... извращения (353)

Mar 16, 2022 11:30


боковик за авторством М.Быкова aka owl_99


    FK.8 сер.№ C3588 - единственный самолёт этого типа попавший в 31-й сквадрон RAF в Северо-Западном Пограничье Индии.
    9 мая 1919, в разгар 3-й Англо-Афганской войны он поучаствовал в массированном (с учётом особенностей театра) авиаударе по неприятельской базе в Дакке, в котором задействовали все 16 исправных машин сквадрона (15 B.E.2 и единственный «Армстронг-Уитворт»), часть из которых сделала по нескольку боевых вылетов. Суммарный боевой налёт в этой операции составил 60 часов 10 минут, и в процессе экипажи сбросили тонну с четвертью бомб, настреляли 1151 патрон и сделали 14 аэрофотоснимков объектов атаки.
    Без потерь тоже не обошлось: стремление лётчиков работать наверняка вкупе с отличной стрелковой подготовкой некоторых афганцев стоило нападающим трёх аппаратов, подбитых над целью и плюхнувшихся на вынужденную на своей стороне фронта, что позволило экипажам избежать попадания в плен.
    Одним из удачливых неудачников оказался капитан Дуглас Х.М. Карбери, вдребезги разбивший на вынужденной посадке повреждённый огнём с земли борт C3588. Сам он при этом не пострадал, наблюдатель, очевидно, тоже [иначе в описании инцидента это было бы отражено], а вот аппарат пошёл на списание, из-за чего в последующих вылетах, в т.ч. ночном бомбардировочном рейде на дворец эмира в Джелалабаде тому же пилоту потом пришлось довольствоваться древними B.E.2.

[__био__]

Дуглас-Хью-Моффатт Карбери, англичанин, 1894 г.р.

Родился и вырос в Индии, но после смерти отца в 1913 году был перевезён опекунами в Англию, где завершил среднее образование в King’s School в Брутоне, а потом поступил в Royal Military Academy в Вулвиче и сразу после начала войны попал под досрочный выпуск с присвоением офицерского звания и направлением в строевую часть.

На Западный фронт он прибыл 15.12.14 вместе с 96-й батареей Королевской полевой артиллерии, но в январе 1915 был переведён в батарею ‘E’ Королевской конной артиллерии, вернувшись обратно в 96-ю к весне того же года и был ранен в боях под Ипром 14.5.15.
        16.7.15 он вернулся на фронт в состав 125-й полевой батареи, в ноябре был переведён в 68-ю (тоже полевую) и в ней получил второе ранение (лёгкое), даты которого я не знаю.
        По его собственным словам, дожидаться ранения №3 он не захотел и написал рапорт о переводе в авиацию.

20.4.16 стал курсантом 19-го RAS [резервного сквадрона] на аэродроме Hounslow. В июле он выполнил первое соло, потом успешно сдал экзамены на самолёте B.E.2c и в последний день месяца ему выписали диплом Королевского Аэроклуба за № 3383.
        4.8.16 он был поименован Летающим Офицером и официально откомандирован в RFC. Примерно тогда же (плюс-минус несколько дней) его зачислили в состав строевой эскадрильи, проходившей начальную подготовку там же в Хаунслоу.

Звания (1): 12.8.14 - 2-й лейтенант артиллерии; 9.6.15 - лейтенант; 26.8.17 - поименован флайт-коммандером с одновременным присвоением временного капитанского звания в RFC; 3.11.17 - капитан артиллерии; 1.8.19 зачислен в постоянный состав RAF в чине капитана (позже флайт-лейтенанта).

Части и кампании: с августа [или даже с последних чисел июля] 1916 служил в составе 52-го сквадрона RFC, проходившего тогда подготовку в Англии на самолётах B.E.2c и B.E.12, а в ноябре получившего взамен них новые R.E.8, с которыми и убыл на Западный фронт в середине месяца. В феврале 1917 прошло обратное перевооружение на B.E.2f и 2g [если кто не в курсе, это конверсионные «химеры» из фюзеляжей от 2c и 2d, состыкованных с крыльями от 2e], но в мае, когда «ариэйтов» на складах скопилось достаточное количество, перевооружение прошло ещё раз. Всего за время службы в 52-м Карбери одержал две воздушных победы: первую на R.E.8 и вторую на B.E.2g.
        28.8.17 его повысили до флайт-коммандера и перевели на соответствующую должность в 9-й сквадрон, также воевавший на R.E.8. Но уже 21 октября он завершил свой «боевой тур» и вернулся в Англию.

Отгуляв короткий отпуск, в ноябре 1917 Карбери стал инструктором в 15-м TS [тренировочный сквадрон, бывший RAS], а в апреле 1918 он в неизвестном мне качестве оказался в Chapperton Down Artillery School [насколько я знаю, там были курсы только по «чистой» артиллерии, без всякой связи с авиацией].

