... извращения (361)

May 25, 2022 11:30


боковик за авторством Венсана Бургиньёна


    Ro.58 сер.№ 431 - первый из двух заложенных и единственный построенный прототип двухместного двухмоторного истребителя, ставшего развитием более раннего одноместного Ro.57. Капитано Адриано Мантелли - один из пилотов, в 1941 испытывавших прототип 57-го, поучаствовал в качестве консультанта на предварительном этапе проектирования 58-го, когда конструкторы определялись с компоновкой машины и размещением экипажа и вооружения. А потом его же пригласили провести испытания прототипа.
    Мантелли впервые поднял борт 431 в небо в мае 1942, а затем провёл если не все, то большинство полётов из цикла заводских испытаний, после чего перегнал машину в ВВС’овский испытательный центр в Гуидонии и начал проведение государственных испытаний.
    Летал он на этом аппарате как минимум до весны 1943 и среди прочего поучаствовал в неофициальных сравнительных испытаниях с Me 410, показав не слишком большое, но всё же преимущество итальянской машины над немецкой, несмотря на менее мощные двигатели.

На боковике по недосмотру художника самолёт показан как будто в процессе уборки шасси: створки открыты, но основные стойки уже почти убраны, так что виден лишь кусок колеса.



[__био__]

Адриано Мантелли, итальянец 1913 г.р.

Увлёкшись авиацией ещё в ранней юности, он в свободное от учёбы (в Regio Istituto d’Arte “Paolo Toschi” в Парме) время ездил на своём мотоцикле (или даже велосипеде) в Канту для занятий в тамошней планерной школе [не уверен, что там были фактические полёты, а не только теория + запуск моделей], а в 1929 году, т.е. в возрасте 16 лет на паях с кузеном основал фирму S.D.A.M. специально для постройки летающих моделей, с которыми потом они выступали на соревнованиях. В 1931 он сделал следующий шаг, начав проектирование и постройку полноразмерного планера собственной конструкции, который потом самолично испытал и в 1932 «заработал» на нём диплом пилота-планериста.
        Позже [даты не знаю, но, рассуждая логически, это было в конце 1933-начале 1934] он записался в военную лётную школу, закончив её осенью 1934, и 7 октября был принят в кадровый состав ВВС.

Звания: 7.10.34 - сотто-тененте; начало февраля 1937 - тененте; 12.2.40 - капитано; не позднее 1943 - маджоре.

Части и кампании: С осени 1934 служил в частях 1-го истребительного стормо и летал на Fiat CR.20.
        В 1935 после начала Абиссинской войны его перевели в Squadriglia Caccia, сформированную в Reparto Sperimentale di Volo (испытательный центр) в Гуидонии, получившую истребители CR.32 и включённую в состав столичной ПВО.
        Позже он (возможно, вместе со всей эскадрильей) оказался в составе нового 6-го стормо, а когда там начали собирать группу лётчиков для командировки в Испанию, вызвался добровольцем.

Помощь мятежникам нарушала подписанное Италией соглашения о невмешательстве, поэтому её прикрывали частной инициативой, и отправлявшиеся на войну итальянские военнослужащие получали документы на вымышленные имена и формально включались в состав испанского Иностранного Легиона, где им присваивали звания, эквивалентные исходным итальянским. И сотто-тененте Мантелли таким образом превратился в альфереса Арриги [Arrighi].
        27.8.36 в порт Виго пришло итальянское судно Aniene (закамуфлированный испанский транспорт Ebro), привёзшее 9 истребителей Fiat CR.32, якобы купленных частным образом, и группу из 9 пилотов и 5 механиков, якобы завербовавшихся в Легион.
        Там из них сформировали 2-ю истребительную эскадрилью Иностранного Легиона [2ª Escuadrilla de Caza del Tercio], каковая по железной дороге добралась до назначенного ей аэродрома 30 августа, в тот же день приступив к выполнению боевых вылетов.
        Осенью 1936 Мантелли/Арриги перевели в состав 1-й эскадрильи, но я не знаю, когда именно и надолго ли. В списке побед все его успехи 1936 числят именно за 1-й эскадрильей, однако как минимум первые победы он точно одержал во время службы во 2-й.
        Всего в 1936 году на его счёт записали 9 личных побед и все шесть документально известных групповых.

