Начитался я восторженных отзывов от гламурных кинокритиков в духе: «Вот Она, Правда о жизни в глубинки», «Русская жизнь, как она есть, без прикрас». Даже несколько раз встретил слово «соцреализм» в рецензиях.
Лично мне фильм не очень понравился, а о реализме и речи нет. Если реальная жизнь более уныла, чем большинство фильмов, это не значит, что любой унылый фильм реалистичен.
Главного героя фильма - учителя Служкина играет Хабенский и, надо сказать, отлично играет. Остальные герои фильма - персонажи второго или третьего плана, кроме, пожалуй, влюблённой в географа отличницы.
Географ не просто неудачник, а неудачник в кубе. Я где-то читал: «На его месте может оказаться каждый». Сомневаюсь. Тут нужен особый склад ума, что ли. Служкин - никчемный муж и жена ему под стать, не любит его и круглый год страдает ПМС. В том что, географ - неудачник, немалая её заслуга. Жена уходит к лучшему другу и муж отпускает её. Потенциальная любовница тоже уходит к лучшему другу. Как ни странно, «географ» оказался в центре любовного многоугольника и все женщины хотят его соблазнить. Но по причине алкоголизма, проблем с либидо и головой ничего у него не выходит. Ему, если четно, не сильно надо. При этом Служкин - сносный отец, хоть и забыл забрать дочь из детского сада, когда погнался за красивой юбкой.
Служкин - никчемный учитель. Не знает свой предмет. Дети его не слушают и не уважают. К тому же, Служкин говорит, что с предыдущей работы он именно вылетел, а не был сокращен или тому подобное. Географ - законченный алкоголик. В походе с детьми он каждый день напивается в хлам и окончательно теряет остатки авторитета. А между тем, сплав на лодках по бурной реке весьма опасен для жизни. Дети реально рискуют и берут ситуацию в свои руки. Последний самый опасный участок они, вообще, проходят без географа. Он с влюблённой в него ученицей ушел на день в деревню за транспортом, но не нашел ни деревни, ни транспорта. И в этом, путешествии он совершил свой единственный хороший Поступок за весь фильм: отказался от дефлорации ученицы, хотя и признался ей в любви. В общем, главный герой - такой абстрактный высококонцентрированный лузер, каких еще поискать.
Фильм мог бы быть веселой комедией о любовных похождениях неудачника или триллером о выживании в тайге или мелодрамой о любви учителя и ученицы или комедией в духе «Большой перемены». Но на протяжении фильма по большому счету ничего не происходит, нет ни завязки, ни развязки сюжета. Служкин как был безработным, так и вылетел с работы. Жена-стерва как была, так никуда ни делась. Школьники-балбесы не поумнели, и не получили никакого Урока. Они не полюбили и не зауважали географа, им на него просто начхать. И географу начхать и на детей и на всё остальное. Ни с кем не произошло никакого любовного романа, а влюбленная отличница разлюбила географа. Многое осталось за кадром и это проблема всех экранизаций.
Ну а теперь о нереальности сюжета. Быть такого не может, чтобы с одним единственным алкашом отправили сплавляться школьников по смертельно опасному маршруту. Это невозможно ни по закону, ни организационно. Такое мероприятие нельзя осуществить тайно, нужна куча снаряжения: лодки, спас-жилеты, весла. Из-за ночевки родителей надо ставить в известность.
И самое главное. Я допускаю, что в нашем обществе существуют люди с таким же отношением к жизни, семье, работе, алкоголю, но выглядят они не так как элегантный, лощеный, харизматичный Хабенский, а примерно как-то так.
И в реальности такие персонажи если и работают в школе, то максимум ночными сторожами. В корне неправильно, представлять алкоголика и раздолбая этаким милым «Афоней», как в советские времена. Я думал, что времена возвышенной романтики алкоголизма давно прошли. Хотя московским режиссерам и кинокритикам, конечно виднее. С их точки зрения именно так выглядит скромное очарование российской провинции. В следующий раз рекомендую снять искрометную комедию про крокодилового наркомана, которому дети вслед кричат «Дядя, вы пальчик потеряли!»