Отправной точкой истории истребителей F4F можно считать ноябрь 1935, когда Флот США объявил конкурс на новый палубный истребитель. Под этот конкурс фирма Grumman подготовила проект G-16 - биплан, дальнейшее развитие F3F-1 под один из двух 800-сильных двигателей, тогда находившихся на «прототипной» стадии: Pratt & Whitney [далее PW] XR-1535-92 или Wright [далее Wr.] XR-1670-02.
Проект приняли, и 2.3.36 выдали заказ на постройку прототипа XF4F-1, но три месяца спустя произошло сразу два знаковых события:
1) фирма Brewster представила свой проект истребителя-моноплана B-139 c 950-сильным Wr. XR1820-22 Cyclone G, который по расчётам оказался однозначно лучше G-16, и 22.6.36 получила контракт на постройку прототипа XF2A-1;
2) а конструкторы самого Груммана закончили проект G-19 - улучшенный F3F-1 с заменой двигателя на такой же «Циклон G» и получили расчётные данные близкие к таковым у G-16.
Поэтому фирма предложила остановить работы по G-16 и далее делать истребитель-биплан G-19 (он стал потом F3F-2), параллельно занимаясь «конкурсным» истребителем-монопланом.
Проект G-18 стал результатом экстренной переработки G-16 в моноплан с более мощным двигателем PW R-1830-66 Twin Wasp SC-G 1050 л.с., оснащённым 1-ступенчатым 1-скоростным нагнетателем.
28.7.36 прежний контракт на постройку прототипа c биплана XF4F-1 перевели на моноплан XF4F-2. Летом следующего года постройку этого самолёта закончили и облетали его 2.9.37.
В середине 1938 начались конкурсные испытания, на которых XF4F-2 показал некоторое преимущество в максимальной скорости над XF2A-1 (10 миль/ч), но сильно уступал тому в маневренности и продемонстрировал очевидные нелады с устойчивостью и управляемостью, поэтому победителем стал «Брюстер», 11.6.38 получивший контракт на серию в 54 экземпляра F2A-1.
А «груммановский» прототип вернулся обратно на фирму для дальнейшей работы по улучшению и обновлению проекта.
Плодом этих усилий стал проект G-36 - тот же фюзеляж, только с новым и более мощным 1200-сильным «Твин Уоспом» XR-1830-76 с 2-ступенчатым 2-скоростным нагнетателем, и новые крыло и оперение увеличенной площади и рубленых очертаний.
Расчёты обещали прирост в скорости не менее 40 миль/ч, с которыми преимущество над «Броюстером» становилось уже однозначным, и в октябре 1938 последовал заказ на переделку прототипа в новую версию под названием XF4F-3.
12.2.39 переделанный аппарат поднялся в воздух и подтвердил заметное улучшение характеристик, пусть и не столь сильное, как ожидалось. И в августе 1939 фирма получила контракт на серийное производство с 54 истребителями F4F-3 в первом заказе.
Первый экземпляр F4F-3.
F4F-3. Серийные истребители по результатам испытаний прототипа получили ряд изменений, но т.к. производство фирма начала ещё до получения официального заказа и утверждения списка необходимых доработок, то первые две машины (первая из которых поднялась в воздух в феврале 1940) оказались нестандартными.
В первую очередь, у них отличалось вооружение: два 0.3” в носу и два 0.5” в крыле, как это было у прототипа, тогда как на всех последующих ставили четыре крыльевых 0.5”.
Следующие два аппарата, принятых флотом в июле 1940, по его же заказу были построены как прототипы с «Циклоном» R-1820-40 [это военное обозначение двигателя G205A, стоявшего на самолётах французского заказа] для последующего сравнения их со стандартными F4F-3.
И только с пятой машины в августе 1940 пошли те самые стандартные F4F-3, а параллельно с ними выпускались экспортные истребители.
боковик из оспреевских асов FAA
G-36A сер.№ AX824 из той партии в шесть машин, что по неясной причине получила обозначение «Мартлет» Mk.III, вместо правильного Mk.I. Окраска относится к январю-февралю 1941, когда машина использовалась для тренировки лётчиков 880-го сквадрона FAA.