28.12.36 «испанскую» Авиацию Иностранного Легиона [Aviación del Tercio Extranjero] расформировали, а взамен организовали итальянский Авиационный Легион [Aviazione Legionaria], но его истребительный компонент в тот момент оставили без изменений (I Gruppo в составе 1-й, 2-й и 3-й эскадрилий на CR.32). Зато чуть позже, в январе 1937 прибытие новых пополнений позволило сформировать ещё три эскадрильи, составившие вторую истребительную группу.
        Для помощи с введением в бой в новые части перевели небольшое число ветеранов, и Мантелли/Арриги таким образом оказался в составе 4-й эскадрильи 2-й группы. В этой части он одержал ещё одну победу, 11.2.37 сбив бомбардировщик Potez 540, но и сам попал под ответный огонь его воздушного стрелка.
        Пробитый маслобак заставил лётчика срочно возвращаться на свою сторону фронта, пока перегревшийся двигатель не заклинило, и в этот момент он подвергся атаке И-15 будущего Героя Советского Союза Г.Н.Захарова, получил дополнительные повреждения и был вынужден садиться, так и не дотянув до линии фронта.
        При посадке на песчаном берегу реки истребитель скапотировал, но пилот не пострадал и сумел благополучно убраться с места аварии до подхода республиканских солдат, а потом благодаря содействию одного из местных жителей, взявшего за услуги проводника сотню песо, легко вышел на авангард наступавшего итальянского корпуса.
        В апреле 1937 прошла ещё одна реорганизация итальянских авиачастей, во время которой прежние истребительные группы расформировали, а их эскадрильи переименовали и, перетасовав, собрали в новые группы. 4-я эскадрилья 2-й группы тогда превратилась в 24-ю 16-й.

В начале мая 1937 Мантелли/Арриги был временно переведён (или откомандирован) в состав 65-й штурмовой эскадрильи, имевшей на вооружении самолёты Breda Ba.65, и 8 числа он поучаствовал в первом боевом вылете этой части, но вскоре после этого закончил командировку и вернулся обратно в Италию.

Победы: 1-я - 16.9.36; 5-я и 6-я - 16.10.36; 10-я - 11.2.37. Всего за войну ему засчитали 10 самолётов сбитых лично и 12 в группе [но из последних по документам проходят только 6], плюс 2 уничтоженных на земле (лично). Сверх того было 3 групповых неподтверждённых воздушных победы. Итого в сумме 27 - и именно это число потом озвучивалось как результат его боевой работы.

Награды (в порядке старшинства):
    - две Medaglia d’argento al valor militare - обе за Испанию;
    - Croce al merito di guerra - за WW2;
    - Medaglia d’argento al valore aeronautico - даты не знаю, могла быть как за военные подвиги, так и за испытания;
    - Medaglia commemorativa della campagna di Spagna (1936-1939) - учреждена 6.6.40;
    - Medaglia di benemerenza per i volontari della campagna di Spagna - учреждена тогда же;
    - испанский Croce Laureada di San Ferdinando [Cruz Laureada de San Fernando = «Кавалерский крест Королевского военного ордена Святого Фердинада»] - тоже за Испанию.

