Названия болгарских авиационных частей

Jun 04, 2024 11:30



 
 
 


Рассматривается только авиация без учёта воздухоплавания и только боевые части без учебных и прочих вспомогательных.

1. Период 1912 - 1920 гг.

Аеропланно отделение. Аналог русского авиаотряда.

Когда болгарской армии хватало ресурсов только на одну такую часть, она оставалась безномерной, а если на несколько, то им присваивали номера по порядку.



2. Период 1921 - 1924 гг.

Въздухоплавателно отделение.

По мирному договору военная авиация в Болгарии была ликвидирована в начале 1920 года, но в апреле 1921 из её остатков сформировали один авиаотряд, который передали под контроль жандармерии [Въздухоплавателното жандармерийско] и использовали для нужд полиции и пограничной охраны.
        В 1924(?) его расформировали, поставив финальную точку в истории первых болгарских ВВС.

3. Период 1927 - 1946 гг.

С воссозданием ВВС, в то время ещё нелегальных, появилась и новая терминология.

Ято («стая птиц»). Аналог эскадрильи.

Исходно сформировали три ято разного назначения: ловджийско («охотничье»; впоследствии термин изменили на изтребително), бомбардировъчно и разузнавателно. А так как официально никаких военных авиачастей быть не могло, то эти названия тогда поминались только в секретных документах, а открыто ято именовали спортно, транспортно и пощенско (т.е. «спортивным», «транспортным» и «почтовым»).

Крило. Аналог звена как части эскадрильи (а также штабных звеньев частей и соединений более высокого уровня).

Не знаю, когда конкретно появилось это название, но к середине тридцатых оно уже точно было.

Орляк (ещё один синоним «стаи птиц»). Аналог группы.

В 1930 в болгары превратили свою военную авиацию во всё ещё подпольные, но уже почти полноценные ВВС, сведя имевшиеся ранее ято в смесен орляк (смешанную группу) и дополнительно сформировав морско ято.
        И всё это вместе с учебными и вспомогательными частями получило название Въздухоплавателен полк, в 1932 переименованный в Въздушен полк. Но в данном случае это была не часть, или соединение, а название для ВВС.

К лету 1934, когда ВВС переименовали в Въздушни войски и выделили в отдельный вид вооружённых сих, термин «смесен» заменили на «армейски», а самих строевых орляков армейской авиации стало уже два (номерных), а ещё через два года к ним добавили третий.
        И он то ли исходно рассматривался как изтребителен, то ли стал таковым в январе 1937 с поступлением истребителей He 51. В следующие несколько месяцев туда же поступили истребители ещё двух типов: тренировочного Fw 56 и боевого PZL P.24. Машины поровну распределили между подразделениями части (по одному крило на каждый из типов во всех трёх ято), добавив таким «разнотипьем» головной боли лётному и техническому составу.
      Что тогда было с первыми двумя орляками мне не известно: их могли оставить как есть, а могли тоже сделать «гомогенными» (линеен, т.е. непосредственной поддержки и разузнавателен). И последний вариант представляется более вероятным.

В июле 1937 ввиду поступления из Германии новых самолётов (Ar 65 и Do 11) и выхода военной авиации из подполья организацию ВВС ещё раз поменяли, расформировав прежние орляки и сформировав взамен них новые: три армейских (смешанных) и 5-й бомбардировъчен (четвёртый номер был зарезервирован для ещё одного армейского, который планировали сформировать позднее).
        Если говорить об истребителях, то «Пулавчаки» пошли на вооружение истребительного ято 1-го орляка, «Арадо» - 2-го, а «Хейнкели» - 3-го, «Фокке-Вульфы» же к тому времени уже успели передать из строевых частей в учебные.

В ноябре 1939 в преддверии ещё одного крупного (по болгарским меркам) поступления техники организацию ВВС в очередной раз поменяли: бомбардировочный орляк оставили без изменений, а взамен армейских были сформированы «гомогенные» 1-й «линейный», 2-й истребительный и 3-й разведывательный, плюс ещё один безномерной Образцов орляк смешанного состава (по одному «линейному», истребительному и разведывательному ято) - это был уменьшенный до одной группы аналог немецких Lehr Gerschwader.
        Попутно изменили систему нумерации подразделений: боевым ято стали присваивать трёхзначные номера, в которых первой цифрой шёл номер орляка, последняя указывала на назначение подразделения («1» - исходно «линейное» ято, а с 1943 также Щука и Щурмови [и тут надо помнить, что болгарская буква «щ» - это вовсе не «ще», а отсутствующий в русском языке звук «шт»], «2» - истребительное, «3» - разведывательное, иначе войскове и войскове разузнавателно; про бомбардировочное я почему-то не записал, но по логике должно быть «4»), а второй цифрой шёл порядковый номер ято данного назначения в составе ВВС.
        При этом для «образцовых» ято эту систему слегка изменили, и первой цифрой у них стала «9», второй - «0», а третья соответствовала описанному выше стандарту.
        Применительно к истребительной авиации номера ято были следующими: 212-е, 222-е, 232-е и 242-е (все на Avia B.534) в составе 2-го истребительного орляка и 902-е (на P.24) в образцовом, а истребители прочих типов к тому времени уже передали в учебные части.

В середине июня 1940 маятник качнулся в противоположную сторону, и первые три орляка опять расформировали, сформировав взамен четыре армейски смесен (по одному на общевойсковую армию).
        И для ято, в результате этой реорганизации сменивших подчинение, соответствующим образом поменяли первую цифру их номера.
        Например, истребительные ято №№ 212, 232 и 242 переименовали в 112-е (1-й орляк), 332-е (3-й) и 442-е (4-й) соответственно, а 222-е (2-й) и 902-е (Образцов) сохранили прежние названия.

