чуть-чуть переделанный
сетевой боковик за авторством Владимира Быкова
Lockheed 10-A Electra зав.№ 1098, проданный югославской авиакомпании Аеропут ещё на этапе постройки, прошедший приёмочный полёт в США в мае 1937 и вместе со своим «систершипом» вскоре переданный в распоряжение представителям заказчика, среди которых был и шеф-пилот авиакомпании Владимир Стрижевски,
уже проходивший в этом цикле постов.
Югославы на «Локхиде» прошли переучивание на новый тип и облетали свои новые самолёты, а летом их морем переправили через Атлантику и Средиземное море, и в конце июля они получили сертификаты лётной годности и были включены в «действующий» флот авиакомпании.
С вероятностью 100% Стрижевский полетал на -SAZ как в США, так и в начале его эксплуатации на Балканах, а возможно и позже.
Стрижевский (слева) и YU-SAZ на заводе «Локхид».
YU-SAZ уже в Белграде стоит рядом с «Дрэгон-Рапидом» той же авиакомпании.
источник тот же
Через некоторое время на руль поворота машины нанесли традиционные для Аеропута обозначения национальной и «фирменной» принадлежности, и в таком виде лайнер пролетал большую часть своей карьеры.
выпущенная авиакомпанией JAT открытка с изображением YU-SAZ
Директор фирмы Тадия Сондермаер [Тадија Сондермајер] и лётно-подъёмный персонал Аеропута, включая шеф-пилота (по левую руку от начальника), лето-осень 1938 или весна 1939. На правом фланге линейки самолётов авиакомпании все четыре имевшихся на тот момент «Электры» (YU-SAZ первая в ряду), за ними два «Кодрона Гоэлана», потом «Дрэгон Рапид» и кто-то там левофланговый (не разобрать).
В конце 1940 окраску самолётов авиакомпании дополнили трёхцветной полосой вокруг фюзеляжа, но это было уже после гибели Срижевского, поэтому возиться с третьим вариантом окраски YU-SAZ я уже не стал.
найденный в сети 3D-рендеринг позднего варианта окраски YU-SAZ
А 5 апреля 1941, за день до вторжения, самолёт по не известной (мне) причине плюхнулся на брюхо в нескольких километрах от белградского аэродрома, и вывезти его оттуда просто не успели, так что через неделю немцы обнаружили его на месте вынужденной посадки.