... извращения (406)

Jul 10, 2024 11:30


прорисовки из Аэрожурнала №36


Як-9М (болгарский сер.№, возможно 1/7087), на котором в 1946 году летал начальник Истребительной школы болгарских ВВС майор Стоян Стоянов.









[__био__]

Стоянов, Стоян Илиев, болгарин 1913 г.р.

Закончил школу для военных сирот (его отец погиб во Вторую Балканскую) и в 1930 поступил в софийскую Духовната семинария, по окончании которой стал писарем [по факту клерком] в Архиерейското наместничество [каком из, не в курсе].
        В 1934 поступил в Школата за запасни офицери, после окончания которой должен был отслужить несколько лет кавалерийским офицером, а потом уволиться в запас, но проучился там только несколько месяцев, прежде чем его приняли на обучение в Военното на Негово Величество училище [ВНВУ готовило кадровых офицеров] уже как авиатора. Выпустился в 1937 году (56-й выпуск училища).
        Начальную лётную подготовку проходил в Авиаторската школа в Казанлыке (Болгария), «продвинутую» [пишут, что в 1937, но не уточняют, было ли это до выпуска из училища, или после] - в Германии.

Точных данных о его службе после возвращения из Германии (или же после выпуска из училища, если в Германию он ездил ещё в бытность курсантом) я не имею, но предполагаю работу инструктора в лётной школе.

А в середине 1938 Стоянова и ещё шестерых болгарских лётчиков-истребителей отобрали для повышения квалификации в Германии и в июне они приступили к обучению в Jagdfliegerschule Werneuchen, успешно пройдя три отдельных курса: строевого лётчика-истребителя, пилота-инструктора истребительной школы и командира истребительной авиачасти, и выпустившись в марте 1939.
        По возвращении в Болгарию Стоянов несколько месяцев инструкторствовал в неизвестной мне учебной части, а зимой 1939/40 (возможно, в декабре) стал инструктором Школа за висш пилотаж, также известной под неофициальным, но широко распространённым названием «Изтребителната школа».

Звания: 1937 - подпоручик; где-то между 1940 и 1942 - поручик; 14.9.44 - капитан; 22.10.44 - майор.

Части и кампании: с 1940 года (скорее всего прямо с момента формирования части в августе 1940) по сентябрь 1944 Стоянов служил в ято, первоначально именовавшемся “Стрела” [по болгарскому названию Bf 109], а осенью получившем номер 682. Там он летал на Bf 109E и после вступления страны в войну принимал участие в прикрытии района болгаро-греческой границы в апреле 1941 и патрулировании над черноморским побережьем Болгарии и прилегающей акваторией с октября 1941 по конец 1942.
        В апреле 1942 командир 682-го ято капитан Атанасов ушёл на повышение, и на его место временно поставили Стоянова, позже передавшего должность новому командиру, а когда в апреле 1943 тот погиб в авиакатастрофе, должность снова перешла к Стоянову, но уже на постоянной основе.
        В апреле-мае 1943 682-е перевооружили на Bf 109G-2, а в августе оно вместе с прочими болгарскими истребительными частями вступило в бой с американской авиацией.
        Всего на «Стрелах» модели G-2 нашему герою засчитали 2 сбитых самолёта противника и 4 повреждённых, что после введения в марте 1944 болгарской победной системы принесло ему 10 победных баллов.
        Весной 1944 ас пересел на Bf 109G-6 и на этом суб-варианте «заработал» ещё 5 победных баллов за 2 сбитых лично и 1 в группе.
        А всего в боях с американцами он совершил 35 боевых вылетов и провёл 15 воздушных боёв.

5 сентября 1944 болгары начали боевые вылеты против немцев.
        Стоянов участвовал в них сначала как командир ято, а 14.9.44 был повышен до командира орляка 3/6. Летал на всё тех же Bf 109G-6, побед не имел (за практически полным отсутствием воздушных боёв на болгарско-германском фронте).
        24.11.44 болгарские истребители были отозваны с фронта на зимние квартиры и больше в боевых действиях Второй Мировой не участвовали.

Победы (и победные баллы по системе, введённой в марте 1944):
    01.08.43 - 1 сбитый и 1 повреждённый B-24 (3 и 2 балла соответственно);
    24.11.43 - 1 повреждённый B-24 (2 балла);
    10.12.43 - 1 повреждённый P-38 (0 баллов);
    20.12.43 - 1 повреждённый B-24 (2 балла);
    10.01.44 - 1 сбитый P-38 (1 балл);
    23.06.44 - 1 сбитый B-24 (3 балла);
    24.06.44 - 1 сбитая в группе “Fortress” (1 балл);
    26.08.44 - 1 сбитый P-38 (1 балл).
        Итого 4 сбитых лично и 1 в группе, плюс 4 повреждённых, что дало лётчику 15 победных баллов.

Награды (только боевые, без «кампанейских» и квалификационных):
    - орден “За Храброст” IV. Степен 2. Клас - вручён 7.8.43;
    - немецкий Eiserne Kreuz II. Klasse - фактически вручён ещё в августе, но формально оформлен только 22.9.43;
    - орден “За Военна заслуга” V. Степен с военно отличие - судя по фотографиям, награждён где-то между августом 1943 и июнем 1944;
    - орден “За Храброст” IV. Степен 1. Клас - 24.6.44;
    - орден “За Храброст” III. Степен 2. Клас - 22.11.44.

Весной 1945 [не понятно, до Дня Победы, или после] Стоянов первым из болгарских лётчиков освоил Як-9 и сам стал инструктором на этом типе, а позже в том же году был поставлен командовать Изтребителната школа, в которой работал инструктором пятью годами ранее.
        В 1947 ему присвоили подполковника и повысили до командующего истребительной авиацией.
        В 1949 сделали началник на бойната подготовка на ВВС.
        В 1951 присвоили полковника и назначили заместителем командующего ПВО.
        В 1954, продолжая числиться на военной службе, ас по факту стал гражданским чиновником, получив должность началник на управление “Въздушни спортовое” в ДОСО (Доброволна организация за съдействие на отбраната) - болгарском варианте ДОСААФ.

В 1956 уволен из армии.
        В 1992 новые власти Болгарии присвоили ему звание генерал-майор запаса.
        Скончался в 1997.





Майор Стоянов (в полётном облачении) сидит на крыле своего самолёта.

самол.Як-1~23, послевоенные асы, извраты, cold war, учителя, Болгария, aviation art, асы WW2

Previous post Next post
Up