Наверное, банально будет говорить о том, насколько этот немецкий коллектив повлиял на мое музыкальное вкусовое становление. Было бы иначе - я бы даже не задумывал этот пост. Одно могу сказать - после переслушивания дискографии совершенно точно можно утверждать, что процент любви не то, что не снизился, напротив, он даже увеличился. Да и то, что я сейчас учусь играть на электрогитаре, разучивая именно их песни, о чем-то, но говорит.
Итак, совсем скоро (17 мая) произойдет долгожданный камбэк легендарных немцев. Они уже шандарахнули на весь мир своим синглом Deutschland (кстати, мой разбор клипа
здесь, если еще не видели), также выпустили второй - Radio. Я предлагаю вместе приготовиться к новому альбому, переслушав дискографию, которая насчитывает всего-то 6 пластинок.
Я не буду погружаться в историю группы, разбирать имевший место конфликт Круспе - вся группа, я просто использую проверенный способ - предложу вам погрузиться в свой субъективный топ из 20-ти композиций Раммов. Для поддержания интереса каждая песня будет подкреплена какой-то моей личной эмоцией. Само собой, что в топе не будет двух новых песен. И мне было тяжело даже составить эту 20-ку, это слишком мало песен.
Итак, всех прошу под кат, слушаем и комментируем. Каждое название трека кликабельно, имеет в себе саму песню.
20.
Tier (Sehnsucht, 1998) Всегда нравилось это начальное электро-акустическое интро, переходящее уже в традиционный для Раммов звук и рифф. Песня переводится как «Зверь», и повествование в ней идет о том, что все люди по своей сути звери, хоть и пытаются это скрыть, но порой это сделать невозможно. «Что ты делаешь, что ты чувствуешь, кто ты? Всего лишь зверь!».
19.
Rammstein (Herzeleid, 1995) Если вы еще не знаете, то ребята совершенно случайно выбрали себе именно такое имя. Но так уж сложилось, что в 1988 году, в маленьком немецком городке Рамштайн (с 1-ой «м», а по совместительству это авиабаза) произошла трагедия во время авиашоу с участием итальянской авиационной группы пилотажа, повлекшая гибель массы людей. Группа в итоге хотела поменять свое название, но оно к ней приклеилось, а затем они и сами узнали об этом происшествии. Этот трек является образцовым показателем раннего звука группы, с применением металлических запилов и плотного сопровождения. Эта песня использовалась в саундтреке к фильму Дэвида Линча «Шоссе в никуда» (наряду с Heirate mich), вписалась как влитая, и с ней связан один из самых эффектных моментов.
18.
Herzeleid (Herzeleid, 1995) Яркий показатель изначального стиля Раммштайн, это их самая первая песня, с помощью которой (и еще нескольких) ребята победили в конкурсе талантов, получив в итоге контракт на запись дебютного альбома. Плотные и грязные металлические риффы, Нетипичный способ написания текста, состоящий из перечислений, но, тем не менее, несущий глубокий смысл. Песня называется «Скорбь», предупреждает слушателя о скоротечности времени, «храните друг друга от скорби, ибо время, что вы будете вместе - скоротечно…».
17.
Heirate mich (Herzeleid, 1995) А вот и второй трек, вошедший в «Шоссе в никуда» Линча, а точнее из этого трека туда попало только вступление, а затем последовал уже одноименный группе трек. Вся песня имеет некий мистический характер, что достигается с помощью особенно твердо настроенного голоса Тилля Линдманна, смешанного с небольшим эхом, а также посредством добавлений эха в композиционный строй. Трек выполнен в одном темпе, но ближе к самому концу он ускоряется с помощью добавления риффа Рихарда Круспе. Повествование в песне ведется от лица мужчины, который каждую ночь приходит на могилу к своей девушке, чтобы раскопать ее и насладится ее красотой.
16.
Nebel (Mutter, 2001) Только во время недавнего переслушивания дискографии группы я понял, что всегда как-то упускал этот трек. Может быть, что просто только сейчас до него дорос. Он прекрасный, очень красивый, «закрывашка» великой пластинки «Mutter». Величественный и трагический звук, достигающийся с помощью духовых, «раскачивающийся» вокал Линдеманна, переходящий в мощный вокал, сопровождающийся традиционным гитарным риффом. В плане лирики «Nebel» («Туман») одна из лучших и сильнейших песен группы, она очень поэтична, «Она носит вечер в груди, и знает, что жить ей осталось недолго, кладет голову ему на колени, и молит о последнем поцелуе…».
15.
Morgenstern (Reise, Reise, 2005) Снова хоровое пение на фоне в дебюте, что для меня всегда очень важно, люблю я такие способы достижения целей в песне. После хора Тилль вступает вместе с резкими гитарами и с каким-то боевым настроем, заряжая слушателя, очень заряжая. Особенно нравится момент в песне, что предшествует финальному припеву, когда снова возвращается хор, который плавно перетекает в гитары, мурашки по телу. «Утренняя звезда, освети мое лицо! Брось света теплый луч на мое уродство…Скажи мне, что я не одинок!».
