... совсем не извращения (21) или советские асы на именных самолётах

Apr 26, 2024 11:30


        В отличии от американской авиации, в советских ВВС не было практики писать на самолётах имена лётчиков, за которыми они закреплены. Однако, как и в случае с многими другими правилами, из этого тоже случались исключения, пусть и немногочисленные.

все боковики за авторством М.Быкова aka owl_99


Як-1 из состава 183 иап, на котором в сентябре 1942 летал под Сталинградом старший лейтенант Михаил Дмитриевич Баранов.




  Надпись на правом борту.

В данном случае имел место быть совсем уж редкий, возможно даже уникальный случай со столь громкой и совсем нескромной надписью. Впрочем, вряд ли она была идеей самого лётчика и, очевидно, появилась только по случаю приезда в полк мастеров пера и пропаганды.

Баранов Михаил Дмитриевич, 1921 г.р.

На фронт попал младшим лейтенантом, к моменту гибели стал капитаном.

Провёл два «боевых тура» в составе 183 иап:
        - с сентября 1941 по март 1942 воевал на Южном фронте, летал на МиГ-3, одержал 8 побед (все лично);
        - в июле 1942, после перевооружения на Як-1, полк кратковременно нёс службу по обеспечению ПВО объектов Юго-Западного фронта, а затем до сентября воевал на Сталинградском фронте, и М.Д. Баранов там одержал ещё 15 побед, опять все лично.
        Следующий «тур» у него был в составе 9 гиап: с декабря 1942 по январь 1943 воевал на Сталинградском и (в январе) Южном фронтах, летал на Як-1, побед не имел.

Итоговый счёт - 23 личные воздушные победы [по данным представления к ГСС на одну больше] в более 200 боевых вылетах и 70 воздушных боях.

Погиб в авиакатастрофе 15.1.43.

Далее идёт уже более традиционный вариант обозначения принадлежности истребителя.
        Тоже не слишком скромный, но оправданный тем фактом, что самолёты, построенные на деньги граждан, вручались не ВВС в целом, а конкретным пилотам.
        Разумеется, получателей этих машин в большинстве случаев выбирали отнюдь не граждане, а авиационное командование.



    Як-1 с пониженным гаргротом, в декабре 1942 на торжественной церемонии в Саратове вручённый командиру 31 гиап майору Борису Николаевичу Еремину, который затем воевал на этом самолёте на Сталинградском и Южном (позже переименован в 4-й Украинский) фронтах и оставил его себе после назначения заместителем командира 6 гиад.
    В мае 1944, когда после освобождения Крыма дивизию вывели на отдых и доукомплектование, лётчик получил новый «дарственный» истребитель, а его старый Як-1 по просьбе жителей Саратова был передан в городской краеведческий музей и в результате сохранился до настоящего времени.
    Внешний вид самолёта показан с теми камуфляжем и обозначениями, которые он нёс с лета 1943 по май 1944 и затем сохранил на музейном хранении.

Этот самолёт был построен на средства пчеловода колхоза «Стахановец» Ферапонта Петровича Головатого, который позже собрал деньги ещё на один истребитель, который также вручили Б.Н. Еремину.

Еремин Борис Николаевич, 1913 г.р.

К началу боёв на оз. Хасан был воентехником 2-го ранга, Великую Отечественную начал старшим лейтенантом, а завершил подполковником.

В августе 1938 участвовал в боях на озере Хасан в составе одной из частей ТБА [там были 10 и 14 тбап] и совершил один боевой вылет в качестве бортмеханика на ТБ-3РН.
        На фронтах Великой Отечественной с первого до последнего дня, проведя за это время пять «боевых туров».
        Первым стало участие в боях на Южном фронте в составе 160 резап в течении нескольких дней июня 1941. Летал тогда на И-16, побед не имел.
        Второй он провёл с июля по сентябрь того же года на том же фронте и с теми же самолётами, но уже в составе 296 иап. Побед также не имел.
        Третий начался после переформирования полка и его перевооружения на яки:
        - с января по июль 1942 воевал на Юго-Западном фронте, летал на Як-1, одержал 5 личных и 9 групповых побед;
        - с июля по октябрь 1942 действовал на Сталинградском фронте и летал сначала на Як-7, а в конце августа пересел обратно на Як-1, одержав 2 личных и 4 групповых победы (1+1 на «семёрке», 1+0 на «единице», а по 0+3 данных о типе нет).
        Четвёртый он начал в ноябре 1942 как командир 273 иап, который буквально на следующий день после его официального назначения на должность был преобразован в 31-й гвардейский:
        - до января 1943 воевал на Сталинградском фронте, летал на Як-1, побед не имел;
        - с января 1943 по май 1944 воевал на Южном фронте (в октябре 1943 переименован в 4-й Украинский) и в декабре 1943 был повышен до заместителя командира 6 гиад (дивизия, в которую входил 31 гиап), летал на том же типе (и конкретно на том же «именном» самолёте), одержал 1 групповую победу в бытность комполка и 1 личную как замкомдив.
        Пятый «тур», с июля 1944 по конец войны на 1-м и 2-м Украинских фронтах, он провёл на той же должности, но летал уже на Як-3. Побед не имел.

Итоговый счёт - 8 побед лично и 14 в группе в 342 боевых вылетах и 70 воздушных боях.



Ла-5Ф из состава 126 иап, на котором осенью 1943 летал в ПВО Москвы капитан Петр Никифорович Белясник.

