... извращения (391)

May 10, 2023 11:30


чуть переделанный боковик из книги “Aircraft of World War I 1914-1918” от издательства Amber Books


N.S.8 - морской патрульный «блимп», приписанный к базе дирижаблей RAF Ист-Форчун, на котором осенью 1918 года летал [или всё же «ходил», корабль же, пусть и воздушный] третьим офицером лейтенант Элан Д. Лайт.



[__био__]

Элан-Даглас Лайт, англичанин, 1891 г.р.

В начале 1915 пошёл добровольцем в армию, в марте стал офицером Middlesex Regiment и месяцем позже (17 апреля) оказался на Французском фронте. 16.6.16 его перевели из пехотинцев в миномётчики и в ноябре повысили до заместителя командира батареи.
        А весной 1917 он прошёл обучение в школе наблюдателей RFC, хоть это и означало грядущее понижение в должности и звании, и получил назначение во фронтовую эскадрилью.

Звания (Армия): 10.3.15 - временный 2-й лейтенант; 10.11.16 - «действующий» лейтенант; 22.4.17 - «действующее» лейтенантство снято вместе с прекращением исполнения обязанностей замкомбата [из-за перевода в авиацию]; 1.7.17 - временный лейтенант (уже в авиации; «газетировано» 8.1.18); 1.4.18 - уволен из армии ввиду перевода в RAF.
        Звания (RAF): 1.4.18 - временный лейтенант; 31.8.21 - исключён из списков RAF с присвоением звания почётного лейтенанта.

Части и кампании: после краткого курса подготовки летнабов получил назначение в состав 48-го сквадрона RFC. В моих старых записях значится дата 24.5.17, но это, вероятно, ошибка, и правильной датой будет 23.4.17, потому что именно такое старшинство установили для звания «летающий офицер (наблюдатель)», присвоенного будущему асу 3.6.17.
        Летал он на Bristol Fighter, сначала модификации F2A, а потом F2B и на последних одержал все 8 своих побед. Дважды был легко ранен в авариях на посадке, и второй инцидент (во время ночного вылета 10/11.9.17) стал финальной точкой его первого «боевого тура».

По следующим 6 месяцам у меня данных нет, за исключением информации о поданном Лайтом рапорте о желании стать пилотом. Однако, вместо направления в лётную школу его перевели на дирижабли.

С апреля по август 1918 он прошёл соответствующую переподготовку, и 26 августа был официально переквалифицирован из аэропланных наблюдателей в «дирижаблисты».
        Где-то в последних числах августа, или первых сентября 1918 Э.Д.Лайт получил назначение в авиастанцию RAF East Fortune и до конца войны принимал участие в патрульных полётах дирижаблей типа North Sea.

Победы: 1-я - 7.7.17; 4-я и 5-я - 22.8.17; 8-я и последняя - 9.9.17.

Награды (за Первую Мировую): 1914-15 Star, British War Medal и Victory Medal.

Приказом от 12.11.18 ас был переведён из воздухоплавателей обратно в летнабы, но дату фактического перевода в приказе не назвали, так что это могло быть как ещё во время войны, так и сразу после её окончания.
        По следующим 7 месяцам его службы у меня опять нет никакой информации, а 11.6.19 последовал перевод с активной службы в список «безработных», что означало демобилизацию.

В двадцатых-тридцатых годах Э.Д.Лайт жил в Малайе, занимаясь выращиванием каучуковых деревьев, управляя (или владея) соответствующей плантацией, а после начала Второй Мировой войны решил вспомнить о своём авиационном прошлом.

В апреле 1940 он записался в Добровольческий Резерв RAF, причём был зачислен в боевой, а не административный, или инструкторский состав.

Звания (RAFVR): 20.4.40 - «действующий» пайлот-офицер “on probation”; дату не знаю - пайлот-офицер “on probation”; 26.3.41 - пайлот-офицер; 15.5.41 - флаинг-офицер; 1.7.43 - временный флайт-лейтенант; дату не знаю - флайт-лейтенант; 10.2.54 - исключён из списков резерва с присвоением звания почётного флайт-лейтенанта.

Части и кампании: где-то в 1940 году (не позднее августа) Э.Д.Лайт стал воздушным стрелком в 209-м сквадроне RAF и летал на патрульных летающих лодках Lerwick Mk.I. К сожалению, у меня нет информации, продолжал ли он служить в прежней части когда она прошла перевооружение на Catalina Mk.I (апрель-май 1941), но к моменту убытия в Восточную Африку (конец марта 1942) его уже там точно не было.

Награды (за Вторую Мировую): были только «кампанейские» медали, но их перечня у меня нет.

4.3.42 наш герой был переведён из General Duties Branch в состав Административной службы и далее служил только на заведомо нелётных должностях.
        К сожалению, никаких подробностей его службы у меня нет, равно как нет и даты демобилизации, но в рядах резерва он продолжал числиться до 1954 года.
        За исключением этого есть только дата смерти аса - март 1987.




Живопись из книги “Our wonderful navy; the story of the sure shield in peace and war” 1919 года издания







асы WW1, извраты, luftschiffer abteilung, несамолеты асов, aviation art, ww1, Британское Содружество

Previous post Next post
Up