все боковики за авторством М.Быкова aka
owl_99
P-40B (сер.№ 41-13325) из состава 47 PS / 15 PG - персональный самолёт 2-го лейтенанта Джорджа Ш. Уэлча, на котором тот геройствовал утром 7 декабря 1941 при отражении японского удара по Перл-Харбору, умудрившись совершить три боевых вылета с короткими «пит-стопами» на дозаправку и пополнение боекомплекта и одержать четыре подтверждённых воздушных победы.
Джордж Шварц Уэлч, американец 1918 г.р.
Начало войны встретил 2-м лейтенантом USAAF, а завершил «боевой тур» капитаном.
Участник отражения удара по Перл-Харбору (подробности см. выше).
С 1942 по сентябрь 1943 воевал на Тихом океане в составе 8 FG (сначала в 36 FS, затем в 80-м и наконец в штабе группы), летал сначала на P-39D (3 победы на этом типе), а затем на P-38 модификаций G (6 побед) и H (3).
Итоговый счёт 16/1/0 (16 сбитых и 1 предположительно сбитый).
Погиб в авиакатастрофе 12.10.54 при испытаниях истребителя F-100A.
Tomahawk IIA (сер.№ AH965) из состава 126 иап, показанный по состоянию на конец ноября-начало декабря 1941, когда на нём среди прочих пилотов летал под Москвой старший лейтенант Степан Григорьевич Ридный.
А это тот же самый аппарат по состоянию на февраль-март 1942.
6 марта на нём после проведения воздушного боя совершил вынужденную посадку старший лейтенант Николай Степанович Самохвалов. И пилот, и самолёт этот инцидент благополучно пережили.
Степан Григорьевич Ридный, 1917 г.р.
Войну встретил младшим лейтенантом, а к моменту гибели стал старшим лейтенантом.
В составе 126-го иап провёл два «боевых тура»: с июня по сентябрь 1941 на Западном фронте, одержав в процессе 5 личных и 3 групповых победы на МиГ-3, а затем, после переформирования полка и переучивания на «Томагавки», под Москвой с октября 1941 по февраль 1942, добавив на свой счёт ещё одну личную и 10 групповых побед.
Итоговый счёт 6 личных и 13 групповых побед в 172 боевых вылетах и 53 воздушных боях.
Погиб в авиационной катастрофе 17.2.42, разбившись на одном из «Томагавков» полка.
Николай Степанович Самохвалов, 1918 г.р.
Войну встретил лейтенантом, последний «боевой тур» завершил капитаном.
Провёл два «тура» в составе 126-го иап:
- с июня по сентябрь 1941 воевал на Западном фронте, летал на МиГ-3 и одержал 3 личные и 4 групповые победы;
- с октября 1941 по август 1942 воевал под Москвой, летал сначала на «Томагавках», одержав на них 2 личные и 6 групповых побед, а в мае 1942 пересел на «Киттихауки»; с конца августа по середину сентября 1942 действовал под Сталинградом, одержав на «Киттихауках» ещё 3 личных и 2 групповых победы; обратно в ПВО Москвы полк вернулся без матчасти, в конце октября получив для боевого дежурства четыре старых «Томагавка», но фактически оставаясь небоеспособным вплоть до освоения Ла-5 в январе-феврале 1943; 1.10.43 полк был официально исключён из Действующей армии.
Итоговый счёт 8 личных и 12 групповых побед в 418 боевых вылетах и 56 воздушных боях.
14.8.44 погиб в авиакатастрофе на Ла-5, продолжая нести службу в том же полку.
Tomahawk IIB (сер.№ AK369) из состава 250-го сквадрона RAF, на котором в середине мая 1941, на начальном этапе операции по захвату французского Леванта летал в Палестине пайлот-офицер RAAF Крайв Р. Колдуэлл.
Клайв Робертсон Колдуэлл, австралиец 1910 г.р.