В данном случае опять имеется необычная особенность, внешне никак не проявляющаяся. Этот самолёт был построен на личные сбережения самого лётчика, то есть можно сказать, что он просто купил себе персональный истребитель.

Белясник Петр Никифорович, 1917 г.р.

Начало войны встретил лейтенантом, последний «тур» завершил майором.

Воевал в составе 126-го иап, проведя в нём три «боевых тура»:
        - с июня по сентябрь 1941 воевал на Западном фронте, летал на МиГ-3 и одержал 4 личные и 10 групповых побед;
        - с октября 1941 по август 1942 воевал под Москвой, летал сначала на «Томагавках», одержав на них 7 групповых побед, а в мае 1942 пересел на «Киттихауки»; с конца августа по середину сентября 1942 действовал под Сталинградом, одержав на «Киттихауках» ещё 4 личных и 4 групповых победы; обратно в ПВО Москвы полк вернулся без матчасти, в конце октября получив для боевого дежурства четыре старых «Томагавка», но фактически оставаясь небоеспособным вплоть до освоения Ла-5 в январе-феврале 1943; 1.10.43 126 иап официально исключили из Действующей армии;
        - в октябре 1944 полк вновь включили в состав Действующей армии и поставили на дежурство на Северном фронте ПВО (в декабре переименован в Западный). П.Н. Белясник продолжал службу в части до февраля 1945 и летал на Ла-5, но как и весь полк за всё время не совершил ни одного боевого вылета за отсутствием реальных воздушных целей.

Итоговый счёт - 8 побед лично и 21 в группе в 423 боевых вылетах и 78 воздушных боях.



Як-1 с пониженным гаргротом из состава 31 гиап, на котором во второй половине 1944 года летал на 1-м и 2-м Украинских фронтах майор Алексей Михайлович Решетов.

Самолёт построен на средства, собранные колхозниками Шатовского сельсовета Ивановского района Запорожской области.

Решетов Алексей Михайлович, 1921 г.р.

На фронт попал младшим лейтенантом, закончил войну майором.

В июне-июле 1941 нёс боевое дежурство в отдельном истребительном авиаотряде ПВО Харькова, летал на И-153, побед не имел.
        С августа 1941 по февраль 1942 воевал в составе 6 иап (один из двух с таким названием, будущий 149 гиап) на Юго-Западном фронте, летал на И-153, побед не имел.
        С марта по май воевал на том же фронте и в том же полку, но уже на Як-1 и одержал 4 личных и 1 групповую победу.
        С последних чисел мая 1942 по май 1944 воевал в составе 273 иап (с ноября 1942 31 гиап) на Юго-Западном, Сталинградском и Южном (позже переименован в 4-й Украинский) фронтах. Летал на Як-1 и Як-7 и одержал 7 личных и 9 групповых побед.
        С июля 1944 по май 1945 воевал на 1-м и 2-м Украинских фронтах, летал на Як-1 и Як-9 и одержал 11 воздушных побед (все лично).

Итоговый счёт - 22 победы лично и 10 в группе в 821 боевых вылетах и 127 воздушных боях.



Як-9Т из состава 728 иап, на котором осенью 1944 воевал на 1-м Украинском фронте старший лейтенант Александр Иванович Выборнов.

Самолёт был построен на средства, собранные школьниками г. Каширы.

Выборнов Александр Иванович, 1921 г.р.

На фронт попал сержантом, а войну закончил капитаном.

С октября 1942 по март 1943 действовал на Калининском фронте в составе 728 иап, но полк тогда активной боевой работы не вёл. Летал на И-16, побед не имел.
        С июля 1943 по май 1945 в том же полку воевал на Воронежском (позже переименован в 1-й Украинский) фронте, летал на Як-7 и Як-9, одержав 13 личных побед на первом типе и 8 на втором.

Итоговый счёт 21 победа лично в более чем 200 боевых вылетах.



Ла-7 из состава 9 гиап, на котором зимой 1944/45 воевал на 3-м Белорусском фронте (Восточная Пруссия) майор Алексей Васильевич Алелюхин.



Самолёт построен на средства, собранные коллективом Треста №41 НКАП.

Алелюхин Алексей Васильевич, 1920 г.р.

Великую Отечественную встретил младшим лейтенантом, закончил майором, а в Корейской участвовал полковником.

В Великую Отечественную провёл пять «боевых туров» в составе 69 иап (с марта 1942 9 гиап):
        - с июня по октябрь 1941 воевал на Южном фронте и в составе Приморской Армии (оборона Одессы), летал на И-16, одержал 3 личных победы;
        - с июня по сентябрь 1942 - на Юго-Западном и Сталинградском фронтах, летал на ЛаГГ-3, одержал 2 личных победы;
        - с декабря 1942 по июль 1943 - на Сталинградском и Южном фронтах, летал на Як-1, одержал 17 личных побед;
        - с августа 1943 по май 1944 - на Южном (позже переименован в 4-й Украинский) фронте, летал на «Аэрокобре», одержал 8 личных побед;
        - с октября 1944 по май 1945 - на 3-м и 1-м Белорусских фронтах, летал на Ла-7, одержал 2 личных победы.

Итоговый счёт - 32 победы лично в 601 боевом вылете и 123 воздушных боях.

Участвовал в Корейской войне: в октябре-ноябре 1950 как заместитель командира 151 иад, а с ноября 1950 по февраль 1951 как командир 28 иад, но лично в боевых вылетах не участвовал.

Россия, самол.Як-1~23, не извраты, самол.Ла, aviation art, ww2, асы WW2

Previous post Next post
Up