Перечень типов фоторазведчиков USAAC / USAAF / USAF 1930 - 1948 гг
F-1 - на базе гражданского Fairchild 71; также были известны как C-8
F-2 - на базе гражданского Beech 18, потом военного C/UC-45
F-3 - на базе A-20
F-4 - оба на базе P-38
F-5 -
F-6 - на базе P-51
F-7 - на базе B-24
F-8 - на базе бомбардировщиков Mosquito
F-9 - на базе B-17
F-10 - на базе B-25
F-11 - фоторазведчики специальной разработки
F-12 -
F-13 - на базе B-29
F-14 - на базе P-80
F-15 - на базе P-61
YF-1 сер.№ 30-391, 1931 год
XF-1 1 шт Бывший XC-8; куплен в 1929
YF-1 8 шт закупки 1930 года; впоследствии переименованы в C-8
F-1A 6 шт закупки 1931 года; впоследствии переименованы в C-8A
«Фэрчайлд»-71 - семиместный (включая пилота) пассажирский лайнер с возможностью установки камеры для маршрутной аэрофотосъёмки, что было характерной особенностью продукции данной фирмы, начинавшей бизнес именно с аэрофотосъёмки и только потом пришедшей к самолётостроению.
В Марте 1929 один такой аппарат был приобретён Photographic Section USAAC для проведения испытаний различных фотокамер и разных методов аэрофотосъёмки. Первоначально он был классифицирован как транспортный (XC-8), но затем в феврале 1930 открыл перечень специализированных фоторазведывательных типов.
На испытаниях он показал себя очень хорошо, и в апреле 1930 армия заказала небольшую предсерийную партию таких машин для войсковых испытаний, а в январе 1931 ещё одну, уже серийную.
Но уже в марте 1932 F-1 были исключены из числа боевых самолётов как не имевшие вооружения и затем переквалифицированы в транспортные, хотя по крайней мере часть из них сохранила фотокамеры и продолжала применяться для картографирования вплоть до начала Второй Мировой.
F-2 из состава 1 Photographic Sqn, Калифорния, 1940 год
F-2 14 шт фоторазведчик на базе гражданского Beech B18S;
поставки с декабря 1939 по июль 1940
F-2A 13 шт на базе C-45A и B; конверсия 1942-43 гг с иным набором фотокамер
F-2B 42 шт на базе UC-45B (2 шт) и F (остальные); конверсия 1944-45 гг с ещё раз изменённым комплектом фотооборудования
«Бич»-18 - шести-восьмиместный (включая двух пилотов) пассажирский самолёт для местных линий, также широко применявшийся как административный (корпоративный) транспорт.
В 1939 USAAC заказал постройку небольшой партии таких аппаратов в роли высотного фоторазведчика. Но «высотность» в данном случае не означала какого-либо увеличения практического потолка по сравнению с гражданскими машинами, а только установку кислородной системы, позволявшей экипажу длительное время [6 часов в случае более поздней модели F-2A] работать на пределе высотности.
Во время войны ВВС ещё дважды (в 1942 и 1944 годах) заказывали партии аналогичных разведчиков с переоборудованием из серийных транспортников.
В боевых действиях разведчики этого типа не применялись, но активно работали на картографировании территории США и при обучении экипажей.
В июне 1948 оставшиеся в строю F-2 разных модификаций были переименованы в RC-45A.
F-3A из состава 155 PRS / 10 PhotG, Западный фронт, 1944-45 гг
YF-3 3 шт начаты постройкой как A-20 (без буквы); поставка апреля 1942
F-3A 10 шт на базе A-20J-10, J-15 и J-20; конверсия 1944 года
36 шт на базе A-20K-5, K-10 и K-15; конверсия 1944 года
Количество F-3A приведено в соответствии с контрактами на переоборудование бомбардировщиков, но фактическое число конверсий могло быть чуть больше - до 49 шт (12 на базе модели J и 37 на базе K)
Появление YF-3 (они же XF-3) стало просто пробным шаром, не получившим продолжения, т.к. и для A-20 были более приоритетные области применения, и для переделки в разведчики имелись более подходящие типы.
А в 1944 году про «Хэвок» вспомнили, когда частям USAAF на Западном фронте понадобились специализированные ночные фоторазведчики и их решили сделать на базе соответствующих бомбардировщиков.
F-5E-4 сер.№ 44-25058, 8 PRS / 6 PRG, Филиппины, 1945 год.
F-4-1 99 шт на базе P-38E; поставки с марта 1942
F-4A-1 20 шт на базе P-38F-1
F-5A-1 20 шт на базе P-38G-1; новый комплект фотооборудования
F-5A-2 1 шт сотый экземпляр F-4-1, ставший прототип модели F-5A
F-5A-3 20 шт на базе P-38G-3
F-5A-10 140 шт на базе P-38G-10
F-5B-1 200 шт на базе P-38J-5
F-5C-1 123 шт конверсия P-38J-1, J-5 и J-10 по образцу F-5B-1
XF-5D 1 шт переделка серийного F-5A-10 в прототип двухместного разведчика
F-5E-2 100 шт конверсия P-38J-15 и J-20 по образцу F-5B-1
F-5E-3 105 шт конверсия P-38J-25
F-5E-4 ≥280 шт конверсия P-38L-1
F-5F. 1 шт переделка серийного F-5B-1 в прототип модели F-5F (новый комплект фотооборудования)
F-5F-3 ≥50 шт конверсия P-38L-1 и L-5
F-5G-6 ≥380 шт конверсия P-38L-5 с новым комплектом фотооборудования в удлинённой гондоле
Объёмы выпуска F-5 моделей E-4, F-3 и G-6 точно не известны. Приведённые цифры - это нижняя граница (простой подсчёт числа известных сер.№№).