Статья про Колдуэлла чуть меньше года назад проходила в ЖЖ у художника, поэтому я его биографию расписывать не стану, ограничившись лишь итогами боевой работы, которые в статье не были озвучены в полном объёме:
- на «Томагавках» Mk.IIB 250-го сквадрона RAF он одержал 16 личных и 2 групповые (= 17 «целых») подтверждённые воздушные победы и 5 предположительных, плюс ещё 11 самолётов противника ему были засчитаны как повреждённые;
- на «Киттихауках» Mk.I 112-го сквадрона RAF он добавил ещё 3 личных и 1 групповую (= 3½) подтверждённые воздушные победы, а также 1 предположительно сбитый и 4 повреждённых самолёта противника;
- на «Спитфайрах» Mk.Vc 1-го крыла RAAF - ещё 8 подтверждённых и 2 предположительные победы.
Итоговый счёт 28½ подтверждённых побед, 8 предположительных и 15 повреждённых самолётов противника.
Curtiss H-81A-2 (China) сер.№ P-8173 из состава 3-го сквадрона AVG, с ноября 1941 бывший персональным самолётом вингмена [американские наёмники, не имея воинских званий, пользовались должностными категориями] Роберта Т. Смита (
уже проходившего в основном цикле постов) и показанный по состоянию на период с первых по двадцатые числа декабря 1941, когда сквадрон сначала сидел на основной базе группы в Таунгу [RAF Toungoo, Бирма], а на четвёртый день войны перебрался на передовой аэродром Мингаладон [RAF Mingaladon] под Рангуном.
Маркировка на P-8173.
Ангел Лиз - эмблема 3-го сквадрона изображалась по-разному на правом и левом бортах, а имена пилотов писали только слева.
Это тот же самый самолёт того же самого пилота, но уже повышенного до флайт-лидера, показанный по состоянию на январь-февраль 1942 после того как 30.12.41 «ангелов» отвели на отдых из Мингаладона на новую тыловую (относительно, потому что она всё же находилась в зоне досягаемости японской авиации) базу группы в китайском Куньмине [Kunming], где заканчивалась Бирманская дорога.
Маркировка борта 77, дополненная отметками побед лётчика (только слева) и появившейся уже в Куньмине трёхцветной окраской дисков колёс.
В середине февраля 1942 Р.Т.Смит убыл в командировку за новыми истребителями, а его собственный самолёт вместе с ещё несколькими машинами передали в состав 1-го сквадрона.
При этом вся маркировка, как индивидуальная, так и тактическая, осталась без изменений, что может говорить о том, что передача была временной и впоследствии машину собирались вернуть владельцу.
Ну, или перекрасить её просто не успели, потому что 28 февраля аппарат был разбит в аварии на аэродроме Магуэ [Magwe - новая передовая база «Тигров» в Бирме] одним из пилотов «Адама и Евы» вингменом Джоном Р. Росси.
Роберт Тарп Смит, американец 1918 г.р.
Краткая биографическая справка на Смита
уже была в одном из старых постов основного цикла, поэтому здесь я только итоги боевой работы аса распишу:
- в «Тиграх» он одержал 89/10/3/9 побед (все воздушные);
- в USAAF - 0/0/1.
Итого за войну 89/10/3/10 в двух ВВС.
Джон Ричард Росси, американец 1915 г.р.
До войны он был энсином USN и пилотом-инструктором в лётной школе, но в августе 1941 уволился и завербовался в Китай.
На Китайско-бирманско-индийский фронт прибыл вингменом и в этой же должностной категории завершил «боевой тур».
С декабря 1941 по июль 1942 воевал в составе 1-го сквадрона AVG, летал на H-81A-2 (China) и одержал 6 личных воздушных побед и две групповые «наземные», что по правилам «тигров» дало 62/7 подтверждённых побед на счету (предположительно сбитых и повреждённых самолётов противника за ним не числилось).
После расформирования группы в июле 1942 не стал возвращаться на родину, а остался в Китае, устроившись на работу пилотом авиакомпании CNAC [China National Aviation Corporation], и до конца войны летал на C-47, выполняя военно-транспортные рейсы между Индией и Китаем (всего более 750 полётов через Горб).
Вообще я собирался (вот уже более семи лет как) давать этот самолёт в основном («извратном») разделе, но раз пошла такая пьянка, режь последний огурец:
Борт 77, показанный на момент, когда эмблемы сквадрона уже наметили на борту, но ещё не накрасили в полном объёме, авиабаза Таунгу, вторая половина ноября 1941.