на заводах. Но не транжирить деньги, а давать хороший заработок на месте работы плюс реальный качественный соцпакет : кормежка, мед.помощь, доставка на работу и обратно. Плюс к этому - сертификат на жилье в собственность. Скажем, «лишние» 150 тыр в месяц на накопительный сертификат. И государству хорошо, и молодому спецу. Отработал 3 года - получай в собственность однушку в Твери, Новгороде, Новосибе, либо коммуналку в Москве и Питере. Но на себя ежемесячно тратил по сто тыр в мес. Откуда деньги? - из госбанка, вестимо. Граждане сейчас ломанулись открывать депозиты. Государство, крути деньги в экономике, но связывай их в реальное жилье, дабы избежать инфляции.

Отработал более 5 лет - получай коттедж в Твери, однушку в Москве или Питере. Создавай семью, расти детишек и задумайся о перспективе.

Перспектива.

Поработал на заводе, накопил опыт, и иди на заочку, учись бесплатно на инженера, технолога, сбытовика, конструктора - что тебе по душЕ. И еще 5 лет ты привязан к заводу. За это время накопил по жил.сертификатам на трешку в Твери, Суздале, Новгороде, Новосибе. А пока ты  живешь в ведомственной квартире завода. Если у тебя уже семья - завод бесплатно предоставит жене соцпакет, а детям - детсад, школу, секции, летний отдых в спорт.лагере. Откуда жил.фонд? - из раздутого строй.пузыря, который надо сдувать. Ты работаешь на заводе - государство тебя обеспечивает. Решил после 30 остаться на заводе? - отлично! Государство будет тебя продвигать на руководителя, готовься. Боишься ответственности? - ладно, ступай в науку. Лицензируй свои изобретения, работай и учись в аспирантуре. Завод платит. И обеспечивает тебя дачей, машиной, отдыхом на лучших курортах мира, ты обрастаешь техникой и мебелью, твоей жене предлагается помощь по дому, работа хоть на удаленке, льготы и прочие ништяки «среднего класса». Плюс меняешь трешку в собственности на аналогичную в премиум-классе.

Решил и после 40 остаться на заводе? - превосходно. Тебя ждет умственный труд, отпуск по 2 недели через каждые 3 месяца, дом отдыха на выходные, спортзал и бассейн по вечерам, твоих детей завод обучит в колледже бесплатно и устроит на работу. Получай улучшенную мед.страховку до конца своей жизни и пенсию в 50. Не хочешь на пенсию?- хорошо, работай, и через 10 лет она удвоится. Иди в наставники, учи молодежь, изобретай и совершенствуй производство. Ведь ты этого достоин! Все лучше, чем курьером всю жизнь.

Откуда средства на такую жизнь? Целевые кредиты твоему заводу. Которые на цифре. Их невозможно разворовать - бюджет завода прозрачен.

В старости, ты, уважаемый спец, наставник молодежи, утрешь нос любому тик-токеру.

И при таком подходе можно говорить о целеполагании, про которое упомянул Михеев: труд на благо Родины - самый успешный успех. И да, рабочий день - 6 часов.

Энономика будущего

Previous post Next post
Up