Bulldog IVA (финский сер.№ BU-68) из состава 1/LLv 26, на котором во время октябрьских учений 1939 года летал керсантти Валио Порвари по прозвищу Валтсу. На том же самом самолёте, только переставленном на лыжи тот же самый пилот воевал в начале Зимней войны в составе Osasto Heinilä/LLv 26, сформированного на базе 1-го ленто. И именно на нём он одержал обе свои декабрьские победы, как подтверждённую, так и не засчитанную.
Части и кампании (на обе войны): с 1.2.38 и по крайней мере до раннего послевоенного времени, а то и до выхода в отставку служил в одной и той же авиафлотилии, которая сначала носила номер 26 (исходно LLv 26, c 3.5.42 LeLv 26, а с 14.2.44 HLeLv 26), а 4.12.44 была переименована в HLeLv 30. В этой части он летал сначала на истребителях Bulldog IVA и по состоянию на 1939 год служил в 1-м ленто, и, соответственно, продолжил летать на «Бульдогах», когда остальные два ленто получили более современные Fokker D.XXI. С началом Зимней войны подразделения «Фоккеров» перевели в LLv 24 для действий в первой линии, а 1-е ленто, переименованное в Osasto Heinilä по имени командира, оставили на прикрытии тыловых районов. 1 декабря 1939 «Бульдоги» провели первые воздушные бои, и в одном из них Порвари добился своего первого успеха (относительного, потому что подтверждения на победу он так и не получил). А всего на истребителях этого типа он одержал 1 подтверждённую воздушную победу (в добавок к первой не засчитанной). Сама LLv 26 (её «тыловые структуры») в это время ожидала поступления истребителей Fiat G.50, но т.к. эта поставка затягивалась, то с 19.1.40 она начала получать Gladiator II и к концу месяца отдельный Отряд Хейнили вернули в лоно части, также как и лётчиков, прежде откомандированных в LLv 24, и к началу февраля первые два ленто 26-й флотилии вооружили относительно современными английскими истребителями, а третье осталось «безлошадным», продолжая дожидаться «Фиатов». Порвари, продолжавший службу в 1-м ленто, на «Гладиаторах» одержал ещё 2 победы, а когда в конце месяца эти истребители передали в другие части, до конца войны успел пересесть на доставленные наконец G.50, но не знаю, успел ли на них совершить хотя бы один боевой вылет. К середине 1941 он уже был лётчиком 3-го ленто и 25.6.41 принял участие в первом воздушном бою Войны продолжения, одержав 3½ победы, ставшие его единственным успехом на «Фиатах». В августе 1941 Порвари доверили единственный в LLv 26 Brewster B-239, на котором он одержал ещё одну победу. Но в сентябре этот истребитель пришлось сдать в LLv 24 и далее продолжать полёты на G.50, но уже без каких-либо успехов. К концу 1943 с техникой в LeLv 26 стало уже совсем плохо: мало того что «Фиаты» устарели, так ещё и изношены они были до крайней степени, из-за чего к началу 1944 в лётнопригодном состоянии осталось всего 6 машин. В качестве возможного решения проблемы рассматривали новые истребители финского производства, и в конце декабря 1943 в часть поступил один из предсерийных Myrsky I. Порвари был среди первых трёх пилотов, опробовавших этот самолёт и пока на нём летала только эта троица, отзывы о нём были положительными, но когда в конце февраля 1944 на него начали переучивать «строевую» группу из 12 лётчиков, пошли нарекания, а после потери единственной машины в катастрофе 17 марта идею «импортозамещения» окончательно отбросили. В мае 1944 HLeLv 26 прошла перевооружение на «Брустеры», высвободившиеся после получения 24-й флотилией «мессеров», и в том же месяце была переформирована на новый штат из двух ленто. К сожалению, в какой из них далее служил Порвари, мне не известно. Также я не знаю, участвовал ли он в Лапландской войне с Германией, на которую HLeLv 26 отправила один отдельный отряд, или служил тогда на основной базе части.
Победы (Зимняя война): 1-я не засчитанная - 1.12.39; 1-я подтверждённая - 25.12.39; 3-я и последняя - 16.2.40. Победы (Война продолжения): первые 3½ - 25.6.41; 4-я с половиной и последняя - 23.8.41. Итого в двух войнах: 7½ подтверждённых воздушных побед в 251 боевых вылетах.
Награды (в порядке награждения и без учёта памятных медалей): 1. luokan Vapaudenmitali [1-я степень Медали Свободы]; 4. luokan Vapaudenristi miekkojen kera [4-я степень Креста Свободы с мечами].
Уволился из армии 16.5.47 и занялся потом фермерством.
Скончался 2.4.93.
После получения в январе 1940 более современных истребителей «Гладиатор», 2 февраля LLv 26 избавилась от старых «Бульдогов», и BU-68 попал в LLv 29, но уже 13-го был разбит на посадке и в марте отправлен на заводской ремонт. В мае 1941 он вернулся в строй как тренировочный истребитель в LLv 34, потом в июле был передан в T-LLv (позже T-LeLv) 35, ровно год спустя оказался в LeSK, а ещё через год пошёл на списание в результате аварии.
боковик из разных Hamlyn Concise Guide издательства Chancellor Press
BU-68, как он выглядел в 1942 году во время службы в T-LeLv 35.