Да, я люблю извращения (26)

Mar 17, 2014 11:30


боковик из кагеровской многографии про F2A


F2A-3 из состава VF-2, авиагруппа авианосца «Лексингтон», конец декабря 1941, или январь 1942. Предположительно, на этом самолете летал энсин Уиллард Э. Эдер младший.

[ био ]

Уиллард-Эрнест Эдер младший, 1916 г.р.

Во время учебы в университете записался в армейский резерв и после выпуска в 1938 был принят на службу 2-м лейтенантом, но почти сразу отказался от звания и уволился, а в мае 1939 записался во флот кадетом-авиатором. В апреле 1940 получил чин офицера резерва флота и «крылья» морского летчика, окончательно завершив обучение к концу 1941.

Звания: 1.4.40 (это дата старшинства) - энсин; 23.6.42 представлен и 5.9.42 утвержден в звании лейтенант-джуниор-грейд; 1.10.42 (это опять дата старшинства) - лейтенант; 17.10.44 - лейтенант-коммандер.

Части и кампании: с началом его строевой службы есть явные непонятки, но если учесть упоминание в некрологе аса F2A в перечне типов истребителей, на которых он «с отличием служил как авиатор», и представленный выше вариант окраски из не самого плохого издания, то можно предположить, что он получил назначение в эскадрилью VF-2 (авианосец CV-2 «Лексингтон», самолеты F2A-3) зимой 1941/42, когда её начали переводить из «унтер-офицерской» в традиционную «офицерскую»; в противном случае показанный выше боковик к энсину Эдеру не имеет ровным счетом никакого отношения, а сам он в 1941 попал на службу в VF-3 на F4F-3 в авиагруппе CV-3 «Саратога» и был там до повреждения корабля торпедой японской подводной лодки в январе 1942.
        В любом случае, в феврале-марте 1942 он был в составе VF-3 на «Лексингтоне» [то ли откомандированным на усиление этой части, пока его родная VF-2 проходит перевооружение на F4F, то ли изначально служа в ней] и участвовал в неудачном рейде этого авианосца на Рабаул в феврале (одержал тогда ½ победы), а потом в атаке японских десантных сил у Новой Гвинеи в марте.
        А в апреле 1942 он точно оказался в составе VF-2, когда она вернулась на «Лексингтон» после перевооружения на F4F-3 [опять же то ли вернувшись в родные пенаты, то ли будучи откомандированным на усиление этой части из родной VF-3] и 7-8 мая участвовал в сражении в Коралловом море (одержал 1 подтвержденную и 1 предположительную победы), во время которого корабль был потоплен японской авиацией.
        В июне-июле 1942 с расформированием VF-2 Эдер снова оказался в составе VF-3, сидевшей на береговой базе на Гавайях; с сентября эскадрилья числилась в составе авиагруппы «Саратоги», проходившего тогда ремонт в Перл-Харборе, но в том же месяце Эдера перевели на восточное побережье США в состав другой эскадрильи.
        С октября 1942 по июнь 1945 служил в 29-й истребительной эскадрилье, которая сначала именовалась эскортной [в смысле, для эскортных авианосцев] и обозначалась VGF-29, а 1.3.43 стала «обычной» VF-29, но при этом продолжала сидеть на эскортном авианосце. Всего за это время эскадрилья поучаствовала в двух «боевых турах» в водах разных океанов:
        - в первом туре она была вооружена F4F-4, входила в авиагруппу CVE-29 «Сэнти» и в октябре-ноябре 1942 участвовала в операции «Торч», потом с января по март 1943 - в противолодочном патрулировании Южной Атлантики, а с июня по декабрь - в охоте за подлодками и сопровождении конвоев в центральной части Атлантики;
        - в декабре 1943 выведена на переформирование, проведенное 1 марта 1944, а с 10 апреля Эдер стал командиром эскадрильи и, по совместительству, авиагруппы CVLG-29 (хотя последний пост ему могли дать и попозже);
        - в третьем туре эскадрилья была вооружена F6F-3 (только в самом начале и не слишком много) и -5 (основной тип) и с октября 1944 по апрель 1945 ходила на CVL-28 «Кэбот», поучаствовав в 6 боевых походах к берегам Филиппин, Французского Индокитая, Формозы, и Японии, в которых её командир одержал последние 5/0/2 победы;
        - потом она была возвращена в США для нового переформирования, и 10 июня командование ей принял другой офицер.
        Самый конец войны и первые послевоенные месяцы Эдер провел командую сводной флотско-морпеховской рекламно-пропагандистской авиачастью под названием Victory Squadron, проводившей турне по Америке, призывая скупать облигации последнего военного займа.

Победы: 1-я (групповая) - 20.2.42; 4-я и 5-я личные - 18.3.45. Всего 6½ побед как сбитые, 1 как предположительно сбитые и 2 как поврежденные.

После войны остался во флоте и был переведен из резерва в кадровый состав и из авиации на обычную корабельную службу. В его биографии упоминается командование действиями флота в Пусане, но не ясно, имеется ли в виду война в Корее, или более поздний период.
        Даты присвоения звания «коммандер» у меня нет, а кэптеном он стал в сентябре 1959.
        С 1956 сначала старпомствовал, а потом капитанствовал на нескольких кораблях десантных сил флота, и в августе-сентябре 1964 поучаствовал в одном боевом походе во Вьетнам.
        В отставку вышел в июле 1965.



самол.Buffalo, извраты, pre-ww2, тыловые асы, САСШ, aviation art, асы WW2

Previous post Next post
Up