чуть доработанный боковик из Le Moniteur de L'Aeronautique № 4/1979
TF-15A [позже переименован в F-15B] сер.№ 71-0290, на котором в сентябре 1974 довелось полетать израильским лётчикам, направленным в США для оценки F-14 и F-15 перед принятием одного из этих истребителей на вооружение израильских ВВС. Процедура была единой для обоих претендентов: сначала освоение на симуляторах, потом допуск к практическим полётам на машинах с двойным управлением и американским инструктором во второй кабине и проведение учебных воздушных боёв с A-4 и F-4, в кабинах которых также сидели смешанные американо-израильские экипажи. Причём для полноты картины каждый из пилотов должен был «повоевать» как на «Игле» с «Томкетом», так и против них. Дальность пуска ракет флотского истребителя израильские специалисты посчитали избыточной в условиях Ближнего Востока, а по остальным параметрам F-15 выглядел предпочтительнее, его и решили заказать к дальнейшей покупке. В числе пилотов, участвовавших в этих испытаниях, было как минимум два интересующих меня персонажа: пилот-резервист Асаф Бен-Нун, на тот момент лётчик-испытатель IAI, и действующий офицер ВВС Исраэль Бахарав. Последний был асом с 12 победами, и это обстоятельство не прошло незамеченным принимающей стороной, поэтому перед его полётами на борту кабины TF-15A нанесли 12 концентрических окружностей, имитирующих отметки побед.
Бахарав уже проходил у меня в одном из старых постов, а биография Бен-Нуна упрятана под спойлером.
Асаф Бен-Нун, еврей, родившийся в Палестине в 1935 г.
В 1953 призван в армию. Подавал документы в лётную школу, но не прошёл из-за шумов в сердце и попал на службу в 17-ю пехотную бригаду «Гивати». На следующий год попытался снова и на этот раз успешно. Учился с 20-м набором и выпустился в июне 1956.
Звания [об израильских званиях см.тут]: по состоянию на 1967 - серен; ... ; на момент исключения из резерва ВВС - сааль.
Части и кампании (1): сразу после выпуска из лётной школы получил назначение в 105-й тейесет и летал на P-51D. 21.9.56 часть вывели в резерв, а самолёты сдали на хранение, но уже 25 октября эскадрилью вновь активировали для участия в войне с Египтом. В первом же боевом вылете Бен-Нун был сбит, во время штурмовки колонны египетской бронетехники нарвавшись на очередь из зенитного пулемёта. Когда масло начало заливать лобовое стекло, он взял курс на линию фронта, и когда мотор окончательно «сдох», совершил вынужденную посадку на своей территории. Последующие боевые вылеты обходились уже без таких приключений. В начале ноября 1956 война закончилась и в конце месяца 105-ю расформировали. В 1957 году Бен-Нун провёл около 6 месяцев во Франции, проходя курс переучивания на Mystère IV. После возвращения на родину он мог получить назначение в лётную школу, потому что известно, что во второй половине пятидесятых он был лидером пилотажной группы на учебных Harvard’ах, проводившей выступления на День Независимости. Впрочем, он мог этим заниматься и в свободное от основной службы время... Вот в конце пятидесятых он точно был строевым пилотом, летал на Mystère IV в составе 109-го тайесет и даже лидировал группу «Мистеров» во время авиапарада 1959 года. В 1960 он закончил контрактную службу и уволился в резерв, продолжив летать в прежней части, но уже с меньшей интенсивностью (по разу в неделю).
Демобилизовавшись в 1960 году, наш герой устроился работать в сельхоз.авиацию, став шеф-пилотом то ли какой-то небольшой специализированной фирмы, то ли отряда опылителей полей в более крупной конторе. С 1964 он параллельно с гражданской работой и службой как пилота-резервиста приступил к обучению на авиационного инженера. А после получения соответствующего диплома в 1968 году уволился из «кукурузников» и устроился лётчиком-испытателем в IAI. Там он в 1969 был назначен шеф-пилотом на проект истребителя Kfir и сохранял эту должность вплоть до 1984, в процессе пройдя переподготовку в USAF’овской Test Pilots School в 1971 году.