G-36A, иначе Martlet Mk.I. В октябре 1939 Французская закупочная комиссия заинтересовалась F4F и начала переговоры о покупке 100 экземпляров для своих новых авианосцев (строившегося «Жоффра» и его ещё не заложенных систершипов). Опасаясь трудностей с поставкой новых моделей двигателей «Твин Уосп», вместо них французы выбрали более доступные однорядные «Циклон» G205A 1200 л.с. с 1-скоростным 1-ступенчатым нагнетателем, а число «живых» аппаратов в итоге сократили до 81, решив добрать остаток запчастями.
Вооружение (4 или 6 пулемётов винтовочного калибра) собирались устанавливать уже во Франции, а фирма должна была обеспечить для них четыре основных посадочных места (два сверху фюзеляжа и два в крыле) и два дополнительных (тоже в крыле). Причём последние разместили не рядом с основными (как это было сделано на F4F-3), а дальше по размаху (там, где позже поставили дополнительные «стволы» на F4F-4).
Оформление заказа окончательно завершилось только 1 мая 1940, когда постройка самолётов уже шла полным ходом, и первый эскземпляр облетали то ли 10-го, то ли 11-го числа.
Когда в июне из Франции пришла весть о начавшихся переговорах о перемирии, объединённая англо-французская закупочная комиссия провела перепродажу всех текущих французских контрактов Великобритании за символическую цену в 1$. Таким образом французский контракт № 113 превратился в британский F-292, а G-36A стал «Мартлетом» Mk.I.
На тот момент готово было семь аппаратов, на которых срочно провели замену оборудования на соответствующую британским стандартам и подготовили к установке вооружение из четырёх крыльевых «Браунингов» 0.5” на «французских» посадочных местах.
27.7.40 первая партия истребителей прошла официальную приёмку на заводе и потом «своим лётом» была поставлены в Канаду, а оттуда морем перевезена в Англию, 7 августа прибыв на место. Немного позже за ними последовали следующие партии машин.
Поставки G-36A в Англию (даты прибытия партий и серийные номера):
7. 8.40 6 шт AX824~829 [*]
22. 9.40 21 шт BJ507~527
27. 9.40 17 шт BJ554~570
19.10.40 [**] 10 шт BT447~456 потеряны в процессе доставки
10~12/40 27 шт AL236~262 [***]
итого 81 шт, из которых 10 потеряли в процессе доставки
* Самолёты этой партии по непонятной причине оказались потом записаны как Mk.III, но и по двигателю, и по крылу (вооружению) это были стандартные Mk.I, так что, скорее всего, произошла простая ошибка.
** Указана дата потопления SS Ruperra, который вёз эту партию самолётов через Атлантику (его торпедировала подводная лодка U-46).
*** Судя по всему, они прибыли тремя партиями в конце октября, середине и конце ноября.
Серийные номера самолётам первых трёх партий присвоили уже после прибытия в Англию, четвёртую пронумеровали при оформлении документов на потерю, а вот «блок» AL присвоила в США закупочная комиссия. И вообще-то в нём было не 27, а 32 самолёта, но машины с номерами AL231~235, которые в «американских» документах числятся отправленными в Канаду, в «канадских» и «английских» не упоминаются. А так как недостачи в самолётах не наблюдается: 81 построен, 71 получен, 10 потеряны в процессе доставки, то явно имел место какой-то бюрократический «косяк».
Борт AX828, на фотографии которого отлично видно и короткий «циклоновский» капот, и разнесённое по размаху вооружение.
XF4F-4. В соответствии с уточнённым в марте 1940 контрактом последний, 54-й самолёт из первоначального заказа на F4F-3 построили в качестве прототипа версии со складным крылом и гидравлическим приводом механизма складывания. Этот аппарат был облётан 15.4.41, а 14 мая сдан флоту для дальнейших испытаний.
боковик в исполнении М.Быкова aka
owl_99, взятый из
статьи на Варспоте
Martlet II сер.№ AM968, сквадрон № 806A, авианосец HMS Indomitable, Средиземное море, август 1942.