В начале августа 1918 начался его второй «тур» на Западном фронте - он тогда возглавил один из флайтов 59-го сквадрона RAF. Основным вооружением этой части были R.E.8, но кроме них имелось также небольшое число F2B, каковые использовались как скоростные разведчики, но никак не истребители. Карбери довелось летать на обоих типах, но воевал он преимущественно на R.E.8 и одержал на них ещё 4 подтверждённые победы, став вторым и последним лётчиком-асом британской корпусной авиации.

Победы: 1-я - 25.1.17; 5-я - 24.9.18. Всего 6 подтверждённых воздушных побед, плюс ещё одна, упоминавшаяся в официальном коммюнике RAF, но отсутствующая в документах сквадрона, включая послеполётный рапорт лётчика.

Награды (1) до 1920 г в порядке награждения:
    - Military Cross - 26.3.17 по представлению от 19.2.17;
    - Mention in Dispatches - в мае 1917;
    - Distinguished Flying Cross - 3.12.18;
    - 1914-15 Star - учреждена в декабре 1918;
    - British War Medal - учреждена 26.7.19;
    - Victory Medal (United Kingdom) с дубовыми листьями на ленте [символ MiD] - эта медаль тоже была учреждена 26.7.19;
    - India General Service Medal [которая 1909 года, а не одноимённая 1936] c двумя пряжками “Afghanistan NWF 1919” и “Waziristan 1919-21”;
    - планка повторного награждения к Distinguished Flying Cross - 12.7.20 [за Афганскую войну].

В составе 59-го сквадрона Карбери служил вплоть до 5 января 1919, а потом вернулся в Англию.
        Изъявив желание остаться на активной службе, он в марте 1919 получил назначение в Индию в состав 31-го сквадрона RAF, вооружённого старыми B.E.2c и B.E.2e, плюс единственным относительно современным «Армстронг-Уитвортом» FK.8. В июне 1919 началось постепенное перевооружение части на F2B, завершившееся только в феврале 1920.
        Карбери летал на самолётах всех трёх типов, в т.ч. и на боевые вылеты Третьей Англо-Афганской войны и кампании против бунтующих племён Северо-Западного Пограничья.
        В августе 1919 его назначили командиром сквадрона, однако, без присвоения соответствующего чина, а в январе 1920 он сдал пост другому офицеру, вернувшись к исполнению обязанностей флайт-коммандера.

Летом 1920 ас вернулся в метрополию, а осенью по каким-то причинам решил «завязать» с полётами и начал хлопотать о «возвращении к истокам». 20.12.20 его перевод в авиацию отменили, потом в первый день нового года сняли авиационное звание, а днём позже восстановили в списках офицеров Королевской Артиллерии.

Звания (2): 2.1.21 - восстановлен в капитанах артиллерии; 29.7.33 - майор; 19.1.40 - «действующий» лейтенант-колонел; 19.4.40 - он же временный; 1.2.41 - он же постоянный; 1.7.42 - «действующий» колонел и одновременно такой же бригадир; 1.1.43 - оба этих звания стали временными; 30.6.44 постоянный колонел со старшинством от 1.2.44; 2.7.46 - почётное звание бригадира по случаю выхода в отставку.

О после-авиационной службе аса мне мало что известно.
        Точно можно сказать, что с 26.10.27 по 8.11.29 он был на адъютантской должности [не знаю, где именно], потом служил в Индии в частях горной артиллерии и участвовал в боях кампании 1930-31 гг по подавлению восстания пуштунских «краснорубашечников» в Пешаваре.
        В тридцатых служил в Англии, а летом 1939 поступил в Staff College, закончив обучение уже после начала войны. Тогда же он отказался от предложенного ему возвращения на авиационную службу.
        Впрочем, с авиацией он всё же оказался связан, но «по другую сторону мушки», получив назначение в артиллерийские части ПВО Англии, а в 1942-43, достигнув пика своей карьеры, с 1.7.42 по 14.4.43 командовал 14-й (Западно-Африканской) зенитно-артиллерийской бригадой [в Западной Африке, т.е. в тыловой зоне].
        С июля 1943 воевал на Бирманском фронте в частях конной артиллерии.
        В 1945 вернулся в Англию.

Награды (2) после возвращения в артиллерию:
    - третья пряжка (“North West Frontier 1930-31”) на ленту India General Service Medal;
    - 1939-1945 Star;
    - Burma Star;
    - Defence Medal;
    - War Medal 1939-1945.
        Таким образом, за всё время службы в артиллерии, включая боевые действия двух мировых и одной колониальной войн, он не получил ни одной награды за храбрость или заслуги, а был удостоен лишь «кампанейских» медалей.

2.7.46 вышел в отставку.
        Скончался 27.4.59.









асы WW1, послевоенные асы, извраты, неистребители асов, Британское Содружество, post-ww1, самол.прочие, aviation art

Previous post Next post
Up