... извращения (366)

Jul 06, 2022 11:30


чуть-чуть переделанный сетевой боковик за авторством Владимира Быкова


Lockheed 10-A Electra зав.№ 1098, проданный югославской авиакомпании Аеропут ещё на этапе постройки, прошедший приёмочный полёт в США в мае 1937 и вместе со своим «систершипом» вскоре переданный в распоряжение представителям заказчика, среди которых был и шеф-пилот авиакомпании Владимир Стрижевски, уже проходивший в этом цикле постов.
    Югославы на «Локхиде» прошли переучивание на новый тип и облетали свои новые самолёты, а летом их морем переправили через Атлантику и Средиземное море, и в конце июля они получили сертификаты лётной годности и были включены в «действующий» флот авиакомпании.
    С вероятностью 100% Стрижевский полетал на -SAZ как в США, так и в начале его эксплуатации на Балканах, а возможно и позже.





Стрижевский (слева) и YU-SAZ на заводе «Локхид».



    YU-SAZ уже в Белграде стоит рядом с «Дрэгон-Рапидом» той же авиакомпании.

источник тот же


Через некоторое время на руль поворота машины нанесли традиционные для Аеропута обозначения национальной и «фирменной» принадлежности, и в таком виде лайнер пролетал большую часть своей карьеры.

выпущенная авиакомпанией JAT открытка с изображением YU-SAZ





    Директор фирмы Тадия Сондермаер [Тадија Сондермајер] и лётно-подъёмный персонал Аеропута, включая шеф-пилота (по левую руку от начальника), лето-осень 1938 или весна 1939. На правом фланге линейки самолётов авиакомпании все четыре имевшихся на тот момент «Электры» (YU-SAZ первая в ряду), за ними два «Кодрона Гоэлана», потом «Дрэгон Рапид» и кто-то там левофланговый (не разобрать).

В конце 1940 окраску самолётов авиакомпании дополнили трёхцветной полосой вокруг фюзеляжа, но это было уже после гибели Срижевского, поэтому возиться с третьим вариантом окраски YU-SAZ я уже не стал.

найденный в сети 3D-рендеринг позднего варианта окраски YU-SAZ



А 5 апреля 1941, за день до вторжения, самолёт по не известной (мне) причине плюхнулся на брюхо в нескольких километрах от белградского аэродрома, и вывезти его оттуда просто не успели, так что через неделю немцы обнаружили его на месте вынужденной посадки.




асы WW1, послевоенные асы, извраты, самол.лайнеры 19, Россия, Югославия, гражданские асы, флюг-капитаны, aviation art

Previous post Next post
Up