В начале мая, кроме общеизвестных событий Мировой войны произошло одно интересное событие эпохи холодной войны: над советской территорией был впервые взят в плен пилот американского самолета-разведчика. Наверное, многие об этом слышали, но подробности инцидента малоизвестны. О них я узнал только что по телевизору и еще открыл Википедию. Итак, по порядку.
1 мая 1960 года Пауэрс выполнял очередной полёт над СССР. В 8:53 под Свердловском самолёт был сбит ракетами класса «земля-воздух» из ЗРК С-75. В официально версии не упоминалось, что было выпущено 8 ракет. Две ракеты не сошли с направляющих. Еще был случайно сбит советский истребитель МиГ-19. Пилот советского самолёта Сергей Сафронов погиб. Кроме того, на перехват нарушителя был поднят Су-9. Этот самолёт перегонялся с завода в часть и не нёс вооружения, поэтому его пилот Игорь Ментюков получил приказ таранить противника. У него не было шансов спастись, так как из-за срочности вылета он не надел высотно-компенсационный костюм и не мог безопасно катапультироваться. Однако, наш пилот не справился с задачей.
U-2 был сбит ракетой на предельной дальности, при стрельбе по самолету вдогон. Подрыв боевой части ракеты произошел сзади самолета. В результате хвостовая часть самолета была разрушена, но гермокабина с летчиком осталась цела. Самолет стал беспорядочно падать с высоты свыше 20 километров. У Пауэраса был приказ не попасть в плен живым, который он не выполнил. Позже, по возвращении на родину его обвинил в том, что он не совершил самоубийство при помощи отравленной иглы, выданной ему ЦРУ. Более того, опытный Пауэрс выведал у механика на аэродроме, что самолет заминирован. Таймер должен был сработать через несколько секунд после катапультирования. Но хитрый Пауэрс не стал доверять таймеру, уже имея отравленную иглу при себе. Он не паниковал, дождался высоты 10 тысяч метров и выбрался из машины без помощи катапульты в нарушение инструкции.
В СССР Пауэрсу дали десять лет, но позже обменяли на советского разведчика.
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пауэрс,_Фрэнсис_Гэри Вроде бы шестидесятые годы - не сорок первый год, а какие суровые приказы были. Причем, своих пилотов пускали в расход и СССР и США.