Основной стратегический разведчик USAAF периода Второй Мировой войны.
В отличии от всех остальных он занимает сразу два номера в перечне типов. Смена обозначения стала, вероятно, следствием перехода к новому комплекту фотооборудования с пятью камерами вместо прежних четырёх (и, возможно, чьей-то страсти к каламбурам ;). Позже комплект фотооборудования меняли ещё дважды, но смены типа самолёта это уже не вызывало, только изменение буквы модификации.
F-5B-1 стала последней моделью разведчика, выпускавшегося непосредственно «Локхидом», а начиная с F-5C-1 ВВС перешли к переоборудованию серийных истребителей на отдельном заводе.
P-51-2 сер.№ 41-37322 (не дошедший до англичан Mustang IA FD420), 154 OS, Алжир, весна 1943
F-6A-1 55 шт тактический фоторазведчик на базе P-51 (без буквы) [не дошедшие до Англии Mustang IA] с сохранением штатного вооружения.
Переделка в истребитель-разведчик стала следствием британского опыта применения ранних «Мустангов».
Первый экземпляр конверсировали в мае 1942. А в октябре обозначение F-6 отменили и самолёты переквалифицировали обратно в истребители.
P-51-1 1 шт новое обозначение первого экземпляра F-6A-1
P-51-2 54 шт новое обозначение остальных F-6A-1
P-51A-11 35 шт аналогичная конверсия P-51A-10; 1943 год
P-51B-2 ? шт обозначение конверсии P-51B-1 в фоторазведчик
P-51C-2 ? шт то же самое, только на базе P-51C-1
Кроме «Мустангов» в 1942-43 гг были и другие фоторазведывательные конверсии истребителей и бомбардировщиков, которые продолжали классифицировать по прежнему назначению самолётов.
P-39Q-6 сер.№ 42-19965, 82 RS(F) / 71 RG, пилот 1Lt Michael F. Moffitt, Новая Гвинея, апрель-май 1944
P-39D-3 26 шт конверсия P-39D.
P-39D-4 11 шт конверсия P-39D-1
P-39F-2 27 шт конверсия P-39F.
P-39K-2 6 шт конверсия P-39K-1
P-39L-2 11 шт конверсия P-39L-1
P-39M-2 8 шт конверсия P-39M-1
P-39N-2 128 шт конверсия P-39N-1
P-39N-3 35 шт конверсия P-39N-0
P-39N-6 84 шт конверсия P-39N-5
P-39Q-2 5 шт конверсия P-39Q-1
P-39Q-6 147 шт конверсия P-39Q-5
P-39Q-11 8 шт конверсия P-39Q-10
изображений фоторазведывательных P-40 у меня нет, поэтому идёт обычный истребитель
P-40N-20 сер.№ 43-23198, 110 TRS / 71 TRG, Филиппины, зима 1944-45
P-40N-6 ? шт конверсия P-40N-5
P-40N-16 ? шт конверсия P-40N-15
P-40N-26 ? шт конверсия P-40N-25
Число проведённых конверсий не известно ни в целом по типу, ни по конкретным суб-модификациям.
P-43C сер.№ 40-2897, 1 Mapping Sqn / 1 Mapping Gr, Коннектикут, весна 1942
[1-й картографический - это бывший 1-й фотографический (см.боковик F-2)]
P-43B 150 шт конверсии P-43, P-43A и P-43A-1
P-43C 2 шт конверсия P-43A. с другим вариантом фотооборудования
P-43D 6 шт конверсия P-43. с третьим вариантом фотооборудования
P-43E 5 штконверсия P-43A-1 с ещё одним вариантом фотооборудования
Самолёты были конверсированы в 1942 году и, насколько известно, использовались только для обучения, не совершив ни одного боевого вылета.
изображений A-29B у меня нет, поэтому идёт обычный бомбер
A-29 сер.№ 41-23325 (не дошедший до англичан Hudson IIIA BW463), 75 BS(M) / 42 BG(M), Орегон, противолодочное патрулирование, весна 1942
A-29B 24 шт на базе A-29 (без буквы) [он же не дошедший до англичан Hudson IIIA]
Конверсия 1942 года, в боевых действиях (по крайней мере в качестве «фотографа») не использовалась.
XB-28, 1-й (бомбардировочный) прототип, 1943 год
XB-28A 1 шт испытывался в 1943 году
B-28 - это средний бомбардировщик, разрабатывавшийся NAA на замену своему же B-25, и его второй прототип в январе 1940 был заказан в варианте фоторазведчика. В апреле 1943 он впервые поднялся в воздух, а в августе потерян во время испытательного полёта.
В серию бомбер запускать не стали. Соответственно, и разведчик тоже не состоялся.
Продолжение следует ...