G-36B, иначе Martlet Mk.II. Британская Закупочная Комиссия тоже заинтересовалась F4F-3 как палубным истребителем и в начале 1940 начала переговоры о закупке 100 самолётов этого типа. По вооружению, включая расположение пулемётов, британский вариант был идентичен F4F-3, да и двигатель на нём использовали почти такой же - тоже 1200-сильный «Твин Уосп», только экспортный S3C-4G с 1-ступенчатым 2-скоростным нагнетателем.
Уже после выдачи заказа бритты узнали, что фирма ведёт разработку проекта XF4F-4 со складным крылом и пожелали себе такое же, только с перломутровыми пуговицами без гидравлического привода механизма складывания, зато с шестью пулемётами вместо четырёх. Но к тому времени производство уже шло полным ходом, поэтому первые 10 экземпляров фирма выпустила в соответствии с первоначальным проектом и только с 11-го внедрила новое крыло и вооружение.
Официальное оформление британского контракта завершилось 24.7.40, в октябре поднялся в воздух первый самолёт, а в марте 1941 весь первый десяток машин прошёл приёмку. Один аппарат оставили на фирме для экспериментов, а остальные в мае ушли в Англию, где они поначалу именовались Non-standard Mk.II, а в июле 1941 были переименованы в Mk.III, что имело смысл, т.к. и по крылу с вооружением, и по двигателю они соответствовали «греческим» F3F-3A, получившим тот же индекс модификации немногим ранее.
Борт AM958 - один из «нестандартных Mk.II». Если посмотреть это фото в полном размере, то можно увидеть порты для выброса гильз в крыле, показывающие, что пулемёты в «Мартлетах» этой партии монтировались точно также, как и на американских F4F-3 (т.е. бок-о-бок с небольшим смещением внутреннего «ствола» вперёд).
приёмка поставка в Англию
AM954~963 10 шт 3/41 5/41 1 остался в США
Оставшийся тогда в США AM954 позже тоже был отправлен в Англию, но вместе с четыремя другими «Мартлетами» пошёл на дно с MV Heina, торпедированным U-591 11.2.42.
11-й серийный, он же первый со складным крылом, впервые взлетел 8 июля 1941 (т.е. уже после того, как XF4F-4 отправили на войсковые испытания), приёмка таких машин началась в октябре, а в Англию они пошли с декабря.
приёмка поставка (в Англию и Индию)
AM964~999 36 шт 10~12/41 12/41~1/42 1 потерян [*]
AJ100~112 13 шт 12/41 3~4/42 6 потеряно [**]
AJ113~153 41 шт 3~4/42 4~5/42 11 потеряно [***]
итого 100 шт (включая 10 «нестандартных»), из которых 19 или 20 потеряли
в процессе доставки
* AM999 пошёл на дно 12.3.42 вместе с SS Stangarth, торпедированным итальянской подводной лодкой Morosini.
** два (AJ105~106) погибли вместе с AM999, а ещё четыре (AJ107 & AJ109~111) вместе с AM954 (см.выше).
*** все стали жертвой U-109: три (AJ124~126) погибли 3.5.42 вместе с SS Laertes и восемь (AJ139~145 и то ли AJ130, то ли AJ135 [или они оба вместе, и в таком случае число потерянных истребителей было на один больше]) 20.4.42 вместе с SS Harpagon.
Первые серийные «Мартлеты» со складным крылом и 6-пулемётным вооружением.
XF4F-5. Это уже упоминавшиеся выше 3-й и 4-й экземпляры из первого заказа на F4F-3, на которых в экспериментальном порядке установили такие же «Циклоны» G205A, что и на G-36A, только под военным обозначением R-1820-40.
По результатам их сравнительных испытаний с обычными F4F-3 выяснилось, что на малых и средних высотах они обладают близкими характеристиками, а вот на 15000 футов и выше начинает сказываться разница в нагнетателях, и там «пятёрка» уже однозначно проигрывала «тройке».
Это должно быть справедливо и при сравнении «Мартлета» Mk.I с F4F-3.