14. Spiel mit mir (Sehnsucht, 1998) Как сейчас помню, впервые эту песню довелось услышать, посмотрев концерт Live Aus Berlin, это был один из первых лайвов, которые я видел, в принципе. Этот трек был «открывашкой», и с ним связано эффектное появление членов группы на сцене. Так у меня этот момент и вписался в память. Сама песня исполнена в таким способом, что она, будто бы, постепенно надвигается на тебя. Название переводится как «Поиграй со мной», и она как о взрослых пороках, так и взрослых страхах. Очень нравится гитарный проигрыш в середине трека.
13.
Bestrafe Mich (Sehnsucht, 1998) Здесь для меня основное значение имеет металлический музыкальный характер песни. Перегруз на гитарных рифах, которые только с продвижением песни увеличивают свою плотность волны звука. И Тилль, намеренно делающий свой голос более жестким, повествуя о властвовании и подчинении между людьми, одни хотят, чтобы ими управляли, другие получают удовлетворение только лишь владея. От этого и тематика трека «Накажи меня».
12. Engel (Sehnsucht, 1998) Одна из первых песен, которую я полюбил у Раммов, да и вообще первая, что я услышал, потому как она была в саундтреке фильма Mortal Kombat. Очень красивая песня с точки зрения как ее построения, так и лирики Тилля. Очень нравится, как сюда встроен женский голос, что добавляет особенного удовольствия от прослушивания, а также интересный момент с клубными синтами. «Лишь когда облака ложатся спать, нас можно в небе увидать, нам страшно и одиноко. Видит Бог! - я не хочу быть ангелом!».
11. Alter Mann (Sehnsucht, 1998) Еще один трек, величие которого я смог распознать только когда недавно переслушал дискографию. От этой песни мурашки по коже скачут со скоростью света. Меня поражает, насколько точно порой Тиллю удается писать философские, полные глубокого смысла, тексты. И как бы странно это ни прозвучало, но «Старик» (название так переводится) добавляет каких-то дополнительных сил к жизни. А вся эта тягучесть построения композиции, а также слова, настраивают на вдумчивые размышления. Прекрасная песня.
Предчувствие спит, словно вулкан
Поколебавшись, я спросил
Он голову склонил, казалось - спит
Но перед смертью он сказал
Вода должна быть твоим зеркалом
Только когда она станет гладкой, ты увидишь
Сколько сказок тебе еще осталось
И ты взмолишься об избавлении
10.
Mein Herz Brennt (Mutter, 2001) Всегда любил эту песню какой-то особенной любовью. Она одновременно пугающая, но и очень красивая, имеющая какой-то величественный оркестровый размах. Написана она от лица, так называемого Ночного Чудища, который является ночью детям прямо из-под подушки, крадет их слезы, но, тем не менее, охраняет невинный сон. Сердце чудищ горит, потому что они тоже хотят любить, но их все боятся, никто с ними не хочет играть. «Так, дорогие детки, обратите внимание! Я - голос из подушки, я принес вам кое-что, светлое сияние на небе - это горит мое сердце!». Мне кажется, что это великая песня. Какой она имеет масштаб, будоражит все возможные чувства (лично у меня), все эти гитарные проигрыши, духовые, ну и голос Тиляя, само собой.
09.
Ohne Dich (Reise, Reise 2004) Наконец песня с нового времени - скажете вы. Да, да, я очень люблю лиричные песни Раммов, они как-то по-особенному удаются, как по мне. Эта одна из самых красивых, повествующая о любовных муках. «Без тебя я не могу, без тебя… А с тобой я одинок…». По-моему, это знакомое чувство, которое возникает у каждого, его просто нужно пережить, справиться с ним, а пока слушать эту песню, и улетать с ней мысленно куда-то далеко.
08.
Spieluht (Mutter, 2001) Как по мне, так это яркий пример незаслуженно упущенной прекрасной песни на непревзойденном «Mutter», да, ее можно было потерять на фоне такого количества хитов, но все же это какой-то магический трек, в который ныряешь с головой (ну, лично я). На русском композиция называется «Музыкальная шкатулка», и она полна образов и философии. Особенно я «улетаю» на припеве, когда помимо Тилля вступает, пропущенный через какой-то эффект, детский хор. «Лишь мороз проник в ребенка, он завел музыкальную шкатулку, мелодию несет ветер - из-под земли малыш поет».
07.
Ich Will (Mutter, 2001) Когда слышу эту песню, то в голове сразу возникают кадры из видео, он очень крут, кстати, да и вообще Раммы сильны своими клипами (ну, это другой разговор). Это обязательно нужно видеть. Я вообще к каждой описанной песне прикрепил клип, если он существует в природе. «Я хочу» - эта песня-призыв, песня-обращение Раммов к своему слушателю, очень нравится, когда все люди на концертах отвечают: «Мы слышим тебя!». «Мы хотим, чтобы вы нам доверяли/Мы хотим, чтобы вы нам верили/Мы хотим видеть ваши руки/Мы хотим утонуть в овациях - да».
06.