Полк. На этот раз как соединение, а не название ВВС.

1 июля 1940 все номерные орляки (т.е. четыре армейских и бомбардировочный) с сохранением прежней нумерации развернули в полки двухорлякного состава, плюс сформировали 6-й изтребителен полк, также в составе двух орляков. При этом «именной» образцовый орляк остался неизменным.
        Систему нумерации ято менять не стали, только первая цифра для подразделений, входивших в состав полка, стала указывать именно на полк, а не орляк.
        А орляки, входившие в состав полка стали обозначать дробями с порядковым номером орляка в полку в числителе и номером полка в знаменателе.
        Если рассматривать истребительную авиацию, то ято армейских полков остались без изменений в названиях и вооружении, разве что техникой им пришлось поделиться с формирующимися 652-м и 662-м ято орляка 2/6 (даты фактического формирования как самого орляка, так и его ято мне не известны).
        А в составе 1-го орляка 6-го полка в августе 1940 сформировали одно безномерное ято “Стрела” на только что полученных «Стрелах», т.е. Bf 109E. Чуть позже (вероятно, в сентябре) ему всё же присвоили номер 682, а в октябре изъяли половину самолётов для формирования 292-го ято того же орляка.

В феврале 1941 в составе орляка 1/6 сформировали третье ято - № 672, получившее на вооружение «пулавчаки» из расформированного тогда же 902-го ято Образцового орляка. Точнее, это официально было расформирование одной части и формирование новой, но вполне возможно, что по факту это был простой перевод с переименованием. Год спустя польские истребители списали в учебные, а взамен ято начало переучивание на Bf 109E.

В апреле 1942 по опыту кампании предшествующего года провели новую реорганизацию ВВС, расформировав все четыре армейских полка и Образцов орляк, взамен сформировав 1-й разведывательный и 2-й «линейный» полки, в которых собрали все ято соответствующего назначения.
        А все армейско-истребительные ято тогда передали в состав 6-го полка, где они стали 612-м, 622-м и 632-м 1-го орляка и 642-м 2-го. При этом прежние ято 2-го орляка остались на месте, а все старые ято 1-го перевели в только что сформированный орляк 3/6.

Въздушната ескадра.

Авиационное соединение из нескольких полков («линейного», бомбардировочного и истребительного), подчинённое верховному командованию, а не штабам армий. Сформировано в ходе апрельской реорганизации 1942 года.

В августе 1943 после поступления первой партии Ju 87 и провальной попытки перехвата «Либерейторов» на Avia B.534 2-й полк переформировали из «линейного» в штурмовой в составе двух орляков: 1/2. щука орляк на «Юнкерсах» и 2/2. щурмови орляк на истребителях-бипланах, поступавших туда по мере перевооружения подразделений 6-го полка на более современную технику (Bf 109G и D.520).

С формированием в декабре(?) 1943 орляка 4/6 число истребительных ято стало двухзначным, что заставило немного изменить принцип нумерации для новых подразделений: 712-е, 722-е и 732-е ято. Первое ято сформировали сразу, а два других добавили в начале 1944, но уже в июне 4-й орляк вместе со всеми его подразделениями расформировали, а персонал и технику направили на пополнение других частей.

Болгарская истребительная авиация в 1943-1945 гг

6. изтребителен полк

1/6. изтребителен орляк
612. изтребительно ято B.534, позже D.520
622. изтребительно ято B.534, позже D.520
632. изтребительно ято B.534, позже D.520

2/6. изтребителен орляк
642. изтребительно ято B.534, позже D.520, затем Bf 109G
652. изтребительно ято B.534, позже D.520, затем Bf 109G
662. изтребительно ято B.534, позже D.520, затем Bf 109G

3/6. изтребителен орляк
672. изтребительно ято Bf 109E, позже Bf 109G
682. изтребительно ято Bf 109E, позже Bf 109G
692. изтребительно ято Bf 109E, позже Bf 109G

4/6. изтребителен орляк
712. изтребительно ято D.520
722. изтребительно ято D.520
732. изтребительно ято D.520

4. 1946 год.

После сентябрьского переворота 1944 года организация болгарских ВВС не менялась, но в феврале 1946 провели небольшой ребрендинг.

Рояк («рой») - новое название для полков. Впрочем, оно так и не прижилось, и в конце года вернули прежнюю терминологию ... ненадолго (всего на несколько недель).

Одновременно с переименованием полков изменили нумерацию орляков, выкинув из неё слэш и превратив таким образом дроби в двухзначные числа. Например, орляки 1/6 и 2/6 тогда стали 16-м и 26-м. И новая система нумерации благополучно сохранилась при переходе к стандартам следующего периода.

5. Советский период.

В начале 1947 года при сохранении прежней нумерации названия авиачастей привели в соответствие с советской практикой: полк стал авиационна дивизия, орляк - авиационен полк, ято - ескадрила. Что стало с термином «крило» я не в курсе, про нумерацию эскадрилий тоже.

Позже с увеличением числа авиачастей началось формирование соединений более высокого уровня - авиационен корпус.

6. Постсоветский период.

Постсоветское сокращение болгарских ВВС привело к переходу на «территориальную» структуру из нескольких частей полкового уровня, именуемых авиобаза.

cold war, справочник, pre-ww2, Болгария, ww2, ww1, post-ww1

Previous post Next post
Up