В середине 1937 Мантелли стал лётчиком-испытателем со специализацией на самолёты-истребители и служил сначала в Centro Sperimentale di Volo di Guidonia, а в начале 1943 был переведён в Direzione Costruzioni Aeronautiche di Napoli.
        Новый род занятий в отличии от службы в строевых частях оставлял гораздо больше свободного времени на хобби, поэтому ас снова вернулся к спортивному планеризму, и три года подряд, в 1937-1939 побеждал в национальных соревнованиях и участвовал в международных выступлениях.
        С начала Второй Мировой соревнования прекратились, но полёты на планерах продолжались, а ещё Мантелли продолжил свои опыты в проектировании летательных аппаратов и в 1941 году, продолжая более раннюю серию своих планеров AM.1 ~ AM.5, построил лёгкий самолёт AM.6.
        С началом регулярных дневных бомбардировочных рейдов Союзников на Италию лётчиков-испытателей стали привлекать к их отражению. Мантелли в этом не стал исключением и свой последний боевой вылет он совершил на Macchi C.202 8 сентября 1943 всего за день до объявления о капитуляции. [В одной из статей говорится, что в том вылете он сбил B-24, но подтверждения этому из более авторитетных источников я не нашёл]

Королевство тогда не просто вышло из войны, но перешло на сторону противника, обратив оружие против недавнего союзника, но Мантелли решил податься на север в только что основанную Итальянскую Социальную Республику, продолжив лётно-испытательную работу в рядах её ВВС.
        В 1944 году ас испытывал серийные Fiat G.55 и параллельно работал инструктором по переучиванию на них строевых пилотов.
        А зимой 1944-45 он сформировал специализированную планерную учебную часть национально-республиканских ВВС под названием Nucleo Volo Senza Motore, которой затем командовал параллельно с испытательной работой.
        NVSM располагала небольшим числом буксировщиков AVIA FL.3, а в качестве «прицепных» использовала несколько планеров CVV.2 Asiago и прототип CVV.6 Canguro. Официально признание со стороны командования она получила только в марте 1945, но работу начала сразу после фактического создания.
        Тренировочные полёты продолжались вплоть до 23.4.45, когда аэродром окружили партизаны. Авиаторы тогда отклонили предложение о сдаче и несколько дней потом сидели в круговой обороне, но 28-го всё же сложили оружие.

После войны Мантелли с другими республиканскими офицерами попал под трибунал, который в его случае не обнаружил состава преступления, тем не менее доверие подсудимый утратил, поэтому дело закончилось увольнением.

Вернувшись к гражданской жизни, ас уже в 1945 году вместе с компаньоном основал фирму Alaparma специально для производства лёгких самолётов своей конструкции, ставших прямым развитием модели AM.6.
        1949 в составе группы немецких и итальянских авиационных специалистов его пригласили на работу в Аргентину, и там он кроме работы на благо аргентинских ВВС занимался спортом и побил итальянский рекорд дальности полёта одноместных планеров.
        В 1951 вернулся в Италию и на этот раз был принят на службу в ВВС в прежнем майорском чине, занявшись уже привычным делом - организацией Centro Militare di Volo a Vela, а годом позже создал Centro Volovelistico di Rieti - «совместное предприятие» ВВС, Управления гражданской авиации и Аэроклуба Италии.
        Конструкторскую и предпринимательскую деятельность, как и авиационный спорт он тоже не забросил и в пятидесятых годах принял участие в нескольких международных соревнованиях и поставил несколько национальных рекордов. А в начале шестидесятых он, пилотируя свои мотопланеры и лёгкие самолёты, сумел поставить несколько мировых рекордов.

Всего за время лётной карьеры Адриано Мантелли налетал около 10 тысяч часов, освоив около 200 типов летательных аппаратов, а военную карьеру он завершил почётной отставкой в генеральском чине [даты я не знаю].
        Уйдя на покой, ас продолжал участвовать в деятельности Аэроклуба Италии и ассоциации планеристов и скончался 6.5.95 по дороге на очередное мероприятие.



Ro.58 на раннем этапе заводских испытаний в мае 1942:


 


Ro.58 после переделки системы охлаждения:




Фотографии с госиспытаний в Гуидонии:


 



 



 


Адриано Мантелли готовится к взлёту:




Пишут, что снимок сделан во время сравнительных испытаний с Me 410.

самол.итальянские, послевоенные асы, извраты, испытатели, тыловые асы, Италия, ww2, aviation art, асы WW2

Previous post Next post
Up