Не детская игра для детей.

Jun 20, 2013 12:30


То самое общество, без которого индивид не мо­жет существовать, использует весь неодолимый вес своего вли­яния с целью убедить индивида в том, что он на самом деле может вести себя независимо от него! Следовательно, общест­во в том виде, в котором мы его сегодня знаем, играет в игру с противоречивыми правилами. Ведь другие могут убедить нас в чем-то именно потому, что все мы реально взаимосвязаны. Так каждый из нас получает представление о том, что являет­ся независимым источником инициативы, которая исходит из его ума. Однако чем лучше обществу удается привить своим членам это чувство, тем сложнее ему заставить людей сотруд­ничать. Поэтому неудивительно, что воспитание детей осуще­ствляется в обстановке, которая постоянно вводит их в заблу­ждение.
Подобная ситуация в психологии называется «замкнутым кругом». Человек оказывается в замкнутом кругу, когда при­каз или просьба, обращенные к нему, содержат скрытое про­тиворечие. «Перестань вести себя неестественно!» «Попытай­ся расслабиться». Или знаменитый вопрос адвоката, который был задан человеку, обвиняемому в том, что он жесток по от­ношению к своей жене: «Вы уже прекратили избивать свою жену? Отвечайте: да или нет!» Как бы человек ни ответил в этой ситуации, он окажется в невыгодном положении. В отношениях между людьми (и особенно в семье) подобные ситуа­ции возникают повсеместно. Жена жалуется мужу: «Не ка­жется ли тебе, что с тех пор, как мы поженились два года назад, ты ни разу не взял меня с собой в кино? Но ведь все было совсем по-другому, когда ты ухаживал за мной. Думаю, что ты начинаешь относиться ко мне как к чему-то само собой разумеющемуся». Муж, осознавший свою ошибку, возвраща­ется вечером с работы и говорит: «Дорогая моя, сходим в кино после ужина?» А она отвечает: «Небось, не предложил бы, если бы я тебе сегодня не пожаловалась!»
Общество в том виде, в каком мы его знаем, ставит ре­бенка в подобные ситуации каждый день, начиная с его само­го раннего детства. Прежде всего ребенку внушают, что он ответствен за свои действия и может сам, независимо от дру­гих, решать, о чем ему думать и как себя вести - то есть что он является чем-то типа маленькой Первопричины. И он на­чинает в это верить именно потому, что это не так. Он не мо­жет выбирать, принимать или не принимать то, чему его учат, точно так же, как он не решает, в каком обществе ему рож­даться. У него нет никаких возможностей оказывать сопротив­ление этому влиянию окружающих людей, ведь оно постоян­но сопровождается поощрениями и наказаниями. Суть этого воздействия отражается даже в языке, который он изучает. Иллюзию ему вбивают в голову вместе со следующими заме­чаниями: «Ты совсем не похож на себя, когда так поступа­ешь». Или: «Не обезьянничай - будь собой!» А вот как гово­рят, когда ребенок восхищается кем-то и невольно начинает ему подражать: «Джонни, это на тебя не похоже. Так ведет себя Питер!» Невинная жертва внушения не может понять этого парадокса, ведь в другой раз ему скажут, что он может и имеет право сам решать, как себя вести. На него оказыва­ют огромное давление для того, чтобы убедить его в том, что никакого давления не существует. Общество, от которого он неизбежно зависим, навязывает ему роль своего независимого члена. Кроме того, ему - свободному действующему лицу - приказывают делать то, что может быть приемлемо только в том случае, когда оно случается непроизвольно! «Ты должен по-настоящему любить нас», - говорят родители, тетушки, дядюшки, братики и сестрички. «Все послушные дети любят своих родителей и без напоминания делают все, что нужно». Другими словами: «Мы требуем того, чтобы ты любил нас, потому что ты сам этого хочешь, а не потому что мы за­ставляем тебя». В какой-то мере эта бессмыслица связана с тем, что слово «должен» иногда выражает условие («Для то­го, чтобы быть человеком, у тебя должна быть голова»), а иногда требование («Ты должен убирать свои игрушки»). Де­ти, разумеется, путают эти ситуации, что приводит их в заме­шательство. Никто не прилагает усилий для того, чтобы обла­дать головой. В то же время родители утверждают, что для того, чтобы ребенок был здоров, он должен регулярно ходить на горшок, пытаться уснуть и прилагать усилия для того, чтобы сосредоточить внимание. Можно подумать, что всего этого достигают напряжением мышц.
Дети не могут выявлять противоречия в требованиях ро­дителей, и даже если бы какой-то вундеркинд смог это сде­лать, ему сразу же сказали бы «не огрызаться» и с большим уважением относиться к «старшим и более опытным». Вместо того, чтобы ясно изложить своим детям правила игры в обще­ство, мы безжалостно оболваниваем их, потому что мы - ныне взрослые - тоже когда-то были детьми, которых точно так же обманывали их родители. В результате мы сами не понимаем, во что играем.
Существование в ситуации, напоминающей замкнутый круг, - это игра с самопротиворечивыми правилами. Она обрекает игроков на постоянное разочарование, подобно по­пыткам изобрести вечный двигатель, работающий по законам ньютоновской механики, или решить задачу трисекции угла с помощью циркуля и линейки. Вот примеры самопротиворечивых правил игры в общество:
Первое правило игры гласит, что это не игра.
Играть должны все.
Ты должен (или должна) любить нас.
Ты должен (или должна) продолжать жить.
Будь собой, но играй логичную и приемлемую роль. Держи себя в руках и в то же время веди себя естественно. Старайся говорить правду.

Алан Уотс "Книга о табу на знание о том, кто мы есть"

иллюзия, дуальность, дети, осознание, образование

Previous post Next post
Up