Части и кампании (2): как уже было указано выше, свои еженедельные полёты на поддержание техники пилотирования боевых самолётов пилот-резервист Бен-Нун проводил на «Мистерах» 109-й эскадрильи. На них же он участвовал в боях 6-дневной войны (5~10 июня 1967), водя четвёрки истребителей на штурмовку египетских и сирийских позиций. В первом вылете первого дня войны он участвовал в первом ударе по Египту и в процессе провёл воздушный бой и одержал свою первую подтверждённую победу, ставшую его единственным подобным достижением на «Мистерах». В третьем вылете третьего дня (уже на Сирийском фронте) он сам был сбит, причём так и не понял, откуда именно ему прилетело. Двигатель сразу же отказал, но высоты оказалось достаточно, чтобы спланировать до границы и катапультироваться уже над своей территорией. Правда, ветер подкачал, и парашютиста едва не снесло в руки сирийцам, но всё обошлось, и приземлился он хоть и под огнём противника, но всё же среди своих. Следующие сутки лётчику дали отдохнуть, а потом снова поставили в план полётов. Всего за пять полётных дней войны Бен-Нун совершил 13 боевых вылетов и одержал одну воздушную победу. После окончания войны последовала демобилизация резервистов и возвращение к традиционным полётам раз в неделю. 29.12.67 109-я сдала свои старые «Мистеры», а 1.1.68 получила комплект новеньких A-4H Skyhawk [в ВВС Израиля эти самолёты были известны как Ayit]. Переучивания резервистов на новый тип не предполагалось, поэтому всех их должны были перевести в другие части, но Бен-Нуна такая перспектива отнюдь не радовала, поэтому он развил бурную деятельность: Сначала он попросил комэска направить его на «наземный» курс ознакомления с матчастью A-4H. Отучился там, успешно сдал экзамены и запросил короткий (на 6 полётов) «воздушный» курс практического переучивания, мотивируя это желанием оправдать трату учебных часов. Получил на запрос отрицательную резолюцию (ибо резервист), но не смирился с этим и сумел-таки убедить командование («ведь это же всего шесть полётов!»). Получив разрешение, выполнил свои законные шесть полётов, после которых заявил о готовности в дальнейшем поддерживать технику пилотирования именно на «Скайхоках», в чём был поддержан своим инструктором. Ну и к концу 1968 года он уже в достаточной степени натренировался, чтобы получить полный допуск к выполнению боевых заданий на A-4H. На 1969 у меня есть данные о как минимум одном его боевом вылете на штурмовку (24 февраля), но вряд ли это была его единственная боевая миссия на этом типе самолётов. Став лётчиком-испытателем, Бен-Нун получил опыт полётов на истребителях линейки «Миража», и когда в конце 1972 года началось формирование 144-го тайесет на «Нешерах» он получил назначение в новую часть, в составе которой принял участие в Войне Судного Дня (6~24 октября 1973). Тогда он летал как на обычных Nesher, так и на Ra’am - модифицированном аппарате, ставшим первым шагом к будущему «Кфиру», и одержал четыре воздушные победы (все на «Нешерах»), единственным из всех пилотов-резервистов Израиля «заработав» титул истребителя-аса (все прочие израильские асы рубежа пяти побед достигали в бытность «регулярными» офицерами и только потом увольнялись в резерв). Данных по последующей военной службе аса я не имею, за исключением того, что он уволился из резерва ВВС по достижении возраста 60 лет (т.е. в 1995 году), успев к тому времени налетать 2700 часов на самолётах ВВС (в общей сложности 26 тренировочных, транспортных и боевых типов).
Победы: 1-я - 5.6.67; 5-я - 20.10.73. Всего то ли 5, то ли 6 побед.
Лётчиком-испытателем IAI Бен-Нун проработал до 1997 года, успев к тому времени побывать шеф-пилотом по проекту Lavi, а также поучаствовать в испытаниях других типов самолётов (например, C-130). Потом [или, возможно, параллельно с испытательной работой] он в течении четырёх с половиной лет был капитаном Boeing 727, принадлежавшего миллионеру Шаулю Эйзенбергу [Shaul Eisenberg / שאול אייזנברג] и получил возможность полетать по всему миру. А в последние три года перед уходом на покой ас работал КВС’ом в авиакомпании Arkia International [ ינלאומי של ארקיע ]. К сожалению, у меня нет данных, на чём он там летал.
Участники сентябрьских испытаний. Бахарав сидит первым слева, а рядом с ним сидит Бен-Нун.
Они же в расширенной компании. Бен-Нун сидит первым справа, а рядом с ним опять Бахарав.
Исраэль Бахарав готовится к вылету на TF-15A.
По завершении командировки Бен-Нун вернулся к лётно-испытательной работе на заводе, а Бахарав получил назначение в штаб ВВС как ведущий офицер по проекту F-15.