О НТП и дуальности.

Jun 10, 2013 15:55


Решая одни проблемы, технология порождает другие, и мы убеждаемся, что находимся в положении, о котором Крас­ная Королева из «Алисы в Зазеркалье» говорит, что мы долж­ны бежать все быстрее и быстрее лишь для того, чтобы оста­ваться на месте. Таким образом, ты вправе поставить вопрос о том, дает ли технический прогресс возможность «куда-ни­будь прийти» в смысле улучшения жизни и достижения жи­вущими счастья. Несомненно, что в момент появления чего-то нового нас охватывает восторг, и мы чувствуем некоторое об­легчение. Так было тогда, когда впервые появились телефон, радио, телевидение, реактивные самолеты, волшебные лекар­ства и вычислительные машины. Но слишком уж скоро эти новые приспособления становятся привычными, и мы сталки­ваемся с проблемами, которые приходят в нашу жизнь вместе с ними. Один преуспевающий ректор университета как-то по­жаловался мне: «Я так загружен работой, что вынужден буду скоро приобрести вертолет!» «Что ж, - ответил я ему, - в таком случае ты будешь на коне только до тех пор, пока дру­гие ректоры тоже не обзаведутся вертолетами. Но лучше не покупай вертолет. Ведь тогда каждый будет ожидать от тебя еще большего».
Технический прогресс больше всего впечатляет тогда, ко­гда сравнивают отдельные достижения наших дней с тем, что было когда-то. Один пожилой человек, сэр Седрик Хардвик, сказал в середине 60-ых, что он сожалеет о том, что ему не пришлось пожить в эпоху королевы Виктории - но с пени­циллином. Мне тоже очень приятно, что сейчас я не должен пользоваться услугами медицины и зубоврачевания времен моего детства. Однако я понимаю, что достижения в одной области тесно связаны с изменениями, происходящими во всех остальных. Поэтому я не могу пользоваться пенициллином или современными средствами анестезии без того, чтобы в моем мире не было авиации, электроники, средств массовой информации, скоростных автострад и индустриализованного сельского хозяйства - не говоря уже об атомных бомбах и биологическом оружии.
Поэтому если мы взглянем на происходящее с более об­щей и последовательной точки зрения, весь проект покорения природы покажется довольно иллюзорным. С помощью техни­ческих средств мы просто увеличили темп жизни, не изменив своего отношения к ней - все случилось как раз так, как го­ворила Красная Королева. Однако постоянное увеличение ско­рости топтания на месте вследствие технического развития обусловлено иллюзией - мы верим, что человек и природа, организм и его окружение, управляющий и объект управления принципиально различны. Мы «покорили» бы внешнюю при­роду, если бы вначале - или наряду с этим - покорили свою собственную природу. Однако мы не видим природу человека и «внешнего» мира целостно. Подобно этому мы не чувству­ем, что «я» как знающий и управляющий - это тот же самый парень, которого я считаю «собой», когда говорю, что знаю нечто о себе или контролирую себя. Осознающий себя меха­низм обратной связи, появляющийся у человека в результате эволюции коры головного мозга, позволяет нам пребывать под впечатлением, что каждый из нас - это две души в одном теле. Мы считаем себя одновременно рациональным сущест­вом и животным, наездником и лошадью, хорошим парнем с полезными инстинктами и утонченными переживаниями и в то же время - негодяем со всевозможными ненасытными жела­ниями и неуправляемыми эмоциями. Отсюда все изощренные уловки лицемерия: чувство вины и раскаяния, ужасы наказа­ний и пыток, гонка вооружений и даже благородное стремле­ние творить добро и бороться со злом. Но чем больше человек отождествляется со своей доброй душей, тем яснее проступает в нем неотъемлемая тень этой души, и чем больше человек отгораживается от этой тени, тем более зловещей она стано­вится.
Таким образом, в течение тысячелетий история человече­ства является удивительно бессмысленным конфликтом. Ведь как бы люди ни старались, их жизнь остается великолепно поставленной драмой, в которой триумфы чередуются с пора­жениями. И все это потому, что здравый смысл упорно отка­зывается признать, что Черное не может существовать без Бе­лого. Возможно, никогда еще в истории мира ничто не шло в никуда с таким обилием восхитительной суеты. Как и в том случае, когда Труляля и Траляля согласились соперничать друг с другом, существенной деталью Игры в Черное-и-Белое остается тщательно скрываемый заговор между противополож­ностями, согласно которому они прячут свое единство и ста­раются выглядеть как можно более различными. Это напоми­нает настолько хорошую постановку поединка на сцене, что зрители невольно начинают верить в то, что видят реальную схватку. За кажущимися различиями всегда сокрыто их глу­бинное единство, которое Веданта называет Абсолют - которо-му-нет-равных. В этом учении Высшая Реальность является одновременно тем, что есть, и всем, что есть. Более того - Она спряталась в тебе так, что ты ее пока не видишь. Но если это фундаментальное единство индивидуального «я» и всего мира человека и Вселенной реально, как могло случиться, что наше поверхностное сознание даже не догадывается об этом?

Алан Уотс "Книга о табу на знание о том, кто ты есть"

инновации, дуальность, осознание

Previous post Next post
Up