Как конец декабря, так в этих ваших интернетах начинаются бурления на тему билетов в Большой театр. Всем хочется на "Щелкунчика", ни у кого нет на это лишней почки. В этом году, если я правильно услышал, отщелкунивают порядка сорока показов, большая часть которых приходится на новогодние каникулы. А заодно показывают этого же "Щелкунчика" и в кинотеатрах. Вечером 30 и утром 31 декабря. Пишут, что оба показа - трансляция. Нахрена трансляций делать две, если утром можно показать вечернюю запись, непонятно, но, будем считать, какой-то смысл в этом всё же может быть.
А я от танцев далёк, и от профессиональных тем более; последний раз балет смотрел ещё в студенческие годы в театре имени Кирова. Но тут день выходной, солнце светит, дочь в гости не едет, в ближайшем к дому кинотеатре ценник на "Щелкунчика" негуманный, дай, думаю, прокачусь на "Звёздную", там по 700. Прокатился.
Постановка старая, Григоровича, ещё конца шестидесятых. Музыка красивая, заезженная и растасканная на цитаты. Понимаю, что Чайковский - не мой композитор. Уважаю, да, но люблю другое. Мне более европейская музыка нравится. И более старая.
У "Щелкунчика", как мне кажется, проблема с либретто. История, которую нам рассказывают, заканчивается ровно в начале второго акта. За мышиным королём приходит смерть крыс, и всё. Дальше идут вставные номера, не имеющие смысла в рамках истории. Да, все эти многочисленные танцы кукол и танцы цветов хороши и красивы, но филеры от этого не перестают быть филерами. Понятно, что Чайковскому заказали балет определённой длины, и время надо было красиво заполнять, но...
Антракт был заполнен заранее снятыми интервью с работниками Большого театра начиная с дирижировавшего "Щелкунчиком" Гергиева и заканчивая костюмерами. Часть съёмок была "Первого канала".
Показ сопровождался техническими траблами. Во втором акте ненадолго пропало качество картинки (как на Ютубе, когда канал не вытягивает, и показ перекидывается на меньшее разрешение). И в самом конце, уже на поклонах, сперва пропало качество, потом завис сервер, а развиснув показывал титры в таком разрешении, что прочитать их на большом экране было невозможно.
В общем и целом сходил неплохо. К культуре приобщился. Как выглядит классический балет вспомнил. Но в ближайшей перспективе предпочту балету оперу. Она мне как-то лучше заходит.
И, да, я посмотрел бы "Щелкунчика" в постановке какого-нибудь театра современного балета, где совсем иные пластика и сценограйия, и где танцовщицы не на цырлах ходят.
А в завершение поста "щелкунистая" [цитата дня...]цитата дня...
"Позвольте сказать несколько слов за новогоднее настроение. Которое многие уже который год пытаются создавать при помощи балета "Щелкунчик". Оригинальное произведение написано незадолго до смерти Эрнстом Гофманом, когда он уже окончательно сбухался и находился в состоянии перманентной депрессии. Если вы читали сказку, то, наверное заметили: с новогодним настроением там все очень не очень, зато много классических проявлений белой горячки. "Щелкунчик" - последний балет, написанный Чайковским. Тоже незадолго до смерти. К этому моменту Петр Ильич был изрядно затравлен и измучен из-за особенностей своих сексуальных предпочтений. Почитайте его переписку того периода. Там много про депрессию, а вот про новогоднее настроение вообще ничего. Интересные изменения внесены и в сюжет сказки. В оригинале Щелкунчик превращается в живого человека и женится на Мари. В балете же оживление куклы оказывается сном. И Мари просыпается с куклой Щелкунчика в руках. Как тут не вспомнить историю с отчаянной женитьбой Чайковского, продержавшегося с молодой супругой несколько недель, а потом умчавшегося прочь. И сказка, и балет, несомненно, сильные произведения. Но за рождественско-новогодним антуражем там скрывается совсем другое. И пытаться создавать ими новогоднее настроение - это примерно как лечить депрессию запоем. Или пытаться исправить походку переломом лодыжки."