Mein Tell (Reise, Reise 2004) По-моему, до недавнего времени клип на эту песню был самым скандальным. Помню, как даже в лицее, в котором я учился, его обсуждали даже те, кто очень далек от рок-музыки, я уж не говорю о метале и индастриале (о таких страшных словах даже не слышали). Меня эта композиция всегда цепляла неким напором, характерной волной гитарных риффов, а еще Тиллем, который здесь делает со своим голосом все, что вздумается. Самый любимый момент в треке - резкий переход на фразу «Denn du bist was du isst» (ты - то, что ты ешь). Между прочим, эта песня под собой имеет реальную историю, когда некий немецкий каннибал-мясник развесил объявления: «Ищу хорошо сложенного 18-30-летнего мужчину для закалывания». И, вуаля, на это объявление откликались люди, повествование как раз от лица одного из них и ведется.
05.
Seemann (Herzeleid, 1995) А это первый «медляк» от Раммов, который мне запал в душу. Надо сказать, что «медляк» относительный, потому что это симбиоз лирической медленной композиции и тяжелых спидовых метал-риффов. В песне «Моряк» завуалировано ведется речь об отношениях между мужчиной и женщиной, которые испытали на своих шкурах жесточайший кризис.
Садись в мою лодку!
Приближается шторм
И наступает ночь
Куда ты направляешься?
Тебя уносит
Совсем одну
Кто удержит тебя за руку
Если тебя
потянет вниз?
04.
Wo Bist Du (Rosenrot, 2005) До сих пор удивляюсь, почему на такую прекрасную и мощную песню не был снят клип, ведь на "Ohne Dich" был, к примеру. Еще одна композиция, от которой, независимо от количества прослушанных раз, я ловлю мурашки по всему телу, а чувства начинают бурлить. Композиция эта о запутанной любви к девушке. Отношения - штука сложная, а от того и герой трека метается из стороны в сторону, изводя самого себя. Знакомая ситуация, чего уж тут лукавить. «Я люблю тебя. Я не люблю тебя. Я больше не люблю тебя. Я люблю тебя не больше и не меньше, чем ты меня любила. Когда ты меня еще не любила».
03. Du riechst so gut (Herzeleid, 1995)
Click to view
Если "Engel" была первой песней, которую я услышал у немецкого коллектива, то клип на рассматриваемую композицию был первым увиденным. И по праву нужно отметить, что этот клип наравне с "Sonne" один из лучших в творчестве группы. От кинематографичной истории преследования участниками группы красивой девушки, которые к тому же оборотни, невозможно оторваться. Это очень красиво и увлекательно. Речь в тексте «Ты пахнешь так приятно» идет от лица некоего хищника, коим и является мужчина, поэтому клип очень точно передает настроение песни.
02. Sonne (Mutter, 2001)
Click to view
А вот и самое лучшее видео в творчестве Раммов (но теперь с ним потягается Deutschland). Легендарный клип, от которого не оторваться, как и от самой песни. Думаю, что все должны были так или иначе сталкиваться с этим видео, но лишний раз пересмотреть все же стоит. Интерпретация Белоснежки, в которой участники группы - это гномы, а сама девушка - высоченная и очень красивая модель российского происхождения (если не ошибаюсь), - это лучшее, что можно было придумать. Что касается самой песни, то она также является одной из самых лучших (и любимых мной), поэтому и находится так высоко в рейтинге. Трек с образцово-узнаваемым звуком, выполненным с привычной экспрессией, повествующий о солнце. Вообще в лирике Тилля часто фигурирует солнце как предмет, освещающий и выставляющий на всеобщее обозрение все человеческие пороки.
01. Mutter (Mutter, 2001)
Click to view
Что же, очень трудно описать словами, что происходит со мной каждый раз, когда я слушаю эту песню. Меня просто выворачивает наизнанку, для меня это очень особенный трек. Это даже первая композиция, которую я стал разучивать для игры на гитаре, чего уж там скрывать. Идеальный эмоциональный трек, проглатывающий в свои волны слушателя по самую голову. Этот рифф, он будто бы играется на струнах моих нервов, это ощущение смогут понять только те, кто умеет чувствовать музыку. Не знаю, как еще описать со своей точки зрению этот трек. Он просто-напросто велик. Любимый момент песни? Когда духовые переходят в крики Тилля «Mutter…Mutter?...Mutter!», а затем этот рифф Круспе. С одной стороны повествование здесь ведется от лица ребенка, ставшего жертвой аборта, а с другой стороны от лица ребенка, выращенного из пробирки. Он не познал любви матери, он не знает этих чувств, и он полон обиды на этот мир.
Потоки слез чужих детей
Текут по белой пряди дня,
Кричу я в небо все сильнее:
Где мама лично для меня?!
Подсчет использованных композиций по альбомам:
Herzeleid, 1995 - 5;
Sehnsucht, 1998 - 5;
Mutter, 2001 - 6;
Reise, Reise, 2004 - 3;
Rosenrot, 2005 - 1;
Liebe Ist Fur Alle Da, 2009 - 0.
И лучшим альбомом группы признается легендарный Mutter, набравший 6 баллов (а как иначе?).
До встречи на волнах этой рубрики!