Размещаю упомянутые в
предыдущем посте предложения в Московский закон об опеке, переданные в МосгорДуму в комитет по соц.политике в начале декабря 2009
С самим текстом законопроекта можно ознакомиться на сайте ДСМП г. Москвы вот на
этой странице Текст предложений.
Председателю Московской
городской Думы
В.М.Платонову
Уважаемый Владимир Михайлович
В Московской городской Думе рассматривается проект Закона города Москвы «Об организации опеки и попечительства в городе Москве».
При рассмотрении данного законопроекта просим вас учесть мнение патронатных воспитателей и специалистов, работающих в учреждениях по патронатному воспитанию в городе Москве с 1996 года по настоящее время.
А именно:
1. В пункте 2 статьи 14 определить два вида патронатного воспитания (а не один «краткосрочный вариант», как предусмотрено законопроектом):
- краткосрочное патронатное воспитание (договор заключается на срок до одного года);
- долгосрочное патронатное воспитание (договор заключается на срок более одного года, в том числе до совершеннолетия ребенка).
Обоснование:
1) в практике работы 90% договоров о патронатном воспитании заключены как долгосрочные договора, т.к. в интересах ребенка важно обеспечить постоянство его проживания в семье и качество детско - родительских отношений. Необходимость пересмотра договора (в т.ч. его пролонгации) является ситуацией повышенного стресса для опекунов и для ребенка.
2) По опыту работы, в срок от 1 года до полутора после устройства ребенка в семью происходит один из сильнейших адаптационных кризисов, и в этот период как никогда важна стабильность внешних условий, в т.ч. постоянство нормативно- правовых оснований пребывания ребенка в семье.
3) По нашему опыту, решение об усыновлении ребенка нельзя простимулировать созданием некомфортных нервозных условий воспитания ребенка, какими являются ограничение сроков действия договора одним годом и необходимость ежегодного его продления (т.е. подтверждения сохранения ребенка в семье на тех же условиях). Федеральным законом не предусмотрено ограничение сроков назначения опеки ни для одной из форм опеки (патронатное воспитание согласно федеральному законодательству также является формой опеки (попечительства).
2. Исключить п.2. статьи 13, а именно, требование подтверждения невозможности передачи ребенка на другие формы опеки и попечительства при решении вопроса о передаче ребенка на патронатное воспитание.
Обоснование:
1) Патронатное воспитание предусматривает гарантированные установленные и обязательные услуги по сопровождению ребенка и семьи в отличие от необязательности таких услуг для других форм опеки. Т.е. в случае патронатного воспитания ребенок и семья гарантированно получают помощь специалистов, а также и сами обязаны взаимодействовать с организацией по сопровождению. Очевидно, что такая ситуация является более защитной для ребенка с точки зрения обеспечения его безопасности в новой семье.
2) С другой стороны в договоре закрепляются четкие обязанности организации по отношению к ребенку и семье: семье уже не нужно искать специалистов или организацию, которые могут ей помочь, виды помощи, порядок ее предоставления, мера ответственности организации за результат будут установлены заранее. Это делает отношения службы и семьи более простроенными и определенными.
3. Пункт 7 статьи 14 исключить, т.к. патронатное воспитание является согласно федеральному закону формой опеки (попечительства) и для опекунов форма отчетности предусматривается Постановлением Правительства Российской Федерации, а не законом субъекта РФ.
4. В пункте 8 статьи 14, во избежание дублирования функций организаций, с которыми заключается договор о патронатном воспитании, и организаций, указанных в части 2 статьи 5 законопроекта, указать, что в случае заключения договора о патронатном воспитании, полномочия по сопровождению патронатных семей, принявших на воспитание ребенка (детей), выполняют организации, заключившие данный договор.
5. В статье 18 законопроекта предусмотреть единообразный набор льгот, которые будут предусмотрены опекунам (попечителям), заключившим договор о приемной семье или о патронатном воспитании. В частности, все пункты 1)- 3) из части 2 данной статьи перенести в часть первую данной статьи.
6. Также просим пересмотреть концепцию постинтернатного патроната (Статья 17).
По нашей практике, дети, оставшиеся без попечения родителей, воспитывающиеся в приемных и патронатных семьях, зачастую не могут быть отчислены в день достижения ими совершеннолетия. Как правило, в силу соц.-пед. запущенности, полученных психологических травм в детском возрасте, такие дети отстают в своем развитии от своего биологического возраста. Многие из них в 18 лет еще продолжают получать общее среднее образование, другие могут быть не подготовлены к выходу на самостоятельное проживание - и не потому, что семья «не доработала», а в силу особенностей развития. Поэтому таким подросткам необходимо дополнительное время для завершения обучения или для адаптации к самостоятельной жизни. Также не всегда быстро решается вопрос с выделением жилья.
Как правило, такие молодые люди остаются жить в семьях опекунов, у приемных или патронатных родителей. В этот период такие люди переживают так называемый «кризис выпуска», а некоторые, в силу задержек в развитии, - и подростковый кризис. Именно в это время им необходимо повышенная забота и внимание со стороны опекунов.
Необходимо закрепить возможность проживания выпускников приемных и патронатных семей в этих семьях на договорной основе и предусмотреть оплату труда таким воспитателям на срок, не превышающий срока достижения молодежью возраста 23 лет. Пролонгация договора о приемной (патронатной) семье с даты достижения ребенком возраста 18 лет до даты отчисления (выпуска) должна производиться на основании акта уполномоченного органа исполнительной власти в сфере опеки и попечительства с учетом заключения организации, осуществляющей сопровождение таких семей, принявших на воспитание ребенка (детей).
Т.е. в статье 17 необходимо оговорить вид постинтернатного патроната, с предоставлением проживания в семье патронатного воспитателя на основе трехстороннего договора и с выплатой вознаграждения за труд таких воспитателей.
7. Просим рассмотреть возможность дополнения Статьи 23 пунктом четвертым, в котором необходимо закрепить сохранность отношений, возникших до 01.09.2008г., т.е. всех ранее заключенных договоров о приемной семье и патронатном воспитании. При этом, в развитие данного положения, закрепленного в федеральном законе № 48-ФЗ, в этом пункте необходимо указать конкретные позиции, которые требуют сохранения, а именно:
1) трудовой характер отношений при патронатном воспитании;
2) установленную в договорах о патронатном воспитании величину оплаты труда и порядок ее индексации (пересмотра), действовавший на момент заключения договора;
3) порядок отчетности патронатного воспитателя и приемного родителя по использованию средств на питание и текущее содержание подопечных в соответствии с установленными на дату заключения договоров;
4) перечень услуг, их объем и сроки их предоставления патронатным воспитателям со стороны организации, с которой заключен договор о патронатном воспитании, в соответствии с тем как это было установлено до вступления настоящего закона в законную силу.
Инициативная группа патронатных семей, работающих с ГОУ Детским домом № 19, просит Вас провести встречу с нашими представителями.
С уважением,
По поручению трудового коллектива, (подписи прилагаются)
UPD 17.02.10
Для сравнения -
закон г. Москвы об организации работы по опеке, попечительству и патронату в г. Москве № 16, на основании которого велась работа ДД 19 все эти годы вплоть до 1 сентября 2008