XF4F-6. А это F4F-3 с таким же «Твин Уоспом» S3C-4G, что и G-36B, только под военным обозначением R-1830-90, построенный по расширенному и дополненному (до 82 штук разных модификаций) первому контракту на F4F-3 и впервые поднявшийся в воздух 11.10.40 [т.е. практически одновременно с аналогичным истребителем для Британии].
В данном случае дело было не в сравнительных испытаниях (каковые показали закономерное ухудшение характеристик на больших высотах, зато сам мотор мог похвастаться большей надёжностью), а в желании подстраховаться на случай, если PW не сможет поддерживать необходимые объёмы выпуска двигателей с более сложным нагнетателем.
Последнее обстоятельство стало определяющим для заказа серии в рамках второго контракта на производство F4F.
ещё один боковик за авторством М.Быкова aka
owl_99, взятый
оттуда же
Martlet III (F4F-3A) BuNo 3876 (будущий AX746), 805-й сквадрон, Западная Пустыня, лето 1941.
F4F-3A, иначе Martlet Mk.III. Под таким названием был запущен в серию XF4F-6. Объём заказа составил 95 экземпляров, которые прошли военную приёмку с марта по май 1941.
Первые 30 машин сразу после постройки ушли на экспорт в Грецию по программе ленд-лиза. В марте-апреле они (двумя партиями?) были отправлены морем в Афины, но после начала немецкого вторжения их тормознули в Гибралтаре (или Порт-Суэце ?), и 30.4.41 передали на баланс Королевского Флота как «Мартлеты» Mk.III, но официальный контракт на поставку в Британию по ленд-лизу был подписан только 15 мая.
Первое время эти истребители сохраняли американские серийные номера [и американскую светло-серую окраску периода нейтралитета], но позже были перенумерованы по британским стандартам в AX724~747, AX753~754, AX761 и HK840~842.
К экспортным самолётам это уже не имеет никакого отношения, но для полноты картины упомянуть всё же стоит:
1.10.41 истребителям F4F присвоили собственное имя Wildcat.
«Стандартные» (т.е. без учёта первых двух машин) F4F-3 выпускались в 1940-41 гг и в период с августа 1940 по декабрь 1941 были поставлены флоту в количестве 183 штук. Сначала они оснащались «Твин Уоспом» модели R-1830-76, а примерно с 100-го экземпляра пошла улучшенная модель R-1830-86 такой же мощности.
В 1942 году небольшое число самолётов (по сер.№ таких известно не менее 17 шт) переоборудовали в фоторазведчики F4F-3P, установив в фюзеляже две фотокамеры на месте заднего бензобака. Дальность полёта это сократило, зато сохранившееся стрелковое вооружение давало возможнось разведчику отбиться от противника.
По крайней мере один экземпляр F4F-3A также прошёл такую конверсию и получил обозначение F4F-3AP.
Забытый было F4F-3 в октябре 1942 снова появился в производственных планах, когда заказ на 100 разведчиков F4F-7 вдруг переоформили на выпуск такого же числа поплавковых истребителей F4F-3S Wildcatfish [это название неофициальное, зато общеупотребимое], которых фирме ещё предстояло спроектировать.
В прототип этой модификации переделали один из серийных F4F-3, выведя его на испытания 28.2.43. Два больших «понтона» с удерживающими их стойками серьёзно ухудшили аэродинамику самолёта с соответствующим падением его характеристик. А так как к тому времени были уже налажены и постройка новых авианосцев, и быстрое обустройство взлётно-посадочных полос на захваченных островах, то от планов выпуска гидроистребителей отказались.
А заказанные 100 экземпляров ещё раз переоформили, на этот раз на обычные F4F-3, но предназначавшиеся не для боевого применения, а для обучения. Поставки этой сотни тренировочных истребителей флоту проходили весной 1943 и завершились в мае.
А суммарный объём выпуска ранних «Уайлдкэтов» с ними дошёл до 565 экземпляров: 285 F4F-3, 95 F4F-3A, 81 G-36A, 100 G-36B и четырёх прототипов XF4F-2/